Основная энергоснабжающая организация столицы, "Астанаэнергосбыт", испытывает кассовые разрывы. Об этом на отчётной встрече по снабжению тепловой энергией в 2015-2017 годы в Астане заявил глава компании Александр Зинкевич.
"Заключён определённый график гашения (долгов перед предприятиями "Астанаэнергосервиса", в основном "Астана-Теплотранзит". – Ред.). Если в начале года мы должны были сумму порядка двух миллиардов тенге, на сегодняшний день мы путём привлечения кредитов частично расплачиваемся, и на конец года мы останемся должны 853 миллиона именно АО "Астана-Теплотранзит" за транспортировку тепловой энергии. Это складывается ввиду недостаточности тарифа из-за дифференциирования (в зависимости от норм потребления, типа потребителя – юрлица или физлица и других факторов. – Ред.). И второй момент – это, конечно же, кассовые разрывы, которые у нас существуют, связанные, во-первых, с тем, что потребители платят позже, чем мы должны рассчитываться сами по договорам на покупку и транзит электрической энергии. Если мы платим сегодня, то потребитель нам оплачивает через месяц-два. И, учитывая уровень дебиторской задолженности, определенная часть потребителей систематически недоплачивает, с которыми мы проводим определённую работу. Из этого складывается, конечно, наша задолженность, потому что своевременные платежи потребителей напрямую влияют на расчёты с генерирующими и сетевыми компаниями", – пояснил он, комментируя вопрос abctv.kz.
По данным "Астанаэнергосбыта", на 1 ноября 2018 года просроченная дебиторская задолженность потребителей за тепло в Астане составляла 740 млн тенге.
Банкротство Эксимбанка, ранее аффилированного с материнской компанией "Астанаэнергосбыта" – Центрально-Азиатской энергетической корпорацией (ЦАЭК), не повлияло на доходы столичной энергосбытовой компании, заявил Зинкевич, отвечая на вопрос портала Atameken Business. Он отмёл какую-либо возможность дефолта "Астанаэнергосбыта". По его словам, население не всегда может оплачивать свои долги по энергосбытовым услугам вовремя, платежи часто растягиваются, с потребителями формируются разные графики рассрочки, в то время как сбытовая компания своевременно расплачивается с генерирующими и передающими поставщиками, чтобы не сорвать отопительный сезон. В основной массе платежи собираются через месяц после оплаты главных услуг со стороны "Астанаэнергосбыта", но есть и такие проблемные потребители, с которыми энергоснабжающая организация работает с временным лагом в шесть-восемь месяцев.
В ходе слушаний представитель "Астана-Теплотранзита" Руслан Аралбай задал Александру Зинкевичу вопрос о том, получает ли "Астанаэнергосбыт" косвенные доходы от размещения собираемых за тепло средств на банковских депозитах. По его расчётам, сумма финансовых потоков "Астанаэнергосбыта" по тепловым услугам может достигать примерно 18 млрд тенге, так как в столице поставляется примерно 6 млн Гкал ежегодно при средневзвешенном тарифе в 3 тыс. тенге за Гкал. На этот вопрос Зинкевич ответил отрицательно.
Печальный расклад
По информации заместителя гендиректора по экономике и финансам Лидии Гуляренко, отчитавшейся по тарифной смете и инвестпрограммам "Астанаэнергосбыта" в сфере снабжения тепловой энергией за 2015-2017 годы, в динамике этих лет 54-58% среднеотпускного тарифа на тепло в столице занимал компонент услуг по его выработке на ТЭЦ, принадлежащих предприятию "Астана-Энергия". 41-42% в тарифе занимают затраты на оплату услуг на транспортировку через тепловые сети "Астана-Теплотранзита". При этом снабженческая надбавка остаётся на уровне 35 тенге на протяжении последних десяти лет с 2009 года. Это не превышает и 1% тарифа на тепло, заявляют в энергоснабжающей компании.
В своей презентации Гуляренко наглядно показала, что тариф на тепло в столице рос в основном из-за увеличения расценок на производство тепла – в 2015 году они были на уровне 1238 тенге за Гкал, а к 2017 году выросли на 45%, до 1584 тенге на Гкал. В то же время стоимость транспортировки тепловой энергии в тарифе увеличилась на 25%, с 968 тенге в 2015 году до 1097 тенге за Гкал в 2017 году.
В итоге в финансовых потоках энергоснабжающей компании затраты на закуп услуг по производству тепла у "Астана-Энергии" составили около 6 млрд в 2015 году и 8,6 млрд в 2017 году, а расходы на возмещение услуг по передаче тепла "Астана-Теплотранзиту" – 5 млрд тенге в 2015 году и 6 млрд в 2017 году. Затраты самого "Астанаэнергосбыта" на теплоснабженческом направлении в 2015 году составили 189 млн тенге, двумя годами позже – 195 млн тенге. Структура расходов сбытовой компании в эти годы на снабжение тепла на 60% формировались за счёт выплаты зарплаты, часть затрат уходила на содержание сервис-центров и инвестиции.
На тепле энергосбытовая компания зарабатывает примерно 20-30% своих доходов, остальная выручка приходится на продажу электричества, уточнил в комментарии abctv.kz Александр Зинкевич.
В "Астанаэнергосбыте" заверяют, что уровень среднемесячной зарплаты его работников, отражённый в утверждённом на пять лет, до 2020 года, снабженческом тарифе на тепло, составлял 81 тыс. тенге в 2015 году и почему-то снижался до 79 тыс. тенге в 2017 году. Это гораздо ниже средних ориентиров по оплате труда по энергоотрасли в 115 тыс. тенге в 2015 году и 138 тыс. тенге в 2017 году, хотя сбытовая компания не может считаться полностью энергетической, если рассудить логически. Сейчас низкие для столицы зарплаты на уровне 90 тыс. тенге в месяц не позволяют "Астанаэнергосбыту" найти работников, поэтому его коэффициент текучести кадров достигает 52%. Штатная численность компании превышает 680 сотрудников.
Со своей стороны отметим, что недавно на сайте "Астанаэнергосбыта" появились два объявления о годовой аренде автомобилей марок Toyota Camry и Land Lexus на сумму более 11 млн тенге. Возможно, сбытовой компании следовало бы перенять опыт предприятий "Астанаэнергосервиса", которые сейчас пользуются услугами столичных такси для снижения своих транспортных затрат, что приносит несколько сотен тысяч сэкономленных тенге в их тарифные сметы.
Мизерные инвестиции
Инвестиции, заложенные "Астанаэнергосбытом" в своей тарифной программе на пять лет, до 2020 года, предполагали, что в 2015 году сбытовая компания вложит в обновление фондов 6 млн тенге, а в 2016-2017 году – по 11 млн тенге. Согласно правилам, источниками инвестиций могут послужить прибыль и амортизационные отчисления. В 2015 году прибыль по теплоснабжающему тарифу в компании ожидалась на уровне в 517 тыс. тенге, а потоки от амортизации – в объёме 5,5 млн тенге, в сумме получается 6 млн тенге. В 2016-2017 годах прибыль ожидалась на уровне 3 млн тенге ежегодно и 8 млн тенге в виде амортизационных отчислений, или по 11 млн тенге вкупе.
Исходя из инвестпрограммы на 2015 год, "Астанаэнергосбыт" потратил 1 млн тенге на 26 кресел для посетителей и закупил 20 новых компьютеров на 5 млн тенге, что, впрочем, не сильно, всего на 6% снизило степень их износа в общем по организации, где пользователями являются примерно 300 человек. За счёт инвестиций в 2016 году было внедрено новое программное обеспечение "1С: Биллинг" вместо ранее использовавшейся системы "Галактика", что позволило осуществлять начисления при большем разнообразии тарифов в интеграции с бухучётом предприятия и повысило производительность операционистов. 11 млн инвестиций прошлого года было потрачено на приобретение серверного оборудования, отчитались в "Астанаэнергосбыте".
