Ключевой момент, почему логична масштабная кредитная амнистия, – это необходимость раскрепощения потенциала граждан по развитию бизнеса. Когда человек "под кредитом", ему практически невозможно начать свой бизнес, так как доходы бизнеса непредсказуемы и могут последовать арест счетов, конфискация имущества и т. д. Это очень большая проблема. Согласно данным Первого кредитного бюро, в РК 9,2 млн заемщиков – физических лиц, что эквивалентно 100% экономически активного населения.
В свою очередь, раскрепощение потенциала граждан по развитию бизнеса – важнейший фактор для решения двух ключевых проблем для нашей страны:
- Снижение доходов населения страны в этом году под влиянием коронакризиса накладывается на уже сложную ситуацию. Исходя из косвенного показателя – количество выбрасываемого мусора (твердых бытовых отходов, ТБО) – за период 2014-2019 гг. падение доходов населения составило уже более двух раз (https://inbusiness.kz/ru/author_news/dohody-naseleniya-57-za-pyat-let). Чем это грозит обществу и элитам? Ростом социальных рисков, преступностью и т. д.
- "Остановка" "сырьевого локомотива" нашей экономики. Проблема не только в текущем падении цен на нефть, но и в том, что переход на "зеленые технологии" в развитых странах выходит уже на практический уровень – введение "углеродных налогов". Это системная проблема для нашей нефтедобычи с ее высоким содержанием серы, металлургии с ее высокой долей использования энергии из угля и т. д. Поэтому можно говорить о завершении периода сырьевых сверхдоходов, а значит, сокращения госрасходов, инвестиционной активности и роста безработицы.
Создать долгосрочные новые рабочие места и повысить доходы населения в этих условиях способно быстрое развитие малого бизнеса. Для этого и необходимо прежде всего раскрепощение потенциала граждан по развитию бизнеса за счет кредитной амнистии.
"Цена вопроса" или насколько реально?
Оценивая расходы на кредитную амнистию, можно отметить, что всего объем кредитов населению в банках составляет 6,5 трлн тг, или $15 млрд. Из них 2,2 трлн тг ($5 млрд) – ипотека и 4,3 трлн тг ($10 млрд) – потребительские кредиты. Но это максимум, в реальности средств потребуется значительно меньше. Например, учитывая, что логично исключить кредиты на покупку элитной недвижимости. Исходя из логики цифр Парето, 20% кредитов могут составлять 80% объемов. Также очевидны дисконты на неработающие кредиты и т. д.
В то же время, исходя из правила, что все познается в сравнении, можно отметить, что размер активов Национального фонда РК составляет порядка $57 млрд, а золотовалютные резервы Нацбанка еще $34 млрд, т. е. совокупные резервы государства порядка $91 млрд. При этом доходность Нацфонда составляет порядка 3,5% годовых, а средние ставки по кредитам населению – 18%, т. е. более чем в пять раз выше.
Другими вариантами может быть увеличение госдолга, т. е. банкам вместо кредитов выдадут государственные облигации. Сейчас государственный долг составляет 26,2% к ВВП, что является очень низким уровнем по международным меркам. Даже если списать все кредиты физическим лицам, то госдолг вырастет до порядка 35%. Также можно отметить, что значительная часть ипотечных кредитов приходится на Жилстройсбербанк, который финансируется за счет госсредств под весьма низкие ставки, порядка 0,2% годовых в тенге. Ну и наконец, у нас есть огромные теневые доходы на таможне – ранее минфин говорил о $6,9 млрд в год только на границе с КНР, а международные эксперты еще и о $4,8-16,5 млрд в торговле с развитыми странами.
В целом логично комбинированное решение, где часть средств будет из НФ, часть – в виде увеличения госдолга, часть – за счет "зачета" по выделенным госсредствам и т. д. В общем, было бы желание у текущих элит придать мощный и устойчивый импульс предпринимательству в стране.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора