В целом на предприятиях страны за эти два осенних месяца зафиксировано 17 социально-трудовых споров. Казахстанцы были недовольны уровнем зарплаты, ее диспропорцией по сравнению с иностранцами, несвоевременными выплатами, нежеланием работодателей идти навстречу, трудовыми нарушениями.
"За первое полугодие в стране зарегистрировано три коллективных трудовых спора. Всплеск трудовых конфликтов пришелся на сентябрь-октябрь. На предприятиях зафиксировано 17 социально-трудовых споров. В разрезе отраслей большинство споров произошло в нефтегазовой отрасли, в разрезе регионов – в Мангистауской области", – говорится в ответе Федерации профсоюзов Казахстана на запрос inbusinness.kz.
В целом с начала года в нефтегазодобывающей отрасли произошло 11 трудовых конфликтов. В Актюбинской области – один случай, в Атырауской и Западно-Казахстанской областях – по два, в Мангистауской области – шесть случаев. Была приостановлена работа отдельных цехов, но это не повлияло на общий объем добычи нефти и газа.
В Мангистауской области, в частности, сложившейся ситуацией были недовольны работники ТОО "Кезби", ТОО "М-техсервис", ТОО "Актаукрантехсервис", ТОО "Мобил Сервис Групп", Актауского филиала ТОО "Международная нефтяная сервисная компания СИНОПЭК Казахстан", ТОО "Емир Ойл".
Основные причины конфликтов в регионе – низкая зарплата работников сервисных компаний (80-150 тысяч тенге), воспрепятствование работодателем профсоюзной деятельности (ТОО "Кезби").
Для сравнения, средняя зарплата в Актюбинской области составляет 156,9 тысячи тенге, в Атырауской области – 325 тысяч тенге, в ЗКО – 181,6 тысячи, в Мангистауской области – 289,5 тысячи тенге.
Отвечая на вопрос о разнице в зарплатах казахстанцев и иностранцев, в федерации сообщили, что подрядные работы достаются иностранным компаниям. В результате жалованье в казахстанских нефтесервисных компаниях, работающих на субподряде, гораздо ниже. И в целом оно ниже, чем в других нефтедобывающих регионах.
В федерации отмечают недостаточное внимание и контроль со стороны работодателей к вопросам достойных условий труда, отсутствие правовой грамотности обеих сторон. "Сохранение такого положения дел, недооценка этих вопросов на местах могут привести к негативным социально-политическим последствиям, стать фактором нарастания протестного потенциала", – считают в организации.
Профсоюзники считают необходимым пересмотреть Трудовой кодекс по коллективным трудовым спорам, в частности, нормы по выдвижению требований работников. Сейчас для этого нужно провести собрание и собрать голоса не менее двух третей участников.
Федерация профсоюзов предлагает упростить эту процедуру, предоставив право выдвижения требований работников профсоюзу организации. "Наряду с этим необходимо принять меры, позволяющие реально обеспечить работников правом на участие в управлении производством, включая переговоры по зарплате в обязательном порядке. Если подобная процедура будет законодательно урегулирована, то на многих предприятиях можно будет избежать перехода к стихийным акциям, минуя примирительные процедуры", – говорится в ответе.
Только активное взаимодействие работодателей с местной властью и профсоюзами, заблаговременная подготовка вариантов переобучения и трудоустройства высвобождаемых работников и последующее четкое исполнение взятых обязательств позволяют снизить уровень социального напряжения, говорят в федерации.
В целом разрешение конфликтов в регионе, на предприятиях должно быть ценностью управленческой культуры.
Самая главная роль в этом процессе отводится взаимоотношениям профсоюзов и работодателей. Поскольку ни одно предприятие, ни один коллектив не могут постоянно находиться в состоянии "войны", профсоюз несет такую же ответственность, как и работодатель, за ситуацию, которая складывается. Социально-трудовые конфликты, к сожалению, неизбежны даже в самом благополучном обществе, признают в федерации. Профсоюзам приходится искать пути оптимального разрешения конфликтов. Иногда это сложно и даже болезненно, особенно когда не все стороны готовы соблюдать этику.
Айгуль Тулекбаева