Какие приоритеты на сегодня стоят перед Астанинской международной биржей (Astana International Exchange, AIX), в чем ее отличие от Казахстанской фондовой биржи (KASE) и как развитие казахстанского рынка капитала отразится на экономике республики и ее гражданах, выяснял abctv.kz у Амины Тургуловой, заместителя председателя правления AIX.
– Амина Сериковна, расскажите, над чем Вы работаете в рамках МФЦА? Какие задачи поставлены перед Вами руководством?
– Основные задачи – развитие биржи AIX, развитие рынка ценных бумаг, рынка капитала, проведение приватизации, способствование развитию программы государственного заимствования, создание единого пула ликвидности для иностранных и местных инвесторов.
Биржа МФЦА была создана совместно с ведущими биржами мира – Шанхайской фондовой биржей и NASDAQ. Сейчас наша задача заключается в наполнении этой биржи инструментами, продуктами, в привлечении участников на рынок – казахстанских и зарубежных брокеров.
– Вы работали на Казахстанской фондовой бирже (KASE) и можете сравнить этот опыт с МФЦА. Можете разъяснить, в чем заключается принципиальная разница между биржами KASE и МФЦА?
– Цель создания Казахстанской фондовой биржи в 1993 году состояла в организации и развитии национального валютного рынка в связи с введением тенге. Собственно говоря, последующие 25 лет биржа этим и занималась. Отсюда и акценты – 99% годового оборота составляют валютный и денежный рынки.
За годы работы, безусловно, появились и другие активы, биржа стала универсальной. Но при этом по ряду объективных причин рынок капитала в Казахстане развивается медленно.
В свою очередь, цель МФЦА заключается в создании привлекательной среды для инвестирования в ценные бумаги, обеспечении защиты прав инвесторов согласно нормам английского права, развитии рынка ценных бумаг и его интеграции с международными рынками капитала. Отсюда и появилась необходимость создания биржи при МФЦА в соответствии с международными стандартами с использованием новых финансовых инструментов и акцентом на современных технологиях.
Таким образом, приоритеты расставлены – биржа KASE ориентирована на валютный рынок и работу с местными инвесторами, в то время как биржа МФЦА нацелена на развитие рынка ценных бумаг и предоставление доступа местным и иностранным инвесторам.
– Тем не менее, пока AIX только встает на ноги, KASE существует уже четверть века. Можете дать оценку нынешнему уровню ее развития?
– К сожалению, казахстанский рынок ценных бумаг после 26 лет независимости нельзя назвать развитым. Сейчас в стране насчитывается порядка 100 тысяч счетов розничных инвесторов, но для 18 миллионов населения это совсем немного. Важно понять, что как раз развитие рынка капитала позволит казахстанскому обществу полноценно реализовывать свои права на частную собственность.
– На это и делается акцент в развитии AIX?
– Да, это становление рынка капитала – одна из главных целей на пять-десять лет. Развитый рынок капитала стимулирует развитие экономики. Чем больше ликвидности на рынке облигаций, тем выше спрос и, соответственно, ниже процентная ставка и стоимость заимствования. Это одна из основных задач МФЦА на ближайшее время.
Также через пять лет, надеемся, программа приватизации будет реализована. Казахстанцы смогут инвестировать в ценные бумаги, получать доходы от дивидендов, следить за отчетностью и являться собственниками, причастными к росту и развитию экономики страны.
– А что насчет целей в плане Вашего личного развития на ближайшие годы?
– Мне было бы очень интересно продолжить работу во Всемирной федерации бирж (WFE), которую мне пришлось приостановить с переходом из KASE на МФЦА. Мы очень активно работали с председателем WFE Нандини Сукумар над вопросом образования в области биржевой деятельности. Мне хотелось бы посвятить какое-то свое время развитию сферы образования для биржевиков.
Сейчас нет университетов, которые обучают профессии биржевика. Все обучение происходит на практике, во время работы. Более того, нет даже программы сертификации. Я считаю, что если бы была программа сертификации, которая давала специфические биржевые знания и навыки, нашей индустрии это бы сильно помогло.
Второе направление, которое мне очень интересно, – роль женщин в финансах. Не секрет, что финансовый мир – это мужской мир, женщине приходится сложнее в каких-то вопросах. Я встречалась с женщинами, работающими в крупнейшем инвестиционном банке BlackRock и на Лондонской фондовой бирже. Они очень хотят сотрудничать в сфере защиты прав и продвижения интересов женщин в финансах. Они развивают такое направление, как патронаж. Специалисты BlackRock или Лондонской фондовой биржи могут быть наставниками для женщин, работающих на небольших биржах. Очень хотелось бы подключить казахстанский финансовый сектор к этому всемирному движению.
– Напоследок, хочется узнать, какие критерии Вы считаете главными при подборе команды?
– Самое важное – вера в проект, преданность делу. Человеку должно быть небезразлично то, чем он занимается. Каждый сотрудник, работающий в МФЦА, понимает, что он приходит не "просидеть с девяти до шести", а внести свой реальный вклад в развитие нашего общего дела. Дела, которое поможет Казахстану выйти на новый уровень развития.
Сара Бухина