"Мы не знаем, что получим от VR"

Артур Мискарян Артур Мискарян
12405

О виртуальной реальности в кино и о том, как смартфоны влияют на заполняемость кинозалов, Atameken Business рассказал старший вице-президент по развитию бизнеса на территории России и СНГ, Индии и стран Ближнего Востока компании IMAX Джон Шрайнер.

"Мы не знаем, что получим от VR"

- Расскажите об итогах прошлого года и о планах на этот год?

- В прошлом году во всем мире сборы стабильно держались на, скажем так, не самом лучшем уровне. Это касается и Казахстана. Мы принимаем во внимание, что в Казахстане прошла девальвация. В последние годы мы наблюдаем, что во время кризиса люди продолжают ходить в кино – это неплохо для нас, потому что кинотеатральный бизнес таким образом можно рассматривать как антикризисные инвестиции. Получается так, что в кризис кино – самый доступный вид развлечений.

Если говорить о 2017 годе, то предстоят очень сильные релизы, в этом году очень хороший набор фильмов. В конце концов, наш бизнес очень сильно зависит от того, что показывают в кино. В этом году почти каждый месяц, вплоть до декабря, будут выходить блокбастеры. На этот год мы настроены очень оптимистично, не только относительно Казахстана, но и всего мира.

- А как результаты прошлого, 2016 года отличались от того, что было в 2015 году?

- 2015 год был достаточно ровны в плане сборов, были хорошие фильмы. В 2016 году первое полугодие было очень активным, с хорошими фильмами, во втором полугодии не было блокбастеров, которые собрали бы хорошую кассу, но в целом два года были более или менее равнозначны. В IMAX выходят не все фильмы, а только самые лучшие, поэтому значительной разницы в эти годы не было.

- В последние годы развиваются технологии альтернативной и виртуальной реальности. Эти технологии как-то применяются сегодня в кино? Стоит ожидать каких-то изменений в кино, которые были бы продиктованы развитием технологий?

- У нас очень четкая позиция относительно виртуальной реальности. В мае прошлого года мы объявили о совместном проекте вместе с Google. Вместе мы работаем над созданием специальной камеры, на которой можно снимать контент для фильмов с элементами виртуальной реальности. Также мы работаем со шведской компанией Starbreeze над созданием специального шлема для виртуальной реальности.

Мы выделили 50 миллионов долларов для того, чтобы снимать фильмы с виртуальной реальностью. С начала этого года по всему миру у нас работает 6 пилотных проектов по всему миру, где мы, так или иначе, занимаемся разработками в области VR. Первый такой проект открыт в Лос-Анджелесе, скоро появятся проекты в Англии, Японии, Китае и, надеемся, на Ближнем Востоке. Мы постоянно изучаем, что лучше работает для посетителей IMAX, что не работает. Как пилотный проект мы будем запускать VR-центры в местах, где уже есть кинотеатры IMAX. Основная цель – протестировать эти технологии.

Оптимизм вселяют наши хорошие отношения с голливудскими студиями. Благодаря этому партнерству мы сможем предоставить хороший контент, снимать интересные для зрителя фильмы. Для развития VR основное правило в том, что тот, кто сможет предоставить качественный контент, будет лидировать на этом рынке. Мы очень этого ждем!

- Планируется ли выход в IMAX фильмов на казахском языке?

- Напрямую это не зависит от IMAX. Такое решение принимают дистрибьюторские компании, представленные в Казахстане, они обеспечивают перевод фильмов на тот или иной язык. Если бы Голливуд давал нам фильмы на казахском языке, мы, естественно, представляли их местному зрителю. С переводом надо обращаться к местным студиям, просить их. Кинотеатры этим тоже не занимаются.

- Как вы оцениваете перспективы казахстанского рынка? Планируете какие-то инвестиции?

- В Казахстане мы работаем со своим партнером – "Кинопарком". Мы считаем, что у рынка есть потенциал, были бы рады видеть новые залы в Алматы. Рассматриваем также несколько регионов Казахстана, где мы могли бы представить IMAX. Обычно мы связаны с ростом числа торговых центров. Когда появляются новые ТЦ, мы всегда обсуждаем возможность размещения. Если есть замедление в росте количества ТЦ, то, естественно, потенциал IMAX недостаточно велик. Основная цель – еще один проект в Алматы, затем несколько проектов в регионах.

- Можно более подробно о проектах в регионах?

- Каждый год мы изучаем рынок, смотрим, куда еще мы можем зайти с нашим продуктом. Потенциально мы рассматриваем размещение IMAX в Шымкенте, Атырау и Актобе – это те города, где есть потенциал. В первую очередь все зависит от численности населения. Пока в нашем списке эти три города. Если говорить об Атырау, то он напоминает один российский проект, который оказался у нас очень успешным – Сургут. В этом городе малая численность населения, но много людей работают в нефтегазовой отрасли, поэтому проект показывает хорошие результаты. Поэтому мы рассматриваем Атырау – небольшое население, но у людей есть средства, которые они могут потратить на развлечения.

- В Казахстане достаточно площадок, которые технически позволяют размещение IMAX кинотеатров?

- Это относительно. Когда я впервые был здесь, на первый взгляд здесь не было никакой возможности для размещения зала IMAX. Просто не было зала с необходимыми параметрами. Но в процессе обсуждения, детального рассмотрения чертежей, изыскания возможностей для технических изменений в конкретном объекте мы пришли к выводу, что строить IMAX здесь возможно. Мы не проводили детального изучения. Возможно, есть объекты, где можно разместить IMAX.

- Сервисы потокового видео, торрент-трекеры, онлайн-кинотеатры создают проблему для кинотеатров? Развитие технологий сказывается на заполняемости залов? 

- Конечно, в целом для кинотеатров такая проблема существует. Все больше людей предпочитают смотреть кино в смартфоне. Но для зрителей IMAX очень сложно воссоздать все эти эффекты на экране смартфона или компьютера – это просто невозможно технически. Как коммерческая организация, мы стараемся учитывать все тренды, подстраиваться. Пример – наши инвестиции в VR.

Опять же кинотеатр – способ поднять людей с дивана, вывести из дома, поместить в социальную среду. Сейчас очень большой проект запланирован с Disney и Marvel – это сериалы, которые за две недели до выхода на ТВ эксклюзивно будут показаны в IMAX. В этом случае мы инвестировали не только в показ на экране IMAX, но и в само создание сериалов.

- Если люди хотят смотреть кино на смартфоне, то почему бы не дать им возможность смотреть на смартфоне IMAX? Такие разработки ведутся?

- Пока таких разработок нет. У нас есть домашние кинотеатры IMAX, но это очень дорого. Это люксовый продукт. Но мы всегда ищем возможности, чтобы вывести IMAX за пределы кинотеатров. Возможно, через несколько лет технологии позволят привести IMAX в смартфон.

- Что нужно для того, чтобы в IMAX выходили казахстанские фильмы?

- Нам нужно больше кинотеатров в Казахстане – это прежде всего. Мы можем делать это в России, где у нас уже 48 залов. За последний год вышли три фильма российского производства в формате IMAX. В России делать это экономически целесообразно. Если недостаточно площадок, где эти фильмы можно прокатать, нет экономического смысла, здесь всего три кинотеатра.

В мире всего несколько рынков, где возможен выпуск местных фильмов в IMAX. Это Япония, Китай и Индия.

- Могут ли технологии альтернативной реальности быть внедрены в кино? Так, чтобы зритель мог участвовать в том, что происходит на экране.

- Пока нет планов внедрить интерактив в кинозале, но разработки по VR и AR, возможно, приведут к этому. Никогда не знаешь, к чему ведет развитие технологий. В кинозале очень сложно соблюсти баланс: 51% зрителей хочет, что события на экране шли так, а 49% хочет иначе. Сложно найти середину, сделать так, чтобы довольны были все. Но опять же мы не знаем, что в конечном итоге получим от VR.   

Артур Мискарян

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться