16 сентября начинается визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Узбекистан, а 17 сентября он отправится в соседний Туркменистан, где посетит V Азиатские игры в закрытых помещениях и по боевым искусствам в Ашхабаде. В последнее время региональная политика в ЦА заметно оживилась, что эксперты связывают со смертью Ислама Каримова, который достаточно неохотно соглашался на реализацию центральноазиатских инициатив.
В связи с этим примечательно, что при новом узбекском руководстве отношения между двумя лидерами крайне динамичные, за минувший со смерти Каримова год Шавкат Мирзиёев чаще всего встречался именно с Нурсултаном Назарбаевым.
Президент Казахстана перед поездкой поделился некоторыми подробностями предстоящих переговоров в двух центральноазиатских столицах.
"С соседями всегда возникают вопросы, потому что они соседи. Я сейчас буду в Узбекистане и Туркменистане, в октябре буду в России, так что вопросы всегда есть. С Узбекистаном в настоящее время складывается очень хорошая обстановка. Например, все пропускные пункты открыты, они почти обнулили большие акцизы на нашу пшеницу. Была такая парадоксальная ситуация, когда через Казахстан им надо ехать из Ташкента в другую область или мы должны были из Мактаарала через Узбекистан ехать к нам. Сегодня это приведено в соответствие, и все будет нормально. Только в этом году торговля с Узбекистаном выросла на 35%. Очень хороший показатель, есть обмен товарами, поэтому будем обсуждать межгосударственные отношения и региональные вопросы. Три государства – Узбекистан, Таджикистан и Казахстан должны подписать "точки стыка" на границе. Проблем нет, но надо подписать для решения", – сказал Нурсултан Назарбаев.
Контакты лидеров РК и Туркменистана также носят достаточно интенсивный характер, особый интерес Астаны к Ашхабаду в том числе продиктован участием обеих стран в проекте железной дороги Казахстан —Туркменистан — Иран. Также эксперты отмечают, что в регионе выстраивается некий тройственный союз между Туркменистаном, Казахстаном и Узбекистаном, учитывая, что и отношения Ташкента с Ашхабадом в последнее время претерпевают подъем. Свой первый государственный визит Шавкат Мирзиёев совершил в Туркменистан, а второй – в Казахстан, после этого лидеры также неоднократно встречались. И Туркменистан, и Казахстан, и Узбекистан – это страны с мощной ресурсной базой, имеющие тесные контакты и так или иначе завязанные на единые энергетические проекты. Поэтому эта связка выглядит вполне логичной.
Шавкат Мирзиёев прошел испытательный срок
Эксперт проекта Bilig Brains политолог Расул Арин заметил, что новый руководитель в соседнем Узбекистане – это возможность укрепить двусторонние отношения. Если до этого были определенные сомнения в серьезности намерений Мирзиёева и в его новом курсе развития страны, то сейчас, после определенного "испытательного" срока видно, что он в действительности является прогрессивным политиком и стремится изменить многое, а главное, добивается этого. Недавняя валютная либерализация является главным индикатором для изменений внутри страны. А если он готов менять многое внутри страны, то внешняя политика последует по этому же курсу, подчеркнул спикер.
Политолог считает, что данный этап развития Узбекистана станет переломным и сложным, он будет нуждаться в поддержке международных организаций и зарубежных партнеров. Либерализация курса национальной валюты приведет к снижению внутренней покупательской способности, что может подстегнуть трудовую миграцию из Узбекистана в Россию, Казахстан и Южную Корею. Но, с другой стороны, открываются перспективы для роста торговли, возможности для инвестирования, так как при прежней неконвертируемой валютной системе деятельность, связанная с иностранными деньгами, осуществлялась либо через государственный контроль, либо через черный рынок. Из всего этого следует, что Узбекистан будет нуждаться в наращивании сотрудничества с Казахстаном, как с важным партнером в регионе, также и Астана будет идти навстречу, осознавая будущие перспективы сотрудничества с Ташкентом, исходя из их большого потенциала, заметил эксперт.
По его словам, экономика Туркменистана, несмотря на свои энергетические запасы углеводородов, сейчас находится в сложном положении. Она полностью зависит от китайского спроса на газ, так как у Туркменистана больше нет других крупных потребителей. Нужно искать новые экономические пути развития, настало время для поэтапного изменения политики, и здесь важна поддержка региональных партнеров, таких как Узбекистан и Казахстан. Возможно, будут обсуждаться новые совместные проекты и возможности инвестирования казахстанского бизнеса в экономику Туркменистана, считает эксперт.
Расул Арин заметил, что Казахстан, как близко расположенное государство к Узбекистану и Туркменистану, может как пострадать от негативных последствий экономической перестройки этих стран, так и выиграть от открытия их рынка.
Политолог Султанбек Султангалиев заметил, что накануне поездки глава Казахстана с удовлетворением отметил рост товарооборота с Узбекистаном и констатировал отсутствие препонов в дальнейшем торгово-экономическом сотрудничестве с южным соседом. Участие казахстанской делегации в казахстано-узбекском экономическом форуме должно повлечь за собой подписание договоров о сотрудничестве в разных сферах. Острой проблемой остаются вопросы регулирования водораздела центральноазиатских рек, и не исключено, что данный аспект будет обязательно затронут в переговорах лидеров.
И снова поговорим о безопасности
Эксперт считает, что геополитические вопросы станут во главе угла на закрытых встречах глав государств. Он заметил, что наиболее актуальными проблемами для стран региона являются вопросы обеспечения противодействия пропаганде религиозного экстремизма и укрепления безопасности в случае открытой агрессии международных террористических организаций. В данном контексте часть переговорного процесса может свестись к консультациям по поводу вступления Узбекистана и Туркменистана в ОДКБ, однако сенсационных подвижек в этом направлении сразу ожидать не приходится, но саморазвитие событий неизбежно поставит перед руководством этих стран вопрос о более тесном сотрудничестве в вопросах региональной безопасности, убежден политолог.
Эксперт по внешней политике Института мировой экономики и политики РК Жумабек Сарабеков подчеркнул, что возросшая интенсивность встреч между президентами отражает важные изменения в узбекской дипломатии. Новое руководство страны в качестве наиболее приоритетных направлений внешней политики выделяет сотрудничество с соседями по региону, и неудивительно, что ключевым партнером Ташкента выступает Казахстан.
Политолог считает, что Ташкент и Астана являются лидерами в Центральной Азии, как в плане экономического потенциала, так и в плане военно-политической мощи. Г-н Сарабеков сказал, что Узбекистан при Мирзиёеве серьезно настроен на большую интеграцию в дела региона, так как за все эти годы между странами накопилось множество вопросов, которые требовали политической воли для своего решения. И сейчас с узбекской стороны она появилась.
"В некотором смысле здесь можно увидеть стремление Ташкента наверстать упущенное. В свою очередь, Казахстан всегда выступал за интенсификацию диалога в регионе. На самом деле при Каримове самые теплые отношения у Ташкента как раз-таки были с Астаной, что обусловливалось и личными отношениями между нашими лидерами. Поэтому я бы здесь не говорил, что погода в отношениях резко потеплела, она и так была относительно теплая. Но однозначно стало лучше. На мой взгляд, основной акцент при встрече лидеров будет сделан на развитии торгово-экономических отношений. На сегодняшний день взаимная торговля колеблется вокруг 1,5 миллиарда долларов, что не отвечает торговому потенциалу двух стран. Как известно, стороны в ходе предыдущих встреч заявили, что намерены довести товарооборот до пяти миллиардов долларов. Поэтому одной из ключевых задач выступает развитие экономических контактов. При этом перед казахстанскими экспортерами стоит вопрос упрощения доступа к узбекскому рынку", – сказал Расул Жумабеков.
Эксперт заметил, что Узбекистан отличается широким применением различных импортозамещающих инструментов, в том числе нетарифных барьеров. И для того, чтобы казахстанские экспортеры могли нормально работать в Узбекистане, необходимо добиться ряда уступок. К примеру, по снижению акцизов. Валютная либерализация в Узбекистане также открывает новые возможности для казахстанских инвесторов. Практика валютного контроля до сегодняшнего дня выступала одним из основных препятствий для иностранного капитала, так как возникали сложности с репатриацией прибыли.
"В новых условиях инвесторы будут чувствовать себя намного комфортнее. И, наверняка, в ходе встречи вопрос увеличения и защиты взаимных инвестиций займет важное место. Туркменистан – важная страна в регионе и, несмотря на свою политику нейтралитета, в последнее время углубляет сотрудничество с соседями, особенно с Узбекистаном. Активизируются контакты Ашхабада с Баку. В отношениях же с Казахстаном в последние годы также появляются новые сферы, где страны могли бы извлечь для себя немалые выгоды. К примеру, сотрудничество в транспортной области. Запуск железной дороги между Казахстаном, Туркменистаном и Ираном укрепил транзитный потенциал государств", – сказал Жумабек Сарабеков.
Научиться решать проблемы без посредников
Узбекский политолог Рафаэль Саттаров заметил, что не совсем правильно говорить о том, что отношения между Ташкентом и Астаной при Каримове были далеки от теплых. Как раз наоборот, отношения хоть и были неидеальными, тем не менее, они были выстроены прагматично. Каримов только Нурсултана Назарбаева воспринимал как себе равного в регионе и всегда старался балансировать в отношениях с Казахстаном.
"Действительно, после смерти Каримова вопросы регионального взаимодействия обрели новое дыхание, и есть шанс, что наконец-то страны региона научатся проводить встречи и саммиты самостоятельно, без внерегиональных посредников, таких как С5+1, ШОС или саммиты СНГ. Конечно, Нурсултан Назарбаев попытается застолбить место для казахского бизнеса в Узбекистане, но и Ташкент, естественно, будет продвигать аналогичную политику для своего бизнеса. Тут уже все зависит от того, насколько партнеры готовы реально работать и выстраивать отношения прагматично, взаимовыгодно, без апелляции к громким и пустым лозунгам "о братстве", "о тюркском единстве". Как раз наоборот, стороны должны максимально учитывать реальные возможности, оценивать трезво ситуацию в регионе и окружающем пространстве. Необходимо придать импульс для развития человеческих контактов, создать условия для кооперации малого и среднего бизнеса, сейчас пока в глаза бросаются успехи и выгоды крупного бизнеса, для которого всегда создаются удобные условия", – сказал г-н Саттаров.
По его словам, про единую политику стран Центральной Азии пока говорить рано, но не потому, что они к этому не готовы, а, скорее, для этого нет условий. Казахстан и Кыргызстан – члены ЕАЭС и ОДКБ, следовательно, оборонная и стратегическая политика должна учитывать эти характеристики. Туркменистан пока не готов отказаться от своего нейтрального статуса, хотя его нейтральность имеет свои временные рамки, сказал эксперт.
Он считает, что для начала надо развивать взаимную торговлю, так как она с трудом доходит до отметки $8 миллиардов, и половина этой суммы приходится на Узбекистан и Казахстан. Поэтому сначала страны региона должны выстроить действительно сильную взаимную торговлю, создать условия для человеческого обмена, который крайне слабый.
Эксперт убежден, что вся региональная архитектура зависит от отношений Узбекистана и Казахстана, именно их совместные шаги ускорят региональную кооперацию во всех сферах: в культуре, энергетике, продовольственной безопасности.
"Для режима Гурбангулы Бердымухаммедова любая помощь важна, при этом сойдет даже моральная поддержка, которая будет гарантировать, что его не оставят одного с крупными проблемами. Вообще, действия Туркменистана по отношению к Казахстану выглядят немного странно: то закрыли границу на время спортивного мероприятия, то прекратили безвизовый режим для граждан Казахстана. Помимо дежурных тем: энергетика, культурно-гуманитарная, экономическая сферы, останется место для стратегических вопросов. Это и вопрос Каспия, совместная работа в энергетической сфере, особенно участие казахстанских компаний и банков в этих направлениях и вопросы финансовой стабилизации Туркменистана", – заключил эксперт.
Аскар Муминов