Ставший уже едва ли не сакральным вопрос: "Где продукты казахстанского производства?" – добрался до парламентских стен. Депутаты мажилиса решили вместе с чиновниками и бизнесменами попытаться найти и ответ на этот вопрос, и пути решения проблем. Но, похоже, до выхода в сложившейся ситуации путь еще очень долог.
Недавно назначенный вице-министром сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков констатировал: проведенный анализ данных статистики экспорта и импорта продукции АПК показал, что за период 2011-2015 годов отмечается отрицательное сальдо во внешней торговле. Только в 2015 году Казахстан потратил более триллиона тенге на импорт продовольственных товаров.
"В чем причина такой ситуации и почему Казахстан, традиционно являвшийся поставщиком продуктов питания за свои пределы, вдруг стал больше импортировать, чем экспортировать? - задался вопросом вице-министр. - Анализ производства сельскохозяйственного сырья показывает, что мы полностью обеспечиваем себя практически по всем традиционным видам, это что касается сельхозсырья. Но проблемы начинаются в сегменте продуктов переработки сельхозпродукции. Сегодня доля импорта по макаронам составляет порядка 19%, маслу растительному – 38%, овощным консервам – 74%, плодовым консервам – 96%, сахару – 97%, если считать производство только из отечественной свеклы".
Перерабатывающие предприятия в стране есть. Однако их, по оценкам Минсельхоза, характеризует "высокая степень изношенности оборудования", а отрасль в целом страдает от недостатка оборотных средств, низкого качества сырья, неразвитости системы заготовки, транспортировки, хранения и сбыта продукции, неполной загрузки произведенных мощностей, нехватки квалифицированных кадров, несовершенства нормативно-технической базы, недостаточного уровня развития смежных отраслей, в том числе по производству тароупаковочных материалов.
Объяснение такой ситуации у министерства есть. Например, низкое качество сырья из-за того, что основная доля его производства приходится на личные подсобные и мелкие крестьянские хозяйства. Например, именно они поставляют 94% овощей на переработку.
"Качество сырья не является изначально низким, оно снижается из-за несоблюдения технологии хранения и транспортировки до перерабатывающих предприятий, а также несоблюдения технологий производства: семена, удобрения, механизация, полив и так далее", - отметил господин Рахимбеков.
Решение этой проблемы Минсельхоз видит в формировании сервисно-сбытовых кооперативов на селе. "Государство оказывает поддержку путем организации лизинга необходимого оборудования для заготовки, хранения, транспортировки продукции. Стоимость услуг кооперативов для своих пайщиков будет субсидироваться государством исходя из объема заготовленной или сданной на реализацию продукции. В свою очередь, кооператив может оказывать своим членам услуги в сфере семеноводства, защиты растений, обработки почвы, полива и так далее. Кроме того, кооператив может выступить и кредитным учреждением для своих членов по аналогии с кредитным товариществом", - объяснил вице-министр.
В решении проблемы износа оборудования должно помочь инвестиционное субсидирование, для подготовки кадров самим предприятиям предлагается сотрудничать с вузами, а в решении логистических проблем надежды возлагаются на создание оптово-распределительных центров в крупных городах для обеспечения внутренних потребностей и торгово-логистических центров в приграничных регионах для выхода на внешние рынки. "Для стимулирования их строительства предусматриваются меры по выделению инвестиционных субсидий, подведению инфраструктуры и других возможностей законодательства для поддержки инвестпроектов", - объяснил господин Рахимбеков.
Причем вся эта работа будет строиться планово. Минсельхоз сейчас разрабатывает карту размещения предприятий по переработке сельхозпродукции. Для чего "проводится анализ всех регионов Казахстана по производству сырья, вплоть до уровня районов и сельских округов, наличию перерабатывающих предприятий, по их мощности, загруженности, состоянию технологического оборудования и при необходимости строительства новых предприятий".
У перерабатывающих предприятий взгляд на проблему, возможно, более приземленный, но и более реалистичный. Так, вице-президент Союза пищевых предприятий Казахстана Айжан Наурзгалиева констатировала, что сегодня 90% сахара в стране производится из импортного сахара-сырца тростникового и лишь 10% – из сахарной свеклы. Для полного обеспечения своим сахаром внутри страны необходимо вырастить и переработать 4 млн тонн сахарной свеклы. Поэтому Союз предлагает Минсельхозу обратить внимание на организацию кооперативов свеклопроизводителей и оказать поддержку отрасли "в виде субсидирования в части инвестзатрат переработчикам в размере 50% по фактически осуществляемым проектам для обновления и увеличения производственных мощностей".
Пока же своего сырья не хватает, переработчики вынуждены его импортировать. И тут отрасль уже совсем скоро ждет новая проблема.
"В 2019 году заканчивается действие квоты на ввоз сахара-сырца, и это может привести к тому, что рыночные цены возрастут. Либо это может привести к тому, что многие сахарные заводы просто вынуждены будут закрыться. Соответственно, где-то порядка 3 тысяч человек потеряют работу, а бюджет недополучит порядка 9 млрд тенге налогов", - говорит г-жа Наурзгалиева.
Президент объединения юридических лиц, представитель АО "Евразиан фудс" Турлан Койшибаев (масложировая переработка) обратил внимание на проверки со стороны госорганов. Он констатировал: когда поступает жалоба (на качество либо цену), контролирующий орган начинает проверять непосредственно предприятие-производителя. Между тем на ценообразование в супермаркетах производитель повлиять никак не может. "Когда идут проверки, они идут проверять нас, известные фирмы. Нас что ловить? Мы производим сертифицированную продукцию. Вот эту практику надо изжить, и основное внимание надо обращать на выявление фальсификата импортируемой продукции. (...) 30% масложировой продукции, которая находится в Казахстане, является фальсификатом. Никто с этим предметно не борется", - посетовал он и даже со вздохом пожаловался: "Почему нет в Казахстане своих Онищенко?"
Еще одна проблема – бизнесмены не видят поддержки со стороны госорганов в рамках международного сотрудничества. Так, глава Союза зернопереработчиков Евгений Ган напомнил, что мукомолы страны на протяжении многих лет просят правительство решить вопрос со странами-импортерами казахстанской муки (преимущественно ближайшими соседями), которые активно используют меры нетарифного регулирования, в результате чего поставки становятся попросту невыгодными. При этом, подчеркнул господин Ган, очень часто решения о повышении акцизов появляются в середине года, когда контракты у мукомолов уже заключены, и нарушить контракт означает потерять репутацию, а то и штрафные санкции.
Господин Койшибаев и вовсе отметил, что даже на заседаниях Евразийской экономической комиссии казахстанские переработчики вынуждены едва ли не в одиночку отстаивать свои интересы.
"Последние два года все предприятия масложировой отрасли буквально живут в напряжении, потому что нашлись некие силы в Российской Федерации, которые муссируют или не оставляют в покое все масложировые предприятия о необходимости изменения технического регламента масложировой продукции. Чтобы все растительные масла, которые везут наливом, перевозились в вагонах, внутренности которых изготовлены из нержавеющей стали. Ни в одном государстве ЕАЭС нет такого парка, даже в России. Все российские предприятия, кроме отдельных, которые лоббируют этот вопрос, поддержали, что они едины во мнении с казахстанскими предприятиями. (...) А наши представители Казахстана, которые представляют в ЕАЭС, почему-то оглядываются на их (лоббистов) мнение, что, на наш взгляд, не совсем бескомпромиссно, и не защищают наши интересы", - рассказал он, подчеркнув, что этот вопрос до сих пор не снят с повестки дня.
Генеральный директор ТОО "Иссыкский плодоконсервный завод" Ерик Айдарбаев, поднявшись на трибуну, признался, что заранее готовил доклад, но, послушав дискуссию, передумал его озвучивать.
"Мы обсуждали это и пять лет назад. Ни по одному пункту реальных сдвигов нет. Эти проблемы из года в год мы просто обсуждаем и обсуждаем. Программы меняются ежегодно. У реального производителя уже пропадает вера. Если государство говорит – оно должно исполнять. Если производитель говорит – он тоже должен исполнять. Мне кажется, взаимная ответственность.
Надо сесть и подумать, что мы хотим. Мы хотим полные полки казахстанской продукции? Этого никогда не будет. Чтобы там золотые яблоки лежали, и они были дешевыми – тоже этого не будет. Надо просто понять, что мы хотим. Что мы можем делать по климатическим, территориальным условиям, по логистике, по темпам развития наших соседей. Все это сделать и поддержать нормально в течение 10-20 лет. И тогда у нас будет, наверное, продвижение", - считает он.
Ирина Севостьянова