Чрезвычайный и полномочный посол Королевства Нидерландов в Казахстане Дирк Ян Корп в интервью рассказал, чем привлекательна голландским инвесторам Актюбинская область, почему нельзя найти работников в теплицу из числа местных жителей, и назвал проблему № 1 в Казахстане.
– Господин посол, насколько сотрудничество с Казахстаном представляется интересным для Нидерландов? В частности, с Актюбинской областью?
– Нидерланды являются одним из крупных инвесторов в Казахстане. Традиционно это нефтегазовый сектор. Наша компания Shell работает в РК, также присутствует ещё несколько компаний, связанных с этим бизнесом. Они проводят грунтовые работы в Каспийском море, строят искусственные острова. Есть компании, предоставляющие услуги плавающих гостиниц на кораблях – Hotel Ships.
Но в последнее время в Казахстане бурно развивается агропромышленный комплекс, и это нам интересно. Наша страна – второй по величине экспортёр продовольствия в мире после Соединённых Штатов. Поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве в сфере АПК (агропромышленный комплекс) и хотим внедрять современные технологии в этот сектор. Это важно для обеих стран. Работа в этом направлении увеличивает потенциал региона.
Можно сказать, что в этом даже нам помог господин Путин (президент РФ Владимир Путин. – Авт.). Из-за санкций наши фермеры больше не экспортируют помидоры в Российскую Федерацию, но их туда поставляет Казахстан. А томаты на территории вашей страны растут в наших теплицах.
Население Нидерландов практически сопоставимо с населением Казахстана – там проживает более 17 миллионов человек. Однако территория королевства в 65 раз меньше. Благодаря современным технологиям Нидерланды полностью обеспечивают себя сельскохозяйственной продукцией. Голландский АПК производит её в пять раз больше, чем потребляет. То есть 80 процентов уходит на экспорт. В нашей маленькой стране очень высокотехнологичен АПК, и это, несомненно, интересно для Казахстана. Подобные технологии позволят и Актюбинской области увеличить свой экспортный потенциал.
– Насколько широко нидерландские технологии и инвестиции представлены в Актюбинской области?
– Я посетил в регионе несколько компаний, где применяется наше оборудование и технологии: молочно-товарная ферма "Айс", работающий тепличный комплекс Greenhouse Kazakhstan и строящийся тепличный комплекс Green Capital Kazakhstan, а также птицефабрика "Ақ құс". Кстати, в строительство Green Capital Kazakhstan голландская Food Ventures инвестирует 20 млн евро (50% от стоимости проекта).
И это не только в Актюбинской области, но и по всему Казахстану строятся теплицы и другие объекты АПК по голландской технологии. В Усть-Каменогорске на базе птицефабрики работает завод по переработке мяса птицы мощностью 6 тыс. голов в час. При его строительстве использовались нидерландские технологии. Всё оборудование также из Нидерландов. Три недели назад открыли Макинскую птицефабрику (Акмолинская область). Теперь две эти фабрики, входящие в группу компаний АО Aitas, имеют долю 30 процентов на рынке Казахстана, а также экспортируют свою продукцию в Россию и Китай.
– А что именно ваших инвесторов больше всего привлекает в регион?
– У вас очень много земли и водных ресурсов. Есть большие возможности для ведения сельского хозяйства. Но не только в АПК можно использовать наши технологии. Например, в ирригации и управлении водными ресурсами. Если Вы знаете, то 35 процентов территории Нидерландов находится ниже уровня мирового океана. Мы используем высокотехнологичные интеграционные системы управления водными ресурсами, а также защиты от наводнений. Это очень интересная сфера. В Казахстане она уже начинает развиваться. В вашем регионе есть несколько крупных водохранилищ, поэтому данная тема актуальна и здесь.
– Насколько благоприятен инвестклимат в Актюбинской области?
– В Актюбинской области существуют хорошие возможности для ведения бизнеса. По-моему, регион действительно работает, чтобы создать все необходимые условия для иностранных инвесторов. Например, государственные субсидии для развития тепличного хозяйства. То есть это даёт стимул для привлечения в данную отрасль сельского хозяйства серьёзных иностранных инвестиций. Но условия могли быть и лучше, а субсидии больше.
У иностранного инвестора всегда есть выбор, куда вложить свои средства, будь то Бразилия, Индонезия или Казахстан. Поэтому вашей стране необходимо создавать благоприятный инвестклимат. Раньше все инвестиции были сконцентрированы вокруг нефти и газа. Это, в частности, касается Актюбинской области, которая является нефтегазодобывающим регионом.
Сейчас необходимо расширять рамки экономического сотрудничества, создавать необходимые условия для привлечения инвесторов и иметь большие планы и амбиции. Казахстан всем этим обладает, что его выгодно отличает от соседей.
И всё же показательно, что нидерландские компании впервые вкладывают довольно большие инвестиции уже не в нефтегазовый сектор, а в сельскохозяйственный. К примеру, Food Ventures инвестирует в теплицу в Актобе, Farm Frites построит недалеко от Алматы завод по производству картофеля фри для экспорта в Россию. Вообще, в Казахстане в настоящее время работает около 200 голландских компаний.
– Актюбинская область, на Ваш взгляд, чем-то выгодно отличается от других регионов Казахстана?
– Она граничит с Россией. Из Европы овощи и фрукты в РФ не поступают. Владельцы российских супермаркетов ищут поставщиков. В первую очередь в Казахстане. Актобе недалеко от этого рынка. Земли много, людей мало. Есть готовая инфраструктура, недорогие энергоносители, особенно газ и вода.
– Раз уж мы заговорили об амбициях, что бы Вы, как дипломат с большим опытом, отметили касательно нашей страны?
– В первую очередь хочу отметить, что поддерживаю проводимые в Казахстане реформы, в том числе программу "100 конкретных шагов", инициированную президентом Нурсултаном Назарбаевым. Есть далеко идущие планы – заключён договор с ЕС о сотрудничестве. Существует амбициозный план стать членом ОСЭР через 20-30 лет. Но дело в том, что многое из этих планов пока существует только на бумаге. Надо много работать в этом направлении. Как и практически во всех постсоветских странах, в Казахстане осталось наследие того времени – бюрократия и проблема №1 – коррупция. И это везде. С этим необходимо бороться. Должна быть нулевая терпимость к коррупции. Но в Казахстане идут реформы, и это надо отметить.
– Какие проблемы в казахстанском АПК Вы можете отметить?
– В Нидерландах сельское хозяйство – это очень интегрированная отрасль. Есть налаженное сотрудничество: фермер – компания – университет – государство. Все работают вместе. Для Казахстана это проблема. Ваша страна за последнее время сделала огромные шаги вперёд, включая систему образования. Особенно высшего. Но есть вопросы к среднему техническому образованию. Например, в тепличном комплексе Green Capital Kazakhstan будут работать по проекту 200 человек. Но их трудно найти. Не каждому человеку нужно академическое образование. Ему необходимо хорошее технологическое образование. Поэтому в теплицах работают специалисты из Украины, Грузии и так далее. А могли бы эти рабочие места занять местные казахстанские специалисты. Знаете, у нас в Голландии хороший сварщик – это богатый человек. Квалифицированный рабочий очень сильно ценится.
– Спасибо за интервью, господин посол!
Торгово-экономические отношения
В 2017 году экспорт из Казахстана в Нидерланды составил 4,7 млрд долларов, а импорт из Нидерландов в Казахстан составил 282,3 млн долларов. Основные статьи экспорта из Казахстана в Нидерланды: сырьё, металлы, нефть и нефтепродукты.
Основные статьи импорта из Нидерландов в Казахстан: сельскохозяйственная продукция (продукция птицеводства (цыплята для племенного разведения), семена овощных культур и иной посадочный материал (саженцы, луковицы, декоративные растения), срезанные цветы, фрукты).
Нидерланды являются самым крупным прямым иностранным инвестором в экономику Казахстана. В 2017 году объём ПИИ из Нидерландов в экономику Казахстана составил почти 6 млрд долларов. Голландские инвестиции направляются в основном в нефтегазовую отрасль.
Семён Данилов