/img/tv1.svg
RU KZ
«Закупочный союз позволит сократить затраты на поставщиков»

«Закупочный союз позволит сократить затраты на поставщиков»

В Ассоциации мини-маркетов Казахстана предлагают вариант трансформации магазинов у дома через совместные автоматизированные закупки и кооперацию.

08:00 02 Март 2020 6255

«Закупочный союз позволит сократить затраты на поставщиков»

Автор:

Данияр Сериков

Сфера торговли в Казахстане является чудесным местом, где произведенные в стране и импортированные товары при выставлении на полки существенно прибавляют в цене на 20-30% без видимых затрат. О том, какой потенциал в снижении расходов и выходе из серой зоны имеется у «магазинов у дома», в интервью inbusiness.kz рассказал глава Ассоциации мини-маркетов Бауржан Нуркенов.  

Бауржан, расскажите о своем жизненном опыте, как Вы решили прийти в торговлю?

– Я в бизнес пришел, проработав на госслужбе, в квазигосударственном секторе, и поэтому вижу ситуацию не только со стороны бизнеса, но я могу ее увидеть с разных углов – и как потребитель, клиент, так и со стороны государства. То, что я продвигаю сейчас, – это не только с позиции ассоциации, малого бизнеса. Это решение, наверное, больше государственного уровня, которое позволило бы выйти малым бизнесам на новый уровень. У меня есть опыт работы в торговой сети «Наш маркет», где мы выстраивали бизнес-процессы сети «магазинов у дома» и налаживали эффективный сбыт в столице через сеть небольших магазинов с использованием единого облачного ИТ-решения.

Недавно был на встрече в министерстве торговли и интеграции на обсуждении новой концепции государственной программы развития торговой политики на 2021-2025 годы. Мы ее всю изучили, и там было очень много объективной критики этой концепции. По-моему, основная критика была, что государство в лице торгового ведомства до сих пор не понимает, не видит корневые проблемы внутренней торговли. Как? Если ты не видишь проблему, то ты не можешь предложить решения, получается. Мы указали на основную проблему внутренней торговли, а ведь она вообще двигатель развития внешней торговли на экспорт. Если у тебя бренда нет в стране, то продавать за рубежом нечего. А в действующей редакции концепции одна из основных задач – это выход на внешние рынки, экспорт. И мы объясняем: мы сначала должны внутренней торговли понять проблемы, усилить внутренний рынок и потом двигаться в сторону развития экспорта.

По-моему, основные проблемы внутренней торговли – это то, что у нас нет как такового еще системного ритейла. Есть большое количество маленьких магазинов-одиночек. Они работают в несистемном, теневом секторе экономики, и это тоже объяснимо. Мы разговаривали с вице-министром, и я у него спросил: «Вы не задумывались, почему они в тени находятся?» А бизнес просто находится в безвыходном положении. Сейчас внесли изменения в налоговую систему, так закрутили там, должны быть ЭСФ (ЭСФ – электронная счет-фактура), личный кабинет, фактически в каждом магазине должен быть бухгалтер, если все в белую делать. Но это невозможно, на таком обороте, вы представляете, у нас 2,5 тыс. магазинов в Астане – у нас нужно 2,5 тыс. бухгалтеров, чтобы обслуживать их. Это целая армия бухгалтеров!

– Самим же трудно вести весь учет.

– Да, но там калькуляция простая, на их маржинальности им хватает, чтобы работал сам хозяин магазина, его близкий родственник и один-два кассира с неофициальной зарплатой по 100-120 тыс. тенге, которую тоже они не показывают. Они мало того что фискал не пробивают, они и зарплаты в конвертах платят. Потому что там под 36-37% соцотчисления. Если 120 тыс. тенге мини-маркет платит на руки, то он еще должен государству 40 тыс. тенге заплатить в налогах.

– С начала года то, что ввели налоговые послабления на три года, планку НДС снизили, – это как-то повлияло?

– Однозначно планку НДС нельзя понижать. Это приведет к тому, что маленькие магазины точно не будут показывать свои обороты. Это вид бизнеса, где обороты большие, а вот маржинальность минимальная. Соответственно, ты показываешь все обороты магазина, то очень быстро выводишь бизнес на НДС, а это еще большие затраты, так как бухгалтерский учет усложняется. Понижение планки НДС никак не помогут вывести бизнес из серой зоны, а скорее наоборот.

– Такой потолок без НДС мало совсем.

– Это вообще мало, это копейки. Это, получается, в день валовые продажи не должны превышать 100 тыс. тенге в день в одном магазине. А это очень маленькая выручка, которая не позволяет содержать персонал, платить аренду и другие платежи. Если предприниматель будет показывать все обороты, то однозначно выйдет на НДС, а к этому собственники маленьких магазинов в массе своей не готовы.

– Обычно в среднем сколько дневной оборот составляет у мини-маркетов?

– 250-300 тысяч тенге в среднем, чтобы мини-маркет какие-то свои расходы закрывал, на плаву держался.

– А какая средняя наценка в магазине? 

– В среднем наценка составляет 20-30% в зависимости от локации – на правом берегу столицы поменьше наценка, на левом берегу повыше. Но держать в штате еще одного бухгалтера магазину нереально. Тогда он просто изначально банкрот тогда будет. Ты должен содержать бухгалтера, под 40% платить соцотчисления, договора со всеми поставщиками заключить, все это делать, скорее всего, по безналу больше всего.

Цена от поставщиков тоже становится выше, если магазин работает официально по договору. А значит, придется и наценку сокращать, ведь покупатель смотрит на ценник и ищет товары, где выгоднее. Поставщики у нас тоже, если честно, сами заинтересованы работать в серую. Потому что для них это возможность скрыть кое-какие моменты, поэтому они заинтересованы в том, чтобы у нас 2,5 тыс. магазинов в серой зоне находились, а это фактически 70% ритейла в столице.

– В обороте все меньше становится физической мелочи, все больше приходится расплачиваться карточкой, на больших комиссионных от бизнеса в результате все больше зарабатывают банки. Это не помогает в свет вывести все?

– Если это оплата через POS-терминал, то да, магазину приходится делиться с банком частью своей и так малой наценки. Вроде бы банк берет 3% от суммы платежа, но у предпринимателя 20% наценка. Простыми математическими расчетами мы понимаем, что 18% от своей маржи магазин отдает банку… А что остается бизнесу? А ведь еще есть и налоги!

Поэтому многие магазины начали использовать перевод через kaspi.kz, но здесь опять же серая зона, так как это, по сути, переводы между физлицами. Но это позволяет бизнесу выживать и не платить банкам эти драконовские проценты. Вы где видели, чтобы фискальный чек в маленьком магазине давали? Именно фискальный, а не то, что распечатывается внутренней учетной системой на принтере…

– Я его не требую, и я думаю, что МСБ должны быть освобождены от налогов.

– Да, но речь не об этом. Чем чревата серая зона, если говорить о развитии торговли в Казахстане? Ты не можешь проверить вал, сколько вообще, какие товары проводятся. Здесь контрафакт, уход от налогов, коррупционная зона. Это как раковая опухоль, и мы ее не диагностируем, а все, что проходит в серую, – это нездоровое. Если кто-то, воспитанный на принципах честности, захочет зайти на этот рынок, сделать все как положено, поставит фискальный аппарат, пробивает чеки, через полгода выходит на НДС, начинает его платить, все время соцотчисления платил, а рядом магазин находится, который все это время работал в серой зоне, и здесь недобросовестная конкуренция будет, так как цены в этом «сером» магазине будут выгоднее, да и прибыли будет оставаться больше. Это самая большая проблема, когда у нас малый бизнес живет по принципу «налоги платят лохи».

Потому что все пытаются как-то выйти, не платить налоги, и я их понимаю. Как только они выйдут в белую зону – это бесперспективно, а где нет добросовестной конкуренции – нет системного ритейла, сбыта продукции, товаропроводящей системы. А это все влияет, соответственно, на развитие торговых марок, брендов. Когда здесь бардак, сверху ничего расти не будет. Мы должны базу, фундамент сделать устойчивыми, а это когда все прозрачно, законно, когда все работают по единым правилам. Вот сейчас освободили бы от НДС – надо было изменить его порог не до 30, а 100 млн тенге, тогда бы все работали в белую. Ну и наказывать, если фискальные чеки не дают – надо наказывать.

– Город у нас маленький, если налоговики захотят, то они всех проверят. Один раз проверку сделали, если не пробивают, то штраф. С другой стороны, базары тоже должны все в белую работать.

– Сейчас так устроена система, что любой магазин у дома можно обанкротить, просто переведя его на 100% белый режим работы. При этом я прекрасно пониманию, что все должны работать в белую, чтобы мы развивали системный ритейл, а без него дальнейшее развитие всего остального не получится – отечественных производителей, экспорта, правильной логистической схемы. Важно создать для малого бизнеса возможности работать в белую и быть прибыльными. Мы долго думали, как это реализовать, и нашли вариант. Это однозначно кооперация, создание выгодных закупочных цен и снижение расходов на операционную деятельность каждого отдельно взятого магазина. Этот проект активно продвигает наша Ассоциация мини-маркетов Казахстана. Но для реализации данного проекта однозначно нужна поддержка государства.

– Выстраивать системную работу магазинов – это же дорого, да и специалистов в этой сфере мало на рынке.

– Вот, чтобы системно выстроить бизнес, нужно определенное количество сотрудников. Мы как-то пытались сократить, но не получалось у нас, все равно это минимальное количество административного персонала – 15 человек. А чтобы 15 человек прокормить, должно быть более 10 магазинов в сети. Соответственно, если ты хочешь масштабироваться в другой регион, то ты должен сначала офис там открыть и только потом магазин открывать. Причем не сразу 10 магазинов будешь открывать, а один-два-три, тестировать, и вот, когда три работают нормально, ты только потом масштабируешься.

– По цене могут мини-маркеты конкурировать с базарами и супермаркетами?

– Могут конкурировать, но, чтобы мини-маркеты могли получать выгодные закупочные цены на товары и условия – процент от банка по оплате за транзакции и другие услуги, им нужна кооперация, но сами они скооперироваться не смогут, невозможно.

– С фермерами или производителями?

– Я сейчас говорю о кооперации магазинов, хотя и фермерам, и производителям важно объединяться для развития и масштабирования. Потому что они везде малыши, которым нужны рост и поддержка.

– Вы предлагаете, чтобы мини-маркеты объединялись и вместе закупки делали?

– Верно, и делать это надо системно, с учетом современных технологий, а не просто разовые меры по какой-то товарной группе. Закупки должны быть системными по всем товарным позициям магазина. Просто сделать оптовые цены на овощи в оптово-распределительных центрах (ОРЦ) недостаточно.

– Хорошо, вот у вас Ассоциация мини-маркетов, финансирование должно быть на членских взносах или госсубсидиях. Но в итоге получается так, что вы предлагаете создать какое-то ядро, через которое ИТ-решение будет проходить и где будет общий закуп производиться. Какая-то часть из этих 2,5 тыс. мини-маркетов в Астане, все не будут участвовать по-любому. Какие у вас цены будут, льготы, может быть, при объемах больших по логистике будет легче развозить. Это можете объяснить, что вы предлагаете для Астаны?

– У нас сейчас в рамках концепции государственной программы продвигается идея ОРЦ. Можно сделать так, чтобы закупочный союз, допустим, из 100 магазинов у дома, входящих в него на добровольных началах, устанавливает в эту сеть магазинов единую систему автоматизации, товароучета, автозаказа и начинает вести переговоры с поставщиками от имени этих магазинов. На ОРЦ ведут переговоры на то, чтобы товар шел с центра на охваченные мини-маркеты, то есть поставщики, а лучше сразу производители, выходя напрямую, привозят в оптово-распределительные центры товары, со 100 магазинов ежедневно идет система автозаказа, и здесь формируется консолидированный груз.

Чтобы вы знали, сейчас на один магазин 30-40 поставок товаров идет в день. Предприниматель фактически только и занимается приемкой товара и заказом на следующее утро, постоянно. А сколько грузовиков доставляет буквально по одной коробочке в магазин, а это все нагрузка на транспортные системы города.

– У меня такое впечатление по магазинам у дома, что они очень плохо планируют закупки или не работают с поставщиками. Например, часто я хочу купить в мини-маркете рядом куриное мясо, а его нет уже после обеда – разобрали, хотя с утра привезли. Поставщики недорабатывают, а в итоге приходится в другой магазин идти, брать курицу иного производителя. Как будет автозаказ работать, если планирования нормального нет у мини-маркетов?

– Представьте, что вы владелец магазина и администратор в одном лице. Ваш день начинается с семи утра. Первые поставщики, которые приезжают к вам, – это молочка и хлеб. В среднем магазине у дома порядка 100 кв. м, там где-то 2-2,5 тыс. наименований товаров.

Как происходят поставки? Приехала машина-грузовичок, принесли они хлеб, вам дали акт приемки, вы подписали – сколько вы хлеба приняли. Поставщик смотрит, сколько еще товара надо будет привезти на следующий день. Вы еще им должны деньги заплатить наличными, вы же работаете в серую. Это занимает у вас примерно 15 минут – пока поставщик придет, разложит или вы разложите. И это только один вид хлеба. А у вас производителей хлеба должно быть где-то два-три. Один лепешки привозит, другой – батоны, третий – какие-то пряники с другим видом хлеба.

Теперь молочка, сигареты и многое другое. И так 30-40 раз за день… Конечно же, легко упустить момент и не заметить снижение запаса по какой-то товарной категории. Да и поставщики не могут каждый день привозить товар маленьким магазинам. Поэтому вопрос планирования запасов – это невыполнимая задача для магазина. А если у него даже товароучетной системы нет, то это просто нереальная задача.

– Но это же экономически невыгодно, такое количество поставщиков.

– Вот почему я говорю, что нам нужен закупочный союз. Вот если вы один магазин, то вы не сможете договориться, чтобы к вам привозили в удобное для вас время. Магазины вынуждены подстраиваться под график доставки дистрибьютора, при этом некоторые привозят товар в магазин раз в неделю. Вот как тут обеспечить для покупателя стабильный ассортимент?

– Если я коммерсант и у меня уже есть действующий магазин, что Вы мне можете предложить?

– Представим, что закупочный союз уже работает. Во-первых, цена поставщика у нас ниже на 20-30%, потому что мы теперь работаем напрямую со многими производителями. Во-вторых, вы получаете консолидированную поставку в удобном для вашего магазина графике, чтобы поддерживать стабильный ассортимент. Это может быть ежедневная поставка, что позволяет вам значительно оптимизировать оборотные средства. В-третьих, наша автоматизация мониторит ваши продажи и делает автозаказ, а это значительно экономит рабочее время. Вы можете смотреть уже готовый заказ и вносить корректировки при необходимости. В-четвертых, вы можете пользоваться услугами специалистов на условиях аутсорсинга: техобслуживание оборудования, бухгалтерия, служба безопасности, юристы, операционный менеджер, маркетинг и мерчендайзинг. В-пятых, мы берем на себя большую часть вашей операционной деятельности, связанной с поставщиками, переговоры ведут специалисты. В-шестых, вы можете использовать возможности единой системы лояльности и предоставлять вашим клиентам бонусные карты. В-седьмых, вы сможете снижать расходы на услуги и тарифы, которые использует каждый магазин. Опять же за счет увеличения закупочной силы в рамках союза. Например, совместный оптовый закуп электричества, интернет-услуг и даже вывоз мусора. Все это позволяет значительно экономить постоянные расходы, а значит, увеличивает прибыльность бизнеса.

– На какие статьи расходов вы будете просить поддержку у государства?

– На ИТ и на офис, поддержание работы. 15 человек минимум должно в нем работать на весь город, этого достаточно вполне.

– Вы не боитесь, что антимонопольный комитет обвинит вас в координации действий на рынке?

– Монополии в кооперации нет. Это невозможно, ведь мы говорим об объединении мини-маркетов с целью выживания их бизнеса и перехода в новый формат. Этот формат работы помогает малому бизнесу развиваться и эффективно конкурировать с другими форматами торговли.

– Тогда все будет в белую, больше налогов платить придется.

– Абсолютно верно. Эта модель выгодна всем – и предпринимателям, и покупателям, и отечественным товаропроизводителям, и государству.

– Таким образом, вы государству можете сказать, что выводите из тени магазины, они заплатят больше налогов, а вы нам дайте субсидии для этого.

– Да, сейчас вы в начале нам помогите, но когда вся эта система заработает, то налогов только по Нур-Султану магазины на 15 млрд тенге ежегодно больше будут платить. Вместе с тем вся эта структура обойдется гораздо дешевле.

– Во сколько в год вы оцениваете затраты на проектный офис?

– Немного. Он должен работать в себестоимость. Это должна быть некоммерческая структура.

– Вы хотите в каждом регионе такой сделать?

– Конечно, это ведь проблема везде по Казахстану. Нужно сделать «пилот» в столице, посмотреть, протестировать. И, как мы все бизнес-процессы сделаем правильно, модель можно будет масштабировать по всему Казахстану. Эта система может работать по всей стране, она позволит просто ожить нашему рынку.

Данияр Сериков

Как должны работать ТРЦ

Заполняемость помещений посетителями не должна превышать 30%. Объекты ритейла должны дозировать и регулировать потоки покупателей.

17 Август 2020 09:31 5405

Фото: Мария Матвиенко

Алгоритмы по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм прописал для торговых объектов главный санитарный врач Казахстана в постановлении № 47 на период введения ограничительных мероприятий, в том числе карантина.

Утвержденные требования обязывают торговые дома и ТРЦ  обеспечить при входе замер температуры у посетителей бесконтактным способом. Каждый находящийся в торговом объекте человек должен носить маску. При этом потоки людей должны и дозироваться. В частности, заполняемость помещений не должна превышать 30% от вместимости, то есть на одного человека должно приходиться четыре квадратных метра. Социальная дистанция должна регулироваться с помощью нанесенных на напольное покрытие разметок, змеек ограждений, барьерных лент. Эти атрибуты безопасности обязательны, чтобы не допустить образования очередей, поясняется в документе.

Между продавцами должно выдерживаться расстояние в два метра. Ограничивается доступ посетителей к товарам продовольственной группы. Выборка, взвешивание, упаковка и другие тактильные манипуляции с товаром осуществляются продавцом.

Каждые полчаса в торговых объектах должна включаться радиотрансляция о необходимости соблюдать санитарные меры.

Санитайзеры с кожным антисептиком должны быть у входа, в холлах торговых залов, коридорах через каждые 50-100 м, у входа в лифты, санитарные узлы, а также в каждом бутике. Дезинфекционныхе туннели должны устанавливаться у входов в торговые центры (дома), крытые рынки. Также у входов в торговые бутики или зоны должны стелиться дезинфекционные коврики. Санитарные узлы должны быть оснащены средствами личной гигиены (жидкое мыло, антисептики, туалетная бумага).

Кроме того, предусматривается оказание услуг населению в масках, одноразовых перчатках, подлежащих замене не менее двух раз в смену и при нарушении целостности (сотрудники, имеющие непосредственный контакт с посетителями), с обработкой рук антисептиками.

Обязательна и бесперебойная работа вентиляционных систем и систем кондиционирования воздуха с проведением профилактического осмотра внутри торговых центров, с обеспечением соблюдения режима проветривания каждые два часа.

В торговых объектах запрещается организация и проведение культурно-массовых, коллективных, зрелищных мероприятий.

Функционирование фудкортов обеспечивается при соблюдении санитарных требований к объектам общественного питания. Также допускается функционирование развлекательных парков на территории объектов с соблюдением следующим требований:

  • ежедневная обработка и дезинфекция с использованием разрешенных средств всех контактных поверхностей и инвентаря развлекательного парка;
  • обработка и дезинфекция поверхностей – ручек, поручней, сидений и др. на каждом аттракционе после окончания сеанса, перед началом следующего сеанса;
  • администрация объектов обеспечивает заполняемость развлекательных парков не более 50% от проектной мощности с учетом соблюдения социального дистанцирования (один человек на четыре квадратных метра);
  • обеспечивается заполняемость аттракционов не более 50% от общего количества мест с соблюдением социальной дистанции между посетителями;
  • при входе в развлекательные парки проводится контроль температуры и обработка рук антисептиком;
  • обязательное ношение масок посетителями, за исключением случаев, определенных уполномоченным органом в области здравоохранения;
  • наличие дезинфекционного коврика у входа, пропитанного дезинфицирующим раствором.

Все работники должны соблюдать санитарно-гигиенические правила. Их состояние здоровья должно отслеживаться ежедневно. Торговые помещения должны обрабатываться дезинфицирующими средствами два раза в день.

В случае нарушения торговыми центрами установленных санитарных норм посетители могут разместить жалобу на InfoKazakhstan.kz.

Напомним, госкомиссия утвердила план поэтапного снятия карантинных мер в стране, который предусматривает возобновление во всех регионах работы торгово-развлекательных центров, бутиков и крытых рынков с 17 августа.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

В Актобе продавцы требуют открыть рынки и торговые дома

Повторяется ситуация конца мая, предприниматели, оставшиеся без работы, вышли на акцию протеста.

04 Август 2020 11:05 3523

Фото: tengrinews.kz

Более сотни продавцов центрального рынка, торговых домов «Мега Шыгыс» и «Астана» собрались на площади перед самым крупным рынка города 3 августа с требованием разрешить работу их торговых мест.

Центральный рынок, который заработал 27 мая после подобной акции протеста, закрылся 21 июля. Многие торговые дома и павильоны не работают уже в течение месяца. Бизнесмены и торговцы несут убытки. Доходов нет. Уже стоит вопрос не столько выживания бизнеса, сколько его закрытия.  

Еще перед первым карантином и последующим закрытием объектов бизнеса у многих предпринимателей возник вопрос, что делать, ведь товар приобретался на заемные средства. Рассчитывали, что 3 августа карантин снимут. На свой страх и риск предприниматели взяли опять кредиты, чтобы заработать на летнем товаре, пока сезон не прошел. Но продление запретов еще на две недели ударило и по тому уже незавидному положению.

К стихийно собравшимся на площади возле центрального рынка людям вышли главный санитарный врач города Актобе Аманжол Утегалиев и руководитель городского отдела внутренней политики Мадияр Кабыл.

Мадияр Кабыл начал разъяснять собравшимся, что постановление главного санитарного врача Актюбинской области они должны неукоснительно выполнять. Однако это только добавило масла в огонь, и на это были причины. Например, на территории того же центрального рынка закрыты все торговые павильоны и магазины. Все, за исключением магазинов крупных торговых сетей «Анвар» и «Дина». Вся горькая ирония в том, что в эти торговые точки можно попасть только с территории центрального рынка. На внешний периметр выходят только грузовые двери и служебные входы. Проход на рынок возле этих магазинов открыт, что полностью противоречит постановлению главного государственного санитарного врача Актюбинской области Нурсулу Беркимбаевой, предписывающему запрет рынков и, соответственно, всех торговых точек на его территории.  

Что возмутило?

Собравшиеся возмущались этим фактом – супермаркеты города «Анвар» и «Дина» продолжают работать, несмотря на то, что там собирается большое количество людей. Они, так же как и на рынках, могут заразиться друг от друга. Маленькие магазины тоже функционируют. В связи с этим торгующие не понимают, какой смысл закрывать рынки.

«Если вы закрываете, закрывайте всех. А то миллионеры работают, а мы, простой народ, бедствуем! – возмущались люди, после чего стали хором скандировать: – Откройте! Откройте!».

Торговцы стали приводить свои доводы, что в тех же торговых домах в каждом бутике предусмотрены санитайзеры и коврики с дезинфицирующим раствором, а площадь их зданий способствует рассредоточению людей, что препятствует образованию скученности посетителей в одном месте. 

Главный санитарный врач в свою очередь заверил людей, что после 17 августа, если карантин в стране снимут, акимат в срочном порядке рассмотрит вопрос открытия объектов. Однако собравшихся такая перспектива не устроила, и они выдвинулись к зданию городского акимата.

На встречу с заместителем акима города Сергеем Ли в здание городского акимата впустили только инициативную группу.

Напомним, что подобная ситуация в Актобе уже была. 25 мая около двухсот торговцев собрались на площади перед центральным рынком, требуя открыть базар. Они рассчитывали, что именно с понедельника рынок начнет работать. Но на фоне роста заражения в Актобе коронавирусом (прирост свыше 7% за неделю) власти решили не смягчать карантинные меры.

Собравшиеся говорили, что в течение более двух месяцев исправно платят налоги и арендную плату, пусть даже и сниженную на период карантина. У многих кредиты, а дохода нет. 42 500 тенге – это все, что дает государство. Кто-то второй раз даже не получал эти деньги.

Также к собравшимся в спешном порядке прибыл главный санитарный врач Актобе и работники акимата. И тогда ответ чиновников не устроил продавцов. После чего они двинулись в сторону городского акимата. Аким города к ним не вышел. Представители акимата сослались на то, что градоначальник на выезде.

И с 27 мая заработали продовольственные и непродовольственные рынки, непродовольственные магазины, торговые центры и некоторые другие объекты с временным ограничением работы с 10:00 до 17:00.

Семён Данилов


Подпишитесь на наш канал Telegram!