Расходящийся тариф
Согласно сведениям руководства энергосбытовой компании, утверждённый средневзвешенный тариф на 2016 год намечался на уровне 2589 тенге за Гкал, но фактически он сложился в тот период в размере 2582 тенге. Такой результат принёс убытки 36 млн тенге, утверждают в сбытовой организации. Аналогичным образом тариф на 2017 год был утверждён на уровне 2716 тенге, но среднеотпускной получился на 15 тенге ниже – 2701 тенге, от этого компания понесла ущерб в 94 млн тенге вместо 3 млн прибыли на фоне растущего потребления тепла, так как общие затраты на 191 млн тенге не были и наполовину покрыты, заявляют в "Астанаэнергосбыте". Похожие тенденции складываются в первые девять месяцев 2018 года, где фактический тариф ниже на семь тенге утверждённого в 2887 тенге – это уже привело к убыткам в 131 млн тенге, сетуют в энергоснабжающем учреждении.
"Ввиду того, что у нас существуют дифференцированные тарифы по объёмам потребления, по делению на физические и юридические лица, то в конечных счетах, которые выставляются потребителям, эта сумма, которая нам была установлена, она не доходит. И мы выставляем счета фактически в убыток на сегодняшний день. По итогам девяти месяцев текущего года мы недовыставили потребителям 131 млн тенге. Данный тариф утверждён на пять лет, и если брать базовую структуру, то вроде бы она должна была складываться, но именно дифференциация даёт убытки предприятию, и в итоге эти суммы потребителю не выставляются. При выходе на последующий тариф (очевидно, на период 2020-2025 годов. – Ред.), который мы будем утверждать по тепловой энергии, эти убытки уже будут учитываться при его рассмотрении. Мы будем показывать этот уровень убытков, доказывать, как он складывается, и он согласно правилам дифференциации подлежит возмещению через тариф. На сегодня мы идём с убытком в течение всего пятилетнего периода", – пояснил Зинкевич, комментируя вопросы СМИ.
До этого в 2015 году "Астанаэнергосбыт" уже получал возмещение убытков, из-за того что в конце 2014 года "Астана-Теплотранзит" утверждал на этот период более высокий тариф, что сказалась на доле доходов энергоснабжающей организации.
Ценовое реагирование
Комментируя недавнюю прокурорскую проверку тарифообразования "Астанаэнергосбытом" в снабжении электричеством, Зинкевич подтвердил, что с ноября 2018 года "Астанаэнергосбытом" был введён новый тариф для потребителей электроэнергии. Он отразится в квитанциях за этот месяц. Напомним, до этого в КРЕМиЗК сообщали, что якобы столичная энергоснабжающая организация закупала более дешёвое электричество от сторонних источников, поэтому получила сверхдоходы на сумму 1,5 млрд тенге. Именно их прокуратура рекомендовала возместить потребителям. Срок действия сниженного тарифа будет зависеть от динамики цен на электричество, сбыт электричества дерегулирован, поэтому "Астанаэнергосбыт" сможет обратиться с новым тарифом в КРЕМиЗК за месяц до его увеличения, пояснил Зинкевич.
Полученную разницу в доходах он аргументировал тем, что до недавнего времени ТЭЦ-2 Астаны обеспечивала только 50% потребности в электричестве столицы в сравнении с нынешним уровнем в 70-75% после увеличения мощностей "Астана-Энергии". Поэтому остальные объёмы электричества закупались в отчётные годы у шести-восьми компаний, среди которых есть Экибастузские ГРЭС, "Алюминий Казахстана", Шульбинская ГЭС, а также электростанции в СКО и ВКО, Павлодарской области. Такие альтернативные источники обычно не дают объём гарантированной поставки электроэнергии, поэтому точно спрогнозировать его приобретение на перспективу практически невозможно.
По словам Зинкевича, складывающаяся разница в ценовой динамике электричества от сторонних поставщиков из других регионов влияет на формирование убытка или дополнительного дохода, ведь у каждого источника свои цена и объёмы. Из этих факторов и складывается средневзвешенная цена, на которую ориентируется энергосбытовая организация. Исходя из рыночных соображений, компания пытается купить электричество там, где дешевле, поэтому по факту энергоснабжающая организация срабатывает ниже средней ценовой планки, утверждённой антимонопольным комитетом, разъяснил топ-менеджер.
Данияр Сериков