Решение о выделении средств на дополнительный закуп у казахстанских сельхозтоваропроизводителей двух миллионов тонн зерна по цене 42 тысячи за тонну было принято накануне, 26 декабря. На заседании правительства первый вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов сообщил, что казахстанские сельчане не могут продать зерно из-за наплыва дешевой российской пшеницы на внутренний рынок страны, из-за нехватки вагонов и из-за того, что основной игрок рынка – Продкорпорация ведет себя "пассивно" в вопросе закупа.
К тому же Продкорпорация снизила закупочную цену с 42 тысяч тенге за тонну в начале уборочной кампании до 39 тысяч тенге к нынешнему времени. В результате в отличие от мирового рынка, где зерно успело подорожать со 180 до 193 долларов за тонну, в Казахстане оно в стоимости упало (по сведениям производителей) даже ниже последней закупочной цены Продкорпорации – до 37 тысяч тенге за тонну. Рынок встал, поскольку сбывать зерно по бросовой цене производители не хотят, одновременно из-за проблем с транспортировкой они теряют более выгодных покупателей: нет вагонов – нет поставок в оговоренные сроки.
Для разрешения этой ситуации правительство и приняло решение о закупе двух миллионов тонн зерна по цене 42 тысячи тенге за тонну через Продкорпорацию. В среду, 27 декабря, директор департамента экспортных контрактов этой национальной компании Нуржан Мухамеджанов объяснил на брифинге в службе центральных коммуникаций, с чем связана пассивность Продкорпорации на рынке в этом году, а также озвучил источники выделения средств на закуп двух миллионов тонн.
"Это случилось, поскольку отсутствовали денежные средства, в связи с чем осуществлялся закуп только для исполнения экспортных контрактов", – объяснил он снижение закупочной цены и мизерный закуп со стороны этой структуры осенью 2017 года.
Упоминание об отсутствии денежных средств на закуп в рабочем режиме породило у журналистов вполне логичный вопрос: откуда они возьмутся на покупку двух миллионов тонн в режиме авральном?
"Деньги будут выделены из резерва правительства и Нацфонда", – ответил Нуржан Мухамеджанов.
Озвучивать точную сумму средств, которая необходима для закупа двух миллионов тонн пшеницы по 42 тысячи тенге за тонну, он не стал, но путем простого умножения речь идет о сумме не менее 84 миллиардов тенге.
"Закуп будет осуществляться только у сельхозтоваропроизводителей, при этом необходимо будет предоставить минимальный пакет документов: заявка, выписка с лицевого счета по зерновой расписке, копия удостоверения личности и копия документов, подтверждающих право на землепользование землями сельхозназначения, статистическую отчетность о посеве и о сборе урожая", – уточнил Нуржан Мухамеджанов.
А президент РОО "Союз фермеров Казахстана" Ауезхан Даринов, чья структура выступала одним из инициаторов данного решения о закупе, заверил журналистов, что такой объем закупки если не решит все проблемы производителей казахстанского зерна, то хотя бы снимет остроту самого насущного для них сейчас вопроса: что делать с урожаем этого года?
"Два миллиона тонн откуда взялись? Когда мы объезжали области, я спрашивал, сколько просить у государства нам? Четыре или пять миллионов купить? Они (производители. – Прим. авт.) ответили: мы понимаем, что все купить государство не может, пусть хотя бы 20% зерна купят, тогда мы выйдем из положения", – сказал глава союза фермеров на этом же брифинге.
Напомним, что ранее представители министерства сельского хозяйства республики не исключали: 2018 год может оказаться засушливым, в связи с чем урожай пшеницы в Казахстане, по прогнозам, будет ниже обычного. И "лишние" два миллиона тонн продовольственной (третьего класса) пшеницы вполне могут оказаться востребованными уже к осени следующего года.
Игорь Воротной