Проведение "ЭКСПО-2017" в Астане является одним из ключевых знаковых событий в жизни Казахстана. Планируется, что в течение трёх месяцев (с 10 июня по 10 сентября) "ЭКСПО" примет более 100 стран-участниц и 10 международных организаций.
Предстоящая выставка, которая пройдёт под лозунгом "Энергия будущего", осветит одну из самых актуальных тем, волнующих мировое сообщество, – альтернативные источники энергии и "зелёные" технологии.
В настоящее время почти готов к использованию многофункциональный комплекс "ЭКСПО-2017", который станет главным сооружением выставки. В его центре будет находиться здание в виде водяного шара, символизирующего биосферу. Основным источником альтернативной энергии для комплекса будет солнечная.
Планируется, что после проведения выставки биосфера превратится в гигантскую научную лабораторию. Проработана концепция послевыставочного использования объектов. Это должен быть самодостаточный городской район, который гармонично вольется в облик Астаны, объединяя научно-технологические и культурные объекты, окруженные открытыми пространствами и жилыми комплексами, торговыми, досуговыми и бизнес-объектами.
Словом, объекты "ЭКСПО-2017" должны оставить достойное наследие, как это и было с предыдущими международными выставками, за более чем их полуторавековую историю.
В преддверии старта "ЭКСПО" мы предлагаем ознакомиться с наиболее яркими архитектурными сооружениями, которые по праву составляют золотое наследие зодчества всемирных выставок "ЭКСПО". Не все знают о том, что упомянутые выше архитектурные объекты, которые давно и по праву вошли во Всемирное наследие мирового зодчества, были приготовлены к международным выставкам "ЭКСