В редакцию поступают вопросы от читателей по поводу кредитной истории. Действительно ли получение соцвыплаты в размере 42 500 тенге или получение отсрочки по займам повлияли негативным образом на кредитные отчеты казахстанцев? Какая информация заносится в базу кредитных историй?
Кредитная история – это ваше досье заемщика, где есть записи о ваших кредитных обязательствах. Когда вы оформляли кредит и на какую сумму? Платили вовремя или с задержкой? Обращались ли за кредитами в другие банки? Выступали созаемщиком или гарантом? Все это заносится в базу кредитных историй. При оформлении займа банк запрашивает данные о потенциальном клиенте в кредитных бюро.
Самая распространенная причина отказа в кредите – это просрочки по кредитам свыше 60 дней с начала года, которые отражаются в кредитной истории. Кстати, в кредите вам могут также отказать, если есть неоплаченные штрафы, налоговая задолженность и т. д. Перед тем как принять решение о выдаче займа, банки оценивают финансовое состояние потенциального заемщика для определения его кредитоспособности, платежеспособности, финансовой устойчивости. Для банков важно наличие официального дохода, непрерывность пенсионных отчислений в течение последних шести месяцев, отсутствие прочей негативной информации, обнаруженной в результате проверки заемщика, залогового имущества и т. д.
Однако в кредитной истории заемщика не отражаются полученные отсрочки платежей, а также социальная помощь для граждан, потерявших доход в связи с введением чрезвычайного положения и карантина.
Напомню, что приказом агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка № 167 от 26 марта 2020 года утвержден порядок приостановления выплат сумм основного долга и вознаграждения по займам населения, малого и среднего бизнеса, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения. Седьмой пункт данного порядка звучит следующим образом: "Приостановление выплат на условиях, указанных в порядке, не является основанием для ухудшения кредитной истории заемщика и предоставления негативной информации о заемщике в кредитные бюро".
Отмечу также, что наше законодательство не предусматривает запретов на выдачу кредитов гражданам, получившим социальную помощь 42 500 тенге и отсрочку по кредитам.
Вопросы предоставления кредита решаются банками второго уровня самостоятельно, исходя из возможностей заемщика и кредитной политики банка. В соответствии с Законом "О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций", уполномоченный орган не вправе вмешиваться в деятельность финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
По вопросам отказа в выдаче кредитов потенциальным заемщикам необходимо обратиться в банки второго уровня для получения консультаций и разъяснений. Если банком было отказано в рассмотрении вашего обращения и диалог с банком оказался нерезультативным, вы можете обратиться с жалобой в агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Также редакция inbusiness.kz попросила прокомментировать представителей Ассоциации финансистов Казахстана по данной теме.
"В целях оценки кредитоспособности заемщиков и принятия решения по кредитным заявкам физических лиц по продуктам розничного бизнеса банками оценивается информация из внутренних и внешних источников. Выдача кредитов на потребительские цели осуществляется с применением процедур автоматического кредитного скоринга. В расчет принимается значительное количество критериев и параметров, включая доход клиента и иные факторы для определения его платежеспособности и кредитоспособности. Также на банки возложена обязанность осуществлять расчет долговой нагрузки клиента. Суммы социальной выплаты учитываются как доход клиента, а не как признак его низкой платежеспособности. В случае если общих доходов клиента с учетом долговой нагрузки недостаточно для осуществления платежей по кредитам, автоматизированная система скоринга отказывает в выдаче кредита. Таким образом, предоставление социального пособия в размере 42 500 тенге не является негативным фактором при принятии решения о кредитовании заемщика. Банки целостно оценивают стабильность и размер доходов клиентов. По клиентам, получившим отсрочку платежей в соответствии с порядком, банки могут принять положительное решение о повторном кредитовании в случае восстановления обслуживания обязательств клиентом в графике платежей после завершения периода отсрочки (при выполнении отдельных условий, например при наличии не менее трех своевременных платежей", – отметили в АФК.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора