Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции прав потребителей (КРЕМиЗК, антимонопольное ведомство) предоставил согласие на экономическую концентрацию, заключающуюся в приобретении АО "Казахтелеком" 75% голосующих акций АО Kcell, сообщается на сайте ведомства.
До решения рынок мобильной связи был поделен между тремя крупнейшими игроками в лице Kcell (около 39,2%), Beeline (35,5%) и СП Tele2-Altel (25,3%). После приобретения "Казахтелеком" будет владеть 37,5% рынка, попытался завести рака за камень антимонопольный комитет, обнулив влияние нацкомпании в ТОО "Мобайл Телком-Сервис" (МТС), в котором она владеет почти 49,5% пакетом акций и олицетворением которой служат бренды Tele2 и Altel.
Другими словами, по убеждению КРЕМиЗК, "Казахтелеком" и МТС, имеющие совместное предприятие, не входят в одну группу лиц, так как контрольный пакет (50,52%) в последней принадлежит шведской Tele2 AB. Де-факто, решение, с учетом текущей роли "Казахтелекома" в других сегментах телекоммуникационного рынка, знаменует начало тотального господства государства, конкуренцию которому в лучшем случае будет оказывать ТОО "Кар-Тел" с брендом Beeline.
"Казахтелеком", по последним данным, занимает 72% долю на рынке широкополосного доступа в Интернет, 93% в сегменте фиксированной телефонии и 73% в области передачи данных, отмечали аналитики Halyk Finance. Теперь пал и рынок мобильной связи, где нацкомпания прямо и косвенно будет владеть более 60% рынка, исходя из условия сохранения параметров игроков на рынке на начало 2017 года.
"Олигополия может являться нормой, но в случае заключения данной сделки, можно без детальных расчётов предположить, что "Казахтелеком" сможет занять доминирующее положение в мобильном сегменте. Как следствие, компания займёт лидирующие позиции практически во всех основных сегментах телекоммуникационной отрасли", – констатировали в инвестбанке.
Успех сделки существенно ослабит конкуренцию на рынке мобильной связи и усилит господство "Казахтелекома", прогнозирует исполнительный директор ТОО "Кар-Тел" Александр Комаров.
"Контроль над двумя активами мобильной связи с общей долей 65% абонентов и чуть большей долей в доходах – это очень высокий уровень концентрации, который не встречается на развитых рынках. Это ведет к дальнейшему повышению концентрации на рынке фиксированной связи, где на сегодняшний день "Казахтелеком" и так занимает супер доминантное положение. Нам кажется, что профинансировать такую сделку без существенного изменения розничных тарифов невозможно. В нашем понимании эта сделка приведет к неорганическому росту тарифов – это экономика", – комментировал ранее он в стенах Национальной палаты предпринимателей (НПП) "Атамекен" риски этой сделки.
Акции Kcell на Казахстанской фондовой бирже (KASE) в среду, 11 июля, подорожали на 1,2%, до 1625 тенге за бумагу. При суммарной рыночной капитализации оператора в 324 млрд тенге "Казахтелекому" потребуется около 243 млрд тенге на покупку 75%-го пакета Kcell. По итогам I квартала 2018 года, на балансе компании лежало 88 млрд тенге. Логично встает вопрос, где найти 155 млрд тенге.
"Казахтелекому" понадобится существенное увеличение долговой нагрузки для финансирования сделки по приобретению 75% Kcell, что представляется возможным с точки зрения коэффициентов финансовой устойчивости. Реализация опциона на выкуп доли Tele2 AB также может потребовать дополнительного финансирования, объём которого будет зависеть в значительной степени от динамики финансовых показателей СП. Также остаётся открытым вопрос об источниках и стоимости фондирования для осуществления предполагаемой сделки", – считают в Halyk Finance.
Судить о финансовом эффекте для нацкомпании от сделки пока сложно, продолжают в инвестбанке. Оценку усугубляет абсурдное условие со стороны КРЕМиЗК – "ведение компанией обособленного управления с независимым менеджментом". Другими словами, новый акционер не сможет определять ведение предпринимательской деятельности новым менеджментом Kcell.
Артур Мискарян