/img/tv1.svg
RU KZ
Зимфира Воробьёва: «В карантине из-за стресса алматинцы активно раскупают наши десерты»

Зимфира Воробьёва: «В карантине из-за стресса алматинцы активно раскупают наши десерты»

Зимфира Воробьёва, владелица десертной мастерской «СладкоЕШЬкин», пожалуй, одна из тех редких счастливиц в среде предпринимателей, у которой бизнес по-прежнему в плюсе. 

08:11 15 Июль 2020 3531

Зимфира Воробьёва: «В карантине из-за стресса алматинцы активно раскупают наши десерты»

Автор:

Мадина Ерик

Удивительно, но, находясь в домашней изоляции, казахстанцы совсем не прочь побаловать себя сладким. И слава Богу. Иначе бы не выстояли, рассказала Зимфира в интервью корреспонденту Inbusiness.kz. Слишком молодой бизнес, слишком рискованная отрасль, слишком качественный продукт. Зимфира практически уникальна сегодня как бизнесвумен не только тем, что в кризисное время сумела сохранить свое дело таким, каким его планировала и начинала, но прежде всего тем, что сумела сохранить оптимизм и веру в свое светлое бизнес-будущее. Чего, увы, сегодня нет уже у большинства представителей МСБ.    

Зимфира, если погуглить в поиске «торты», «кондитерские изделия», от обилия предложений в Алматы просто разбегаются глаза. У Вас очень непростой бизнес и в плане его ведения, и по части конкуренции. Какие преимущества придавали Вам сил, чтобы не бояться и начать?

Начинала я бизнес тогда, когда кондитерский бизнес не был еще так распространен и популярен. Начинала как домашний кондитер, и было это 6,5 года назад. Тогда такой конкуренции не было, как сейчас, и домашние кондитерские только-только начинали зарождаться как вид деятельности. Сегодня – да, это очень развито, можно сказать, даже на пике популярности, повторюсь, конкуренция очень высокая. Но именно благодаря этому – большому спросу и, как следствие, развитию этого бизнеса развиваются и попутные бизнесы, которые помогают нам расти. Это компании, которые привозят очень качественные ингредиенты из Европы, со всего мира. То, что раньше было очень сложно достать, сегодня можно купить чуть ли не в каждом супермаркете. Очень много вариантов упаковок, опять же. Если раньше различные полиграфические комбинаты продавали упаковки большими партиями для больших кондитерских цехов, то сейчас можно штучно купить коробки, никаких проблем и с упаковкой, и с ингредиентами. Да с той же доставкой – «Яндекс.Такси», который создал курьерскую доставку, прекрасно справляется. Конкуренция есть, но есть и возможность работать, расти и развиваться.

Зачастую сегодня кондитерским бизнесом занимаются женщины, которые этому специально не обучались, у них, как правило, совсем стороннее образование, опыт работы в офисах, к примеру. Но однажды они начинают печь и зарабатывать на этом деньги. Какая история у Вас?

У меня история такая: я по образованию журналист, работала на телевидении, потом ушла в декретный отпуск, и, наверное, вот так начинается большинство историй женщин, которые начали заниматься в жизни чем-то своим. Я ушла в декретный отпуск, причем в два отпуска подряд, и во втором мне стало очень скучно. Вы меня поймете, работа журналиста – это всегда активность, я работала в новостях, каждый день новые события, люди, знакомства, истории и так далее. Этот бешеный ритм не давал расслабляться. Мне этого не хватало, приходилось сидеть дома, с детьми, но нужно было чем-то заниматься. И как-то я пришла к этому делу, продала свой первый торт, получила хорошие отзывы, и закрутилось-завертелось. Заработало сарафанное радио, и, в итоге я пришла к тому, к чему пришла. Я самоучка изначально. Благо, сейчас есть Интернет, огромное количество рецептов, я располагала временем, чтобы их отработать, так скажем. Конечно, были ошибки и брак, но все равно я понимала, что это мое. Я находила в этом часть творчества, мне нравилось этим заниматься. В какой-то момент, через года три-четыре, поняла, что мой дом просто завален кондитерским инвентарем. Все шкафы, балконы – все в посуде, миксерах, формах для выпечки, венчиках, коробках для тортов и прочем. Постепенно мой дом стал превращаться в склад, и я поняла, что нужно уже что-то с этим делать. Либо бросать, либо переходить на другой уровень.  

Давайте поймем, насколько сегодня затратно открыть свой кондитерских цех, какой у Вас был стартовый капитал, на что нужно потратиться в первую очередь? «Отбили» ли Вы уже эти средства?

На вопрос, насколько затратно открыть кондитерский цех, мне ответить очень сложно. Это не было так, что я однажды проснулась, решила открыть кондитерский цех, пошла и все закупила. Все это копилось у меня три-четыре года, я постепенно вкладывала в дело, постепенно закупала инвентарь. Первые затраты у меня были на форму для выпечки, венчик и кондитерский шпатель. Постепенно их становилось все больше. Потом был первый планетарный миксер, который стоил, как сейчас помню, 280 тысяч тенге. И для меня, для домашнего кондитера, на тот момент это было серьезным вложением. То есть, когда я уже открывалась и переезжала, у меня фактически все было из необходимых для работы средств. Инвентарь и мелкие траты я отбила уже давно. Если же говорить о покупке недвижимости, то это да, самое крупное вложение. Моя недвижимость под бизнес еще не окупилась и будет еще долго окупаться, но, тем не менее, это собственность, которая, надеюсь, будет расти в цене. Что касается того, на что нужно потратиться в первую очередь, здесь прежде всего нужно понять, есть ли у вас возможность купить свое помещение или это будет аренда. Также очень много средств уходит на технику, оборудование.

Общепит считается одной из самых рискованных сфер для бизнеса. В чем сложности здесь у кондитеров? Можно ли в этом плане ограничиться свежими продуктами и производством выпечки «день в день»? Кстати, остаются ли у Вас непроданные торты и пирожные, что в этом случае делаете с так называемыми отходами производства?

Когда я занималась этим дома, я делала выпечку только на заказ. То есть у меня не было витрины. Мне заказали торт или определенное количество пирожных, я их сделала, отдала, получила за это деньги. У меня не было каких-то остатков. Когда появилась витрина, все стало намного сложнее. Мы, наверное, около года искали свой ассортимент. Витрина – это совсем другое, нужно понимать, что будет ходовым, на что люди обращают внимание прежде всего, заходя в магазин, что очень плохо хранится на витрине и что нужно убрать, чего, наоборот, не хватает в ассортименте. Это такой процесс, который мы познавали методом проб и ошибок, очень долго не могли понять, какой должна быть наша витрина, чтобы у нас раскупали большую часть и чтобы меньше уходило в мусорное ведро, списывалось. Нужно сказать, что торты мы до сих пор делаем только на заказ. Потому что у нас не дешевые десерты, мы не экономим на качестве продуктов, мы работаем на очень качественных ингредиентах. Манго, маракуйю, к примеру, мы заказываем из Франции. К нам фрукты приходят в контейнерах, в составе замороженного пюре. Это стопроцентное пюре, там даже сахара нет в качестве консерванта. И понятно, что такие вещи не стоят дешево. Миндальная мука из Испании, шоколад белый и черный, молочный из Бельгии. Замечательно, что сейчас есть компании, которые все это возят, поставляют. Естественно, себестоимость продуктов очень высокая, соответственно, мы не можем себе позволить не продать такой дорогой торт. Тогда мы будем очень сильно уходить в минус. Именно поэтому торты делаем только на заказ, на витрине у нас не бывает готовых тортов. На витрине – порционные десерты, и здесь тоже все очень здорово, потому что сейчас есть такой чудесный вид десерта, как европейские муссовые десерты. Что это значит? Это десерты, которые готовятся по типу мороженного, жидкими они собираются в форму, замораживаются, а уже потом мы их при необходимости достаем из формы, покрываем глазурью или шоколадным велюром. Это европейские десерты, которые благодаря технологии приготовления позволяют хранить их какое-то время в морозилке. Так что непроданных тортов у нас нет, есть непроданные пирожные с витрины, но их очень мало. Благодаря тому, что мы очень долго пытались понять, что же нужно людям на витрине, мы пришли к тому, что у нас сейчас самый спросовый ассортимент. Какие-то десерты печем день в день, когда требуется максимальная свежесть, другим, напротив, нужно пропитаться, мы делаем их за день. Наши постоянные клиенты наизусть знают нашу выпечку. У каждого десерта есть свои фанаты. У нас очень низкий процент непроданных десертов, ну, а то, что остается, мы забираем себе, я раздаю своим девочкам.   

Зимфира, поделитесь опытом, как нарабатывали свою базу клиентов? Сколько их сегодня? Что важно Вашим заказчикам?

По поводу базы клиентов, хочу сказать, что у нас сейчас примерно 70% витрины, а то и 80% продается через Интернет, в частности, основным каналом наших продаж остается «Инстаграм». Он был, есть и будет, наверное. Когда я создавала аккаунт и нужно было его продвигать, а это было давным-давно, тогда «Инстаграм» только набирал популярность, и я действовала таким методом: просто подписывалась на всех подряд в надежде, что кто-то зайдет ко мне на страницу, посмотрит, ему понравятся мои работы и он останется. Это действительно работало тогда, в то время. И какую-то первую базу не клиентов, а подписчиков, я нарабатывала именно таким способом. «Инстаграм» остается основной площадкой продаж и сейчас. Хотя был негативный опыт участия в гивах так называемых, которые одно время были очень популярны и позволяли раскрутить аккаунты, заработать подписчиков. Я участвовала в нем в первый и, надеюсь, в последний раз. Это не очень хорошо сказывается на бизнесе. На момент проведения гива приходит огромное количество подписчиков, которые вынуждены на тебя подписаться. Когда гив заканчивается, все призы розданы, огромное число подписчиков от тебя уходит, статистика падает, в «Инстаграме» тебя никто не видит, даже твои постоянные подписчики. Соответственно, падает количество заказов. Это что касается Интернета, инстаграм-продаж. А вообще, клиентская база наработана, есть постоянные клиенты, костяк, и самой лучшей рекламой на сегодняшний день остается сарафанное радио. Люди пробуют, людям нравится, они рекомендуют своим друзьям, родным, угощают других людей, и это работает лучше всего, когда идут рекомендации наших клиентов, такой рекламе люди верят и это здорово.

Зимфира, насколько Вы успешный бизнесмен-кондитер? Поговорим о доходности Вашего бизнеса?

Здесь, наверное, смотря с кем себя сравнивать. Честно говоря, я, наверное, больше кондитер, чем бизнесмен. Потому что начинала я это делать не ради прибыли, мне просто нравилось этим заниматься, я находила в этом силы и вдохновение. Когда я, скажем, вышла за рамки дома и превратила это в бизнес, то творчество на этом закончилось. Я уже не могла себе позволить устать, взять паузу, сказать, что у меня творческий кризис и так далее. Это уже машина, которая запущена и которую не остановить. У нас достаточно молодой бизнес, мы открылись всего полтора года назад, даже меньше. Первый год всегда самый сложный, потому что идет становление. Практически все средства, что я зарабатываю сегодня, я вкладываю в бизнес, потому что сейчас важно встать на ноги. Но я считаю, что мы неплохо за этот год себя зарекомендовали, к первой нашей годовщине мы открыли цех. Почему это случилось? Потому что, когда я открывала студию, я планировала, что у нас будут проходить там мастер-классы, что у нас будет зона витрины с парой столиков и кухня, где мы будем проводить мастер-классы. Но в итоге кухня превратилась просто в цех, где мы постоянно производим продукцию, потому что невозможно остановить этот процесс. У нас есть заказы, есть витрина, которую нужно наполнять каждый день, и, соответственно, для мастер-классов не оставалось ни времени, ни места. Потом я поняла, что нужно отделить производство, сделать его отдельным и освободить кухню для проведения мастер-классов. Мы действительно потратили немало денег на ремонт, заказали дизайн, хотели, чтобы все это было красиво, и делали именно для того, чтобы проводить мастер-классы на этой кухне. Так вот, когда мы отделили цех и, казалось бы, теперь можно начать заниматься мастер-классами, как началась пандемия.

Вот эту тему мы с Вами не можем не затронуть. Коронавирус внес настоящий хаос в жизни казахстанцев и всего мира. Бизнес с трудом держит удар. Как чувствует себя Ваш бизнес? Как пережили весеннее ЧП и как работаете сегодня? Какие последствия, если учесть, что казахстанцам сегодня далеко не до выпечки?

Первые последствия, как я уже сказала, это то, что из-за разгара коронавируса остановились мастер-классы, не успев начаться. Буквально удалось провести один-два мастер-класса, и все на этом. Но я хочу сказать, что во время пандемии закрыта была студия, а наш цех продолжал работать. Мы не пострадали. Видимо, все-таки не зря говорят, что сладкое – это эндорфины. Люди сидели дома, находились в состоянии стресса, им нужно было как-то поднимать себе настроение. Поэтому с заказами у нас все было хорошо, именно в период карантина весеннего, когда не было жары. Мы хорошо отработали, жаловаться не буду, нас пандемия не коснулась. Естественно, мы соблюдали все меры безопасности, и в цех не было допуска ни у кого, кроме моих сотрудниц. А как сейчас дела обстоят – трудно оценивать. Началась вторая волна карантина, к тому же жара, пока не могу сказать, что люди много заказывают сладкого. Посмотрим.

Как оцениваете меры по поддержке бизнеса, предпринятые государством? Насколько они действенны в отношении Вашего цеха?

Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Честно говоря, я никакой помощи, никаких мер не получила, не ощутила. Единственное, что должны быть какие-то послабления по части налогов, обещают вообще отменить на три года, но пока рано об этом говорить. Нужно подождать и посмотреть – будут ли действительно эти послабления.

И, тем не менее, хочу спросить о Вашем настроении. Насколько Вы оптимистичны? Наверняка, читаете аналитику экспертов, которые утверждают, что для восстановления бизнеса теперь может понадобиться много лет. Готовы ли Вы бороться за свое дело? Есть ли у Вас антикризисный план?  

В целом я настроена оптимистично. Сфера пищевого производства – это одна из тех сфер, которые не сильно пострадают в период пандемии. Я сейчас не говорю о ресторанах, которые вынуждены закрываться и работать только на доставку. Нас кризис пока сильно не коснулся, не ударил по нам. И вообще, ведь очень много отраслей, которые, напротив, развиваются в такие периоды. Я не знаю, как будет дальше, сколько это продлится, но я очень надеюсь, что мы выживем и что все у нас будет хорошо.

Спасибо за беседу, Зимфира. Успехов Вам!

Мадина Ерик 


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как правильно купить готовый бизнес? Советы аудитора

Мадина Майкибаева рассказала, на что обратить внимание при приобретении компании.

19 Октябрь 2020 12:08 1302

Даже сегодня, в условиях экономической нестабильности, свой бизнес может стать основным или дополнительным источником дохода. Для того чтобы не создавать компанию с нуля, в Интернете размещено множество предложений о продаже готового бизнеса. Но как приобрести компанию и не ошибиться, рассказала основатель и генеральный директор Black&River Consulting LLP Мадина Майкибаева.

Перед покупкой важно определиться, в какой сфере покупатель хочет приобрести готовый бизнес. Для этого, во-первых, нужно подумать, каким бизнесом хотелось бы заниматься, ведь один из факторов успеха – это выбор дела, которое приносит удовольствие.

Во-вторых, важно и то, в какой области вы являетесь экспертом. Возможно, есть опыт работы в какой-то сфере. Он, безусловно, пригодится вам в ведении бизнеса. К примеру, мой девятилетний опыт проведения аудита финансовой отчетности компаний, а также трехлетний опыт работы консультирования по международным стандартам финансовой отчетности подсказал мне, что наиболее верным выбором будет собственная аудиторская компания.

В-третьих, нужно понять потребность рынка в определенном товаре или услуге. С одной стороны, хорошо бы найти нишу, которая недостаточно развита на рынке Казахстана. Это даст преимущество в виде небольшого числа конкурентов и высокого спроса (при условии, что данный продукт или услуга востребованы). С другой стороны, можно пойти и в бизнес, который широко представлен на рынке, так как это может сигнализировать о том, что спрос на данный товар или услугу не удовлетворен. Поэтому, сделав акцент на качестве предоставления услуг или товара, можно выйти в лидеры в данном сегменте.

Определившись с видом бизнеса, нужно изучить рынок. А именно каков спрос на данные товар или услугу, количество конкурентов, законодательные требования к этому виду бизнеса, возможность его развития онлайн, наличие аналогов товаров или услуг, поставляемых из-за рубежа.

На какие показатели и документы обратить внимание при покупке бизнеса?

Ознакомившись с рынком, нужно выбрать компанию, которую вы хотите приобрести. При этом нужно изучить следующие документы:

  1. Устав компании. В нем указаны собственники бизнеса, виды деятельности компании и т. д. Важно знать, кто является собственником компании, чтобы иметь дело именно с ним и не попасться на «развод». Кроме того, устав может запрещать продавать долю третьему лицу или продавать ее с согласия всех участников компании. Если вы приобретаете долю компании у одного из учредителей, при наличии приоритетного права покупки доли другими участниками необходимо заранее получить от остальных участников письменный отказ от покупки. Между учредителями компании также может быть заключен корпоративный договор, в котором прописаны порядок продажи доли и различные запреты. С ним тоже надо ознакомиться.
    Необходимо понять и то, соответствует ли реальная деятельность компании видам деятельности, указанным в уставе, а также какие виды деятельности можно развивать.
  2. Финансовая отчетность компании, из которой можно понять, насколько прибыльна компания, за счет каких средств существует, какие имеет активы и обязательства и т. д. С помощью финансовой отчетности можно рассчитать важные финансовые показатели, которые помогут определить ее финансовое здоровье. К примеру, количество дней дебиторской задолженности позволит увидеть, насколько быстро клиенты оплачивают поставленные товары или оказанные услуги. Показатель соотношения долга к собственному капиталу подскажет, насколько сильно компания зависит от внешнего финансирования. Показатель оборачиваемости активов, коэффициент ликвидности покажут, какая доля краткосрочных обязательств может быть покрыта краткосрочными активами. Таким образом, можно понять, как быстро мы можем погасить первостепенные долги.
    Чистый оборотный капитал свидетельствует о возможности поддержания финансовой устойчивости компании, так как показывает превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами, т. е. остаются ли у компании резервы для расширения деятельности.
    О прибыльности бизнеса можно судить по таким показателям, как коэффициент рентабельности продаж, который показывает, какую прибыль приносят продажи, либо коэффициент рентабельности капитала, сигнализирующий об эффективности использования собственного капитала, другими словами, сколько денежных средств чистой прибыли зарабатывается на единицу вложенного капитала.
  3. Налоговые декларации компании. При приобретении готового бизнеса нужно понять, какими налогами облагается деятельность компании, и запросить налоговые декларации по данным налогам, чтобы проверить, все ли налоги были уплачены компанией.
  4. Свидетельство регистрации компании. По БИН можно проверить компанию на благонадежность: ее статус (не банкрот ли она), наличие судебных разбирательств, аффилированных лиц, заключенные госконтракты и т. д.
  5. Договоры займов компании, включая графики гашения обязательств. Важно при приобретении бизнеса знать, какие вам предстоят выплаты по обязательствам, суммы и сроки.

Кроме того, очень важно проверить репутацию компании на рынке. Для этого можно изучить отзывы покупателей о работе этой компании или связаться с основными поставщиками и поинтересоваться их мнением.

Если компания участвует в госзакупках, необходимо проверить ее в реестре недобросовестных участников.

Обратите внимание и на требования отчетности компании. К примеру, мы сдаем отчеты: в министерство финансов РК, в палату аудиторов, в агентство по статистике, в налоговый комитет. У каждого из отчетов есть своя периодичность и штрафы за нарушение сроков сдачи. Поэтому важно проверить, какие отчеты должна сдавать компания и сданы ли они все в срок. Сейчас процесс сдачи отчетности существенно упростился в связи с внедрением электронного формата сдачи отчетности с использованием ЭЦП. С этим процессом также нужно будет ознакомиться новому собственнику компании.

Обратите внимание, если продавец бизнеса состоит в браке, то необходимо получить согласие супруга/супруги на отчуждение доли компании.

Вдобавок ко всему желательно сразу договориться, кто несет расходы на нотариуса при приобретении бизнеса, чтобы в дальнейшем не было недопонимания.

Важным для покупателя являются гарантия и заверения продавца об отсутствии долгов по налогам, кредитам, кроме тех, которые указаны в договоре, а также гарантии и заверения продавца о наличии имущества, указанного в договоре, отсутствия притязаний со стороны третьих лиц на это имущество.

Немаловажным моментом при приобретении готового бизнеса является выяснение причины его продажи. И порой сделать это непросто. Если бывший хозяин переезжает в другую страну, либо собирается попробовать свои силы в другом виде бизнеса, либо не имеет средств для дальнейшего расширения бизнеса – это одно дело. Если же продажа происходит из-за того, что компания перестала генерировать прибыль, находится под угрозой банкротства или замешена в криминальных аферах, то это совсем другое дело.

Как определить стоимость бизнеса?

Для определения цены компании можно использовать три метода:

  1. Метод доходов: производится расчет дисконтированных денежных потоков от деятельности компании. Предполагается, что стоимость компании составляет сумму, не бОльшую текущей стоимости будущих доходов компании за интересующий его период. Данный метод используется в случае наличия стабильной положительной прибыли.
  2. Метод затрат: производится расчет затрат, которые потребовались бы сейчас для организации аналогичного бизнеса. Часто данный метод используется, когда принимается решение, приобретать ли готовый бизнес или создать аналогичный самостоятельно.
  3. Рыночный метод: находится похожая компания на рынке, которая была реализована недавно, берется данная цена и корректируется с учетом особенностей приобретаемого бизнеса. Этот подход применяется на достаточно развитом рынке.

Как правильно заключить сделку по покупке готового бизнеса?

Покупка готового бизнеса в виде ИП и в виде ТОО отличается. В первом варианте вы приобретаете имущество компании и нематериальные активы. В таком случае должен быть заключен договор купли-продажи имущества и договор отчуждения исключительных прав. Во втором варианте при покупке ТОО вы приобретаете бизнес со 100% доли, и здесь уже заключается договор купли-продажи доли. При этом долю нужно будет выкупить у каждого участника. В любом случае при приобретении готового бизнеса лучше всего воспользоваться помощью юриста, специализирующегося на сделках такого типа.

Какую помощь могут оказать профессионалы?

Если средства позволяют, то желательно при приобретении бизнеса обратиться к профессионалам, а именно к услуге due diligence. Это независимая оценка объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексная проверка ее финансового состояния и положения на рынке.

Также полезным будет прибегнуть к услугам независимого аудитора, который осуществит независимую проверку финансовой отчетности компании, а также выявит нарушения при ведении бухгалтерского учета. Это позволит покупателю бизнеса понять реальное финансовое состояние компании, ошибки в ведении учета и, соответственно, размер штрафов, которые приобретаемая компания должна заплатить. В итоге стоимость предприятия скорректируется в меньшую сторону. При этом стоимость аудита напрямую зависит от размера компании, ее структуры и наличия сложных для учета статей финансовой отчетности. Если бизнес небольшой, не имеющий дочерних компаний и сложных с точки зрения учета статей, то стоимость аудита будет невысокой.

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Половина субъектов МСБ в период ЧП и карантина работали в ограниченном режиме в Караганде

Налоговые льготы и послабления в Карагандинской области в этот период получили более 30 тыс. предпринимателей на сумму 23 млрд тенге.

19 Октябрь 2020 10:51 1059

Во время карантинных ограничений в том же ограниченном режиме в регионе работали 39,7 тыс. субъектов (45%) МСБ, причем в основном в это были представители сферы торговли и услуг. Об этом Inbusiness.kz сообщили в облакимате. На данный момент в связи с действующими карантинными мероприятиями остается приостановленной деятельность 1054 предприятий, где занято 2,9 тыс. человек. Это объекты с наиболее массовым посещением людей: банкетные залы объектов общественного питания, объекты общественного питания, расположенные в ТД, ТРЦ, БЦ, административных зданиях, на рынках и т. д.

По оценке управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области предприятия МСБ региона за этот период сэкономят порядка 20 млрд тенге налогов (в целом по стране – 382 млрд тенге), которые смогут направить на расширение бизнеса или переформатирование и открытие новых, менее рисковых сфер бизнеса.

Также традиционно поддержка бизнеса осуществляется в рамках действующих программ развития предпринимательства: это «Дорожная карта бизнеса 2025», программа развития массового предпринимательства «Енбек», программа «Экономика простых вещей» и новая программа льготного кредитования.

С целью повышения доступа к тенговому финансированию для предпринимателей с этого года по программе «Дорожная карта бизнеса – 2025» финансирование оказывается без отраслевых ограничений: раньше существовала планка до 2,5 млрд, сейчас она поднята до 7 млрд тенге. Значительно расширены условия гарантирования кредита, кроме того, конечная ставка составляет 6%. На реализацию программы выделено 2,9 млрд тенге, что на 65% больше показателей прошлого года (2019 г. – 1,72 млрд тенге).

По программе «Экономика простых вещей» конечная ставка для бизнеса также составляет 6%, причем с этого года значительно расширен перечень товаров и услуг, а общий объем возможного кредитования по данной программе по всей стране увеличен до 1 трлн тенге. За 9 месяцев текущего года в Карагандинской области при плане 80 проектов профинансировано 107 бизнес-планов на сумму 8,7 млрд тенге, что на 33,8% больеше запланированного на этот год.

По программе массового предпринимательства «Енбек» выдано более 1100 микрокредитов на 4,4 млрд тенге, что составляет 97% от годового плана.

Наряду с этим, по новой программе льготного кредитования МСБ, которая направлена непосредственно на поддержку пострадавшего во время ЧП предпринимателей (здесь нет отраслевых ограничений), в том числе для и для ИП, выдано 111 кредитов на 25,1 млрд тенге.

Inbusiness.kz уже рассказывал об одной из программ в материале «Как получить грант по программе «Енбек». На 2020 год запланировано охватить грантовым финансированием почти 1000 человек на сумму 600 млн тенге. На сегодняшний день в рамках непосредственно программы «Енбек» выдано 650 грантов (200 МРП = 555,6 тыс. тенге) на 361,1 млн тенге. Еще 138 грантов выдано молодым предпринимателям из средств бюджетов городов и районов области. До конца года будет охвачено еще 122 предпринимателя на сумму 161,2 млн тенге.

На фоне этой помощи малому и среднему бизнесу региона руководство области отмечает необходимость увеличения местного содержания в госзакупках, чтобы бюджетные деньги не покидали пределов области:

«Нужно максимально ориентироваться на местных производителей, чтобы загрузить [местное] производство. Все областные управления должны начинать конкурсную кампанию по закупкам как можно раньше – сразу же после утверждения бюджетов», – подчеркнул на одном из совещаний аким Карагандинской области Женис Касымбек.

Олег И. Гусев


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!