DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 324,92 Brent 36,55
Железную дорогу Казахстана ждёт тарифная реформа

Железную дорогу Казахстана ждёт тарифная реформа

Американские консультанты совместно с участниками отрасли разрабатывают обновлённую методологию формирования ставок в железнодорожной сфере.

17 Октябрь 2018 07:00 4513

Железную дорогу Казахстана ждёт тарифная реформа

Автор:

Данияр Сериков

Консультанты американской компании Harral Winner Thompson Sharp Klein. Inc (HWTSK) взялись за разработку новой методологии тарифообразования на железнодорожной сети Казахстана. Об этом говорится в презентации, которая была представлена на сентябрьской встрече в антимонопольном комитете.

Судя по докладу, тариф на использование железнодорожной сети может быть разделён на несколько компонентов. Такой подход нужен, чтобы перевозчики могли выбирать отдельные варианты услуг и платить только за получаемые сервисы, аргументируют в HWTSK. В отрасли такое разделение вызывает опасение роста тарифа пассажирских перевозок и сопутствующих бюджетных субсидий. Поэтому необходимо сохранить действующую методологию тарифообразования для услуг пассажирам на железной дороге, говорится в комментариях.

Также в презентации обсуждается выделение в отдельную услугу электрической тяги. В ней приводится отраслевой аргумент о том, что услуга по предоставлению доступа к магистральным путям и контролю за движением по ним должна оставаться в одной комплексной услуге по обеспечению доступа к электрифицированным магистральным сетям. В ответ на него консультанты выражают мнение, что выделение отдельной услуги по предоставлению объектов электрификации нацелено на обеспечение оплаты только пользователями соответствующей сети.

«Сохранение комплексной услуги будет сопровождаться перекрёстным субсидированием электротяги за счёт дизельной тяги через тарифы МЖС (магистральная железнодорожная сеть. – Ред.), и, следовательно, это продолжит искажать рациональный выбор в отношении потребления энергии в железнодорожном секторе», – указывается в раздатке.

Говоря о метрике по услуге доступа к магистральным путям и контролю за движением по ним, участники отрасли предложили, чтобы в качестве единицы измерения услуги использовался измеритель «поездо/км». АО «НК «КТЖ» ремонтные работы на путях проводит не пропущенному тонно-км брутто, а по уровню износа конструкции верхнего строения пути, поэтому естественным измерителем услуги является вагоно-км, указывается в комментариях.

«Международные исследования показывают, что тонно-километр брутто является ключевым фактором затрат, связанных с заменой и содержанием путей, и самым большим расходом в МЖС. Использование только поездо-километра в качестве единицы измерения для ценообразования означало бы, что небольшие поезда, например пригородные поезда, будут субсидировать тяжёлые поезда, например крупные коммерческие поезда. Использование исключительно вагоно-километра будет означать, что поезда весом ниже среднего на вагон будут субсидировать поезда весом выше среднего на вагон», – поясняют американские консультанты.

Монопольные изменения

Если рекомендации HWTSK будут согласованы, то потребуются изменения в законопроекте об естественных монополиях. Их реализация будет означать требование принципа единой кассы для МЖС, чтобы регулируемые тарифы учитывали ожидаемый нерегулируемый доход. Кроме того, потребуется ввод на железнодорожной магистрали стимулирующего регулирования для повышения эффективности услуг для потребителей.

По техзаданию консультанты должны будут проанализировать последствия шести основных вариантов: сохранения ставки МЖС в былом виде, изменения тарифов на единый процентный уровень для удовлетворения потребности в прибыльности и опции тарификации, где должно быть ликвидировано перекрёстное субсидирование с точки зрения грузовых и пассажирских перевозок, а также географии.

Более того, эксперты совместно с Центром стратегических инициатив проанализируют дополнительные варианты, где будут изучены возможности изменения тарифов доступа к магистральным путям по категории пути, группировки тарифов на пассажирские станции по категориям станций и изменения существующих наценок тонно-км нетто на уровне выше избегаемых затрат по классам грузов, говорится в документе.

На второй стадии консультаций американские специалисты проанализируют экономические последствия тарифной реформы для основных отраслей и грузоотправителей с фокусом на грузы первого класса – уголь, руды, минеральные удобрения, строительные материалы, зерно, цемент. Это будет сделано путём измерения доли тарифов МЖС в общих железнодорожных транспортных расходах и рыночной цены грузов. Для анализа будут использованы коммерческие ценовые источники и контрактные данные, полученные на добровольной основе от заинтересованных сторон. В итоге будет разработано несколько сценариев и изучена способность железнодорожных перевозчиков переложить повышение тарифов МЖС на грузоотправителей и грузополучателей и возможности эффективного открытого доступа к инфраструктуре для грузовых перевозчиков.

Помимо экономического анализа последствий, разработчики новой тарифной методологии для железнодорожной сети оценят эффект от реформы для «КТЖ» и населения. У монополии в целом это будет учёт ценовой эластичности спроса на перевозки различных грузов по железной дороге, а также оценка финансовой устойчивости «КТЖ» с точки зрения не только затрат, но и инвестирования. Для этого потребуется сотрудничество железнодорожной госкомпании, а также проверка качества её инфраструктуры по показателям конкурентоспособности и ограничениям по скорости, говорится в материалах HWTSK.

Ещё одна оценка коснётся влияния новой тарифной методики на население и субсидирование пассажирских перевозчиков, отдельных грузоотправителей, различных отраслей экономики и домохозяйств. В то же время консультанты оценят необходимость в грантах для АО «Казахстан темир жолы», если госкомпания не способна инвестировать, и проанализируют последствия для инфляции в стране и населения с точки зрения качества услуг, их доступности и влияния на занятость и доходы граждан.

Данияр Сериков

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

О санитарном контроле в поездах

Об этом сообщил главный санврач на транспорте на YouТube-канале ATAMEKEN BUSINESS.

14 Май 2020 15:27 1002

О санитарном контроле в поездах

Фото: rbc.ru

Рассадка в пассажирских вагонах в зависимости от класса будет осуществляться по наличию билетов и посадочных мест. Дополнительных требований по рассадке не будет. Строго по билетам, как в купе, плацкартных вагонах, так и в поездах Talgo. Об этом сегодня на брифинге рассказал главный санитарный врач на транспорте Садвакас Байгабулов.

По его словам, вопросы контроля за масочным режимом, передвижением, недопущением скопления в пассажирских поездах, тамбурах будут контролироваться проводниками.

По данным санврача, вход в здание вокзала будет осуществляться при наличии масок и проездного билета. Перед входом в здание службой собственной безопасности вокзала будет проводиться бесконтактная термометрия. Также перед возобновлением работы ж.-д. вокзалов и вагонов будет проведена полная ревизия систем кондиционирования и замена фильтров. Следующим требованием является проведение в пути следования пассажирского поезда анкетирования проводниками. Немаловажным требованием является усиление дезинфекционного режима в поездах. Также поездные бригады, персонал, который задействован как на ж.-д. вокзале, так и в поездах, должен носить маски. Ограничивается движение пассажиров из вагона в вагон. Еще одним основным требованием являются вопросы наличия неснижаемого запаса дезинфицирующих и лекарственных средств, антисептиков. Что касается питания, пассажиры могут брать с собой еду, и никаких излишних требований по запрещению не будет.

При передвижении посредством самолетов и ж.-д. транспорта есть проводники, которые контролируют соблюдение дистанции, масочный режим, чего нельзя сказать об автобусных междугородних переездах. Там есть только водитель, главная задача которого – обеспечить безопасность движения. Так как там нет лиц, которые бы мониторили ситуацию с пассажирами, в настоящее время возобновление междугородних автобусных сообщений преждевременно. 

По его словам, с учетом ситуации по заболеваемости коронавирусной инфекцией в регионах по мере мониторинга будут рассмотрены вопросы по возобновлению междугородних автобусных маршрутов.

Что касается блокпостов, как стабилизируется коронавирусная ситуация в ряде регионов, будет поэтапно рассматриваться вопрос по снятию блокпостов, и тогда будет возобновлено движение, в том числе и на собственных автомобилях, резюмировал главный санврач на транспорте.

Майра Медеубаева

Китай сократил поставку грузов в Казахстан на 142 тысячи тонн – КТЖ

Таковы данные за февраль.   

10 Март 2020 08:00 945

Китай сократил поставку грузов в Казахстан на 142 тысячи тонн – КТЖ

Поставки грузов из Китая в Казахстан в феврале сократились на 142 тысячи тонн.

Такую статистику в АО «НК «Казахстан темир жолы» связывают с празднованием в Поднебесной Нового года и коронавирусом.

«В феврале прием грузов из Китая сократился на 142 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе транзит из Китая сократился на 121 тыс. тонн. Транзитные контейнерные перевозки снизились на 39% по отношению к факту февраля 2019 года в связи с коронавирусом. К тому же ежегодно в этот период объем грузоперевозок снижается в связи с замедлением производства в период китайского Нового года», – говорится в официальном ответе нацкомпании на запрос inbusiness.kz.

Ранее глава правления КТЖ Сауат Мынбаев выразил мнение, что эта ситуация «безусловно, скажется на финансовом состоянии КТЖ, поскольку контейнерный транзит для компании наиболее доходная статья». 

По данным пресс-службы компании, просьбы со стороны китайских железных дорог либо китайского бизнеса об увеличении маршрутов, объемов грузоперевозок не было. Структура грузовых перевозок в направлении Китая и обратно осталась прежней.

В случае полноценного возобновления перевозок в ближайшее время планируется достичь увеличения уровня прошлогоднего показателя.

Айгуль Тулекбаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: