Земельная монополия с некошеным аффилированным лицом – все новости на Atameken Business | Inbusiness
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 300,40 Пшеница 465,40
$ 378.93 € 423 ₽ 5.87
Погода:
+10Астана
+21Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 300,40 Пшеница 465,40
Земельная монополия с некошеным аффилированным лицом

Земельная монополия с некошеным аффилированным лицом

Рынок земли в Казахстане формируется в зачатке, его ценообразование далеко от реальности.

Земельная монополия с некошеным аффилированным лицом, земля, рынок земли, землепользование, коррупция, земельный фонд, сельское хозяйство, НПП «Атамекен»

Фото: uralskweek.kz

1887 21 Декабрь 2018 07:00 Автор: Данияр Сериков

Рынок земли в Казахстане находится на стадии формирования. Такое мнение на брифинге Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции в Астане высказал эксперт по земельным отношениям Бакытжан Базарбек.

«К глубокому сожалению, у нас рынок земли как таковой, он… Мы формируем этот рынок земли. В части ценообразования где-то, как-то нам требуется где-то разработать какие-то определённые нормы, потому что я чувствую, что для простого гражданина цены на землю недоступны, а ценообразование на рынке земли – в западных странах оно, правда, не регулируется. Но в любом случае они должны хоть как-то отражать уровень жизни населения. Наши цены на земельные участки – они, во-первых, очень отдалены от реальности. В этой части мы должны как-то хотя бы поправить кадастровую стоимость земельного участка», – сказал он, комментируя вопрос abctv.kz.

Кроме того, по мнению Базарбека, одной из значимых проблем в землепользовании, в частности в сельхозугодьях, является монополизация общественных земельных ресурсов.

«Во-вторых, мы должны исключить всякую монополию, к глубокому сожалению, монополия на рынке земли – это факт. Некоторые аффилированные лица с юридическими лицами – они обладают очень большими сельхозугодьями, которые превышают предельно максимальные нормы. Поэтому вопрос сейчас с Комитетом по управлению земельными ресурсами МСХ, Генеральной прокуратурой ведётся работа по выявлению этих искусственных монополий через систему аффилированных лиц», – рассказал юридический эксперт в ходе пресс-конференции.

В течение двух месяцев с середины октября при поддержке Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Бакытжан Базарбек провёл рекордную серию семинаров для снижения земельной безграмотности населения в 18 городах страны, с охватом 14 областей и трёх городов республиканского значения. Информационная кампания охватила от 2,5 тыс.до 3 тыс. человек и позволила собрать значительный пакет предложений и поправок в Земельный кодекс и его подзаконные акты. Некоторые из них напрямую касаются ограничения деятельности искусственных монополий на рынке земли. Их юрист, специализирующийся в области земельного права, планирует представить в качестве члена рабочих групп в Комитете по управлению земельными ресурсами при МСХ и мажилисе для улучшения законодательства, регулирующего управление земельным фондом страны.

Согласно сведениям эксперта, очередная встреча по обсуждению законодательных изменений в регулировании землепользования состоится в конце декабря, а основная работа в сфере земельной реформы продолжится в январе-феврале.

На брифинге Бакытжан Базарбек также прокомментировал для abctv.kz проблему простаивания без экономической пользы больших сельскохозяйственных площадей в стране у нерадивых пользователей, хотя аграрные земельные ресурсы часто не могут получить простые предприниматели и фермеры.

«Что касается земель, отведённых для сельхозназначения, они, к сожалению, не осваиваются, очень большое количество. Сейчас мы усиливаем – уже 6 мая 2018 года внесли поправки в Земельный кодекс, в рамках которого внесли изменения и дополнения в 92-ю статью, по которой мы усилили освоение именно земельных участков, сельхозугодий, например пашни, пастбища, сенокосы. Мы дополнительно сейчас пересматриваем критерии освоения земель сельхозназначения. Мы внесли изменения и дополнения в статью 43 Земельного кодекса в части состава комиссии – более 50 процентов всей комиссии сформировали из состава общественности, а также представителей НПП «Атамекен» и бизнес-сообщества. Для того чтобы люди, перед тем как получали участки сельхозназначения, те люди, которые недостойны получить, это было рассмотрено не просто со стороны государства, но и ещё также в составе комиссии участвовала и общественность. Мы усиливаем, работа ведётся по этому вопросу», – заверил он.

Хотя земельные ресурсы по всей стране слабо осваиваются не только под растениеводство или животноводство, но и индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).

«Из ста процентов участков, которые отведены под ИЖС, например в таком городе, как Кызылорда, и Кызылординской области, осваивается только 10 процентов. В Таразе осваивается только 15 процентов. По сути дела, из предоставляемых земельных участков под ИЖС из пяти тысяч человек только 600-700 человек построили дома, а остальные не построились. Это статистика не только в Таразе и Шымкенте – это статистика в Талдыкоргане, это статистика и в Атырау, и в Уральске. В чём проблема? Проблема в отсутствии критерия освоения земельных участков, отведённых для целей строительства. Таких критериев нет, и сейчас Комитет по управлению земельными ресурсами, Министерство по инвестициям и развитию работают над разработкой этих правил, которые регламентируют критерии освоения земельных участков, отведённых для целей строительства. То есть до сих пор мы жили без критериев. Сложно оценить факт освоения из-за того, что такие отношения не регламентировались ни законом об архитектуре, ни Земельным кодексом», – констатировал общественный юрист.

Благодаря проведённым по всей стране семинарам в девяти городах от акиматов и отделов земельных отношений Атырау, Уральска, Актобе, Семея, Павлодара и Тараза были также собраны предложения о том, какие изменения необходимо внести в нормы действующего Земельного кодекса, для того чтобы выдавать земельные участки под ИЖС согласно эффективным правилам предоставления земли и выработанным стандартам госуслуг в этой сфере. Правда, чтобы земельное регулирование заработало максимально чётко, необходимо выборочное повышение квалификации кадров профильных госорганов.

«Лично моё мнение: профессиональный уровень должностных лиц акиматов, отделов земельных отношений нужно усилить, потому что большинство нарушений, которые имеют место в системе земельных отношений, связаны с кадровым голодом в регионе. Во-первых, это неправильное толкование норм земельного законодательства. Например, неправильно толкуют 48-ю статью, то есть те земельные участки, которые выставлены на аукционные торги. В итоге по более трём тысячам земельных участков в прошлом году по результатам проверки прокуратуры были выявлены факты предоставления земельных участков вне 48-й статьи Земельного кодекса: они должны были быть выставлены на аукционные торги, а акиматы и отделы отношений их предоставили в порядке статьи 43, 44.1 Земельного кодекса – это грубейшие нарушения», – отметил Базарбек.

Вместе с тем он считает, что дефицит качества кадров, регулирующих земельные отношения, не носит системный характер. Однако, по мнению эксперта, в целом необходимо повышать компетенции ответственных должностных лиц в отделах земельных отношений, архитектуры и градостроительства акиматов, а также в особенности акимов сельских округов, на которых, согласно Земельному кодексу, и лежит ответственность за принятие решений по выдаче земельных участков на селе. К слову, в 2019-2020 годах Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции планирует осуществить новый проект по проведению семинаров по земельным вопросам для граждан в 150 райцентрах и 16 городских районах Казахстана.

Данияр Сериков

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK