"Я не халявщик, я партнер!"

3961

Представители бизнеса – участники проекта ГЧП по модернизации школьных столовых просят помочь им в тяжелой ситуации.

"Я не халявщик, я партнер!"

Предприниматели Усть-Каменогорска, которые после долгих сомнений "подписались-таки" в середине прошлого года на государственно-частное партнерство по модернизации школьных столовых, никак не могут выйти из крайне затруднительного положения. Оно вызвано тем, что вследствие пандемии и ограничительных мероприятий в школах работают только дежурные группы, а некоторые учебные заведения и вовсе закрыты на карантин. Большинство детей находятся на дистанционном обучении.  Школьные столовые фактически не функционируют с марта 2020 года. Следовательно, бизнес, лишившись клиентов, несет убытки, потерял лучших работников. Об этом шла речь на встрече в режиме ZOOM арендаторов школьных столовых с  госорганами – их партнерами в проекте ГЧП по  модернизации школьных столовых, а также  представителями НПП "Атамекен" и Палаты предпринимателей ВКО.

Неловкое положение

Член регионального совета Палаты предпринимателей ВКО Ернар Иргебаев в начале встречи отметил, что она проводится по многочисленным просьбам представителей бизнеса – участников ГЧП. К слову, договоры о государственно-частном партнерстве по модернизации школьных столовых подписаны, с одной стороны, предпринимателями – арендаторами школьных столовых, руководством школы, отделом образования акимата Усть-Каменогорска, управлением образования ВКО. На встрече представителей городской администрации вообще не было, во всяком случае, они сохраняли тишину. А заместитель руководителя управления образования ВКО Асель Каирбекова, не забыв упомянуть, какой же прекрасный проект ГЧП они реализовали, на многие предложения попавших в затруднительное положение частных партнеров отвечала, что помочь им ее ведомство не может, потому что это не их компетенция.

Inbusiness.kz не раз рассказывал, какую кашу заварили с этим проектом ГЧП, как непросто он рождался. В середине 2019 года арендаторов школьных столовых и вовсе поставили в щекотливое положение – они были вынуждены или уйти с рынка, или согласиться на довольно жесткие условия госпартнера. То есть договоры ГЧП были подписаны в начале июня, а уже к середине августа предпринимателей обязали закупить нужное оборудование в пищевые блоки, провести ремонт в них и в залах школьных столовых. При этом они вкладывали собственные средства. Что государство дало им взамен? Арендовать столовые не на один год, как раньше, до проекта ГЧП, а на семь лет.

Сплошные убытки

В середине 90-х годов был на слуху телевизионный рекламный слоган "Я не халявщик, я партнер". И предприниматели проекта ГЧП по модернизации школьных столовых показали свою ответственность и добросовестность, выполнили свои обязательства. Подавляющее большинство предпринимателей для ремонта и покупки оборудования взяли кредиты в банках второго уровня как физические лица, потому что в те сроки, которые для них определили госпартнеры на реализацию проекта, получение потребительского кредита было самым быстрым. Теперь же это обернулось для них тем, что они не могут стать участниками программы для наиболее пострадавших от пандемии отраслей и получить субсидирование от фонда "Даму". Тем временем у многих участников проекта ГЧП по модернизации школьных столовых есть просрочки по кредитам. А платить по счетам нечем. 

Реальный выход из создавшейся ситуации предприниматели видят прежде всего в продлении сроков договоров по проекту ГЧП  с семи до 15 лет, а также просят пересмотреть цены на питание детей.

Как рассказала предпринимательница Галия Майкекызы, в прошлом году стоимость комплексного обеда для одного школьника из защищаемой категории населения равнялась 350 тенге. За это предпринимателю платит государство. Кстати, под такую сумму "подгоняли" и стоимость комплексного обеда для обычного школьника, за который платят его родители. В этом году стоимость такого комплексного обеда для детей из малообеспеченных, многодетных семей стоит 375 тенге. Воспитанников мини-центров предприниматели обязаны накормить в день три раза – всего на 675 тенге. По словам Галии Майкекызы, это просто смешные суммы. 

"Конечно, пандемия стала для нас неожиданностью. Мы в марте закупили очень много продуктов, у них вышел срок годности. Нам пришлось просто взять их и выкинуть. Нам пришлось распустить работников. Если школы откроются, то у нас не будет специалистов", – говорит Галия Майкекызы.

В этой связи предпринимательница предложила: может, государство вернет им деньги, потраченные на оборудование, ведь оно все равно останется в школах по окончании срока договора ГЧП?

Директор департамента ГЧП НПП "Атамекен" Назгуль Узалина  объяснила предпринимателям, что они имеют право   обратиться в суд для решения этого вопроса и возмещения своих убытков. Также она посоветовала написать коллективное заявление госпартнерам, попросить их либо продлить договоры ГЧП, заключив дополнительное соглашение, либо заявить об их расторжении, которое возможно только через суд.

"У вас по договору предусмотрено возмещение инвестзатрат или операционных затрат при наступлении форс-мажора? Вы также должны будете подтвердить свою расходную часть. Мне интересно, что скажет отдел образования, решали ли они этот вопрос?" – спросила Назгуль Узалина.

Но вместо горотдела образования, отсутствовавшего на встрече, ответила Галия Майкекызы. Она рассказала, что 27 сентября они коллективно ходили к замакима города Арману Искакову, обращались к замруководителя управления образования ВКО  Асель Каирбековой. Но ничего добиться не удалось, хотя, как рассказали позже inbusiness.kz представители бизнеса, вместе с г-ном Искаковым они писали свои предложения по возможной работе школьных столовых в департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг, откуда, собственно, и выходят постановления главного государственного санврача области о карантинных и ограничительных санитарно-эпидемиологических мероприятиях. Но так ничего утешительного для себя и не дождались. 

Договор ГЧП без гособязательств

Заместитель руководителя управления образования ВКО Асель Каирбекова выразила благодарность всем частным партнерам, которые, по ее словам, очень ответственно подошли в реализации проекта ГЧП по модернизации школьных столовых.  Но, объяснила она, по ГЧП есть несколько видов договоров, которые предусматривают выплаты государственных обязательств. Договоры по "столовкам", о которых идет речь, не предусматривают государственных обязательств.

"Мы, как государственные партнеры, готовы рассмотреть предложения, в случае обращения в письменном порядке частных партнеров, возможно, продлить срок договоров на срок приостановления деятельности из-за пандемии либо какие ваши предложения? – обратилась к бизнесу Асель Каирбекова. – Эти варианты можно рассмотреть. Вопрос о том, что можно было мини-центры открыть или других людей кормить, учителей, например, в компетенцию управления образования не входит. Есть уполномоченные органы, это органы СЭС, министерства здравоохранения, которые регламентируют работу тех или иных субъектов, где разрешается работа общепита, кроме школьных столовых".

Также относительно стоимости школьного обеда Асель Каирбекова заметила, что и этот вопрос в ее компетенцию не входит. Им занимается городской отдел образования, и на 2021 год он, по ее словам, "заложил в бюджет по 400 тенге на питание одного ребенка". Относительно внесения предпринимателей в списки пострадавших от пандемии, в группы риска г-жа Каирбекова также отметила, что не знает, кто этим занимается.

Назгуль Узалина предложила  бизнесу проработать с управлением образования вопрос о заключении допсоглашения о продлении договора, рассмотреть вопрос возмещения  убытков предпринимателей и попросила их написать соответствующее коллективное письмо в эту госструктуру, а также органы СЭС, управление здравоохранения, наконец, на имя замакима области – попросить того в содействии по приостановке  начисления процентных ставок по кредитам, рассмотреть вопрос возмещения убытков со стороны госпартнеров.

Общественница Елена Березинская-Абилова внесла предложение в адрес Палаты предпринимателей ВКО взять проекты по ГЧП на коучинговое сопровождение.

"Мы же понимаем, что им нужны процедуры антикризисного, технологического, производственного менеджмента, с привлечением экспертов, может, даже республиканских, – заявила она. – Есть отдельные бизнес-кейсы по антикризисному менеджменту для предпринимателей".

Как будут реализованы эти предложения и как они помогут арендаторам школьных столовых – участникам проекта ГЧП, мы расскажем в дальнейшем.

Ольга Ушакова

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться