Одним из ключевых посылов данного обзора является то, что сектору понадобится еще порядка 1 трлн тенге, или 2% ВВП "вливаний в капитал". Поскольку спасение банков у нас традиционно идет за счет налогоплательщиков, то стоит рассмотреть варианты выхода из текущего кризиса.
Прежде всего необходимо отметить, что оценки экспертов агентства S&P интересны для нас потому, что Агентство рейтингует дюжину крупнейших банков на нашем рынке и поэтому регулярно имеет доступ к закрытой для широкой публики информации.
Рассматривая их оценки по казахстанским банкам, можно отметить, что аналитики Агентства отмечают огромные госрасходы на помощь коммерческим банкам – во много раз превышающие, например, российские показатели (рис. 1).
В переводе на доллары помощь нашего государства банкам только за три последних года оценивается примерно на уровне $13 млрд, или порядка 5 трлн тенге. И, как мы и предполагали ранее, с весьма обескураживающими результатами. Например, если у российских банков покрытие резервами проблемных кредитов (стадии 3 по МСФО 9) составляет порядка 130%, то у нас более чем в два раза ниже – порядка 60%.
При этом надо полагать, что ситуация может быть еще хуже. В частности, эксперты приводят в пример кредитные портфели обанкротившихся банков. Так, справедливая стоимость выкупленных в прошлом году государственным Фондом проблемных кредитов ссуд Цеснабанка сельскому хозяйству на 450 млрд тенге составила лишь 45 млрд тенге, т.е. почти в десять раз ниже стоимости их приобретения!
В целом, как полагают эксперты S&P, отечественным банкам требуется создание дополнительных провизий на уровне порядка 1 трлн тенге. Чистая прибыль по итогам текущего года у банковского сектора снизится примерно на 30%, полагают в Агентстве, и составит у десяти крупнейших банков порядка 350 млрд тенге. Однако необходимо учитывать, что 70% ее приходится на два банка – Народный и Kaspi.
Таким образом, у руководства страны и Национального банка в частности вновь встает вопрос выбора стратегии преодоления банковского кризиса. С учетом того, что привлечена зарубежная компания к оценке качества активов банков, надо полагать, что выбор будет между двумя основными вариантами: "раздать" банкам госденьги или банкротить / сливать значительную часть банков.
Проблема в том, что отечественные банки, как отмечают эксперты S&P, "…по-прежнему не способны генерировать устойчивые показатели прибыли для финансирования потребностей в формировании резервов". С учетом еще и нарастания социально-политических рисков энтузиазма у текущих инвесторов по вливанию средств в банки очень "не много". Привлечь новых инвесторов, судя по переносу на неопределенный срок IPO Kaspi bank, также маловероятно. Поэтому очевидно, что акционеры банков вновь будут смотреть на наше государство как на идеальный источник "бесплатных" ресурсов или вариант "выхода из бизнеса", пугая государство и общество последствиями своего банкротства.
Однако если три года назад вариант раздачи денег "бедным банкирам" был вполне проходным, то в текущих условиях, когда государство заявляет, что у него нет средств на полноценные социальные программы, желающих принимать ответственность за подобные "раздачи" остается немного. А если он будет реализован, то может получить весьма неприятные последствия, став если не последней каплей, то "одной из…".
В этих условиях высока вероятность того, что будет выбран или, точнее, сделан упор на вариант банкротства или ускоренного слияния целого ряда несистемообразующих банков. В частности, S&P включает господдержку для четырех крупнейших банков: АО "Народный Банк Казахстана", АО "Kaspi bank", АО Fortebank, АО "Банк ЦентрКредит". Остальным, видимо, стоит серьезно задуматься – что делать?
В целом же надо полагать, что текущий кризис ускорит логичную перестройку финансового сектора из банкоцентричной к ориентированной на фондовый рынок. Но путь к новой системе, проходящий через 2020 год, обещает быть весьма "нервным" для многих.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора