Зерновикам нужен экспортный оператор

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
4338

С таким предложением выступил Зерновой союз Казахстана.

Зерновикам нужен экспортный оператор

Казахстан постепенно наращивает объемы экспорта зерновых и бобовых. Однако сегодня тенденция такова, что основная доля приходится на пшеницу, другие же культуры, даже при их востребованности на рынках, не производятся в достаточном количестве.

Сегодня основные экспортные позиции зерновых и бобовых культур, выращиваемых в Казахстане, – это традиционные мягкая и твердая пшеница, рис и чечевица, общий объем экспорта которых составляет более 98% всего экспорта зерновых и бобовых культур. Направления экспорта традиционны – поставки происходят в соседние страны СНГ, на рынки Ирана, а также в европейские страны, используя морские порты Черного и Балтийского морей России.

Правда, при этом в последние годы увеличились поставки зерновых в Китай и Афганистан. Из новых рынков начали поставлять зерновые и бобовые в страны Северной Африки и Юго-Восточной Азии.

Если взглянуть на статистику прошлого (2016/17) маркетингового года, она такова: общий объем экспорта зерновых, включая муку в зерновом эквиваленте, и бобовых культур составил 8,1 млн тонн. Пшеница с учетом муки составляет 88% общего объема экспорта зерновых и бобовых. В целом зерновые культуры составляют порядка 98%, бобовые – 2% экспорта.

68% зерновых экспортируется в страны СНГ. Общий объем экспорта зерновых без учета муки составил 4,8 млн тонн, и это порядка 24% от объема производства зерновых в Казахстане. Зернобобовые экспортированы в объеме 129,7 тыс. тонн, и здесь 95% объема экспорта приходится на другие страны, кроме стран СНГ. При этом 80% объема производства зернобобовых отправляется на экспорт.

Экспорт муки из мягкой пшеницы составил 2,2 млн тонн, основной объем экспорта приходится на страны за пределами СНГ (67%) и 33% – на страны СНГ. В зерновом эквиваленте это порядка 3,2 млн тонн. Непосредственно мягкая пшеница была экспортирована в объеме 3,5 млн тонн, и основным покупателем являются Узбекистан и Таджикистан (78% общего объема экспорта). Твердая пшеница экспортирована в объеме 384,9 тыс. тонн, основным покупателем являются Италия (51%), Россия (25%), Турция (8%), Тунис (5%).

Экспорт пшеницы составляет 26% от общего объема их производства, а с учетом муки в зерновом эквиваленте – 47%.

Ячмень экспортирован в объеме 751,7 тыс. тонн. Безусловным лидером является Иран, который закупает 79% этого объема. Экспорт ячменя составляет 23% от объема его производства в Казахстане. Рис экспортируется в объеме 89 тыс тонн, основные покупатели - Россия и Таджикистан (84%). В целом объем экспорта риса составляет 20% от объема производства.

Пятерка основных импортеров казахстанских зерновых и бобовых такова: Узбекистан (33%), Афганистан (30%), Таджикистан (14%), Иран (8%), Италия (2%). В совокупности эти пять стран импортируют 87% общего объема экспорта зерновых, бобовых и муки в зерновом эквиваленте.

Выступая в ходе зерновой конференции Kazgrain, глава Зернового союза Казахстана Нурлан Оспанов обратил внимание, что в первой половине 2017/18 маркетингового года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого маркетингового года) идет рост объемов экспорта практически по всем позициям. Так, экспорт муки из мягкой пшеницы увеличился на 28%, причем за счет стран СНГ, мягкая пшеница увеличилась на 5%, ячмень – на 40%, рис – 184%, другие культуры – 228%. И это далеко не предел.

"Мы считаем, что по мягкой пшенице, именно высококачественной, мы можем нарастить объемы поставок в Китай, Европейский союз, Турцию, страны Юго-Восточной Азии. По ячменю нам нужно освоить рынки Китая, Афганистана, Узбекистана. Эти страны уже покупают, нужно нарастить эти объемы. По твердой пшенице, помимо Италии, мы рассматриваем Турцию и страны Северной Африки и Европейского союза. По чечевице мы видим перспективы в Иране, Пакистане, Афганистане, Азербайджане, странах Юго-Восточной Азии", – заявил г-н Оспанов.

Для расширения объемов и закрепления стабильности поставок Зерновой союз просит от государства ряд дополнительных мер. В частности, констатировал глава союза, сегодня экспортеры не могут "использовать максимально полно новые маршруты, поскольку стоимость транспортировки очень высокая".

"Плюс некоторые маршруты ориентированы на контейнерные перевозки. В нашем же случае не все элеваторы могут обеспечить погрузку на контейнеры. Плюс сама контейнерная перевозка дорогостоящая. Поэтому мы считаем, что здесь нужно провести взвешенную политику", – заявил он.

В частности, зерновики настаивают на "четкой тарифной политике" со стороны государства и проработке этих вопросов со странами-импортерами. Также они отмечают необходимость проработки недискриминационного доступа казахстанских экспортеров к услугам морских портов.

"Мы находимся в едином союзе, у нас есть очень много взаимных обязательств и прав, соответственно, нужно проработать вопрос о подписании межправительственного соглашения и дать возможность нашим экспортерам получить доступ к портовой инфраструктуре, чтобы могли формировать судовые партии и планомерно осуществлять отгрузку. В отличие от того, что происходит сегодня, прямая перевалка, она сопряжена с высокими рисками простоев и штрафов. Поэтому, если мы хотим нарастить экспорт, мы должны в первую очередь решить вопрос выхода к морю", – отметил г-н Оспанов.

Поскольку решать эти вопросы необходимо комплексно, Зерновой союз предлагает определить "национального логистического оператора, который будет представлять и защищать интересы казахстанских экспортеров с субъектами перевозочного процесса других стран".

"Мы считаем, что в зоне его ответственности в первую очередь должна быть координация участников перевозочного процесса, для того чтобы мы не повторили ошибки прошлого года, когда заторы и дефицит вагонов сдерживали экспорт. Второе – данная компания должна представлять консолидированные интересы наших экспортеров и защищать их", – объяснил глава союза, подчеркнув при этом, что компании, способные выступить в роли такого оператора, уже есть в структуре "КТЖ" и холдинга "КазАгро".

Также он предложил рассмотреть возможность внедрения инструментов торгового финансирования экспортных операций. Поскольку сегодня транспортные расходы составляют порядка 100-120 долларов на тонну пшеницы, экспортеры нередко вынуждены занимать на рынке необходимые средства еще до начала собственно экспортной операции. Г-н Оспанов уверен, что даже торговое финансирование в валюте окажется для бизнеса дешевле, чем привлечение кредитных ресурсов под рыночные проценты, и, соответственно, также добавит стабильности экспорту продукции.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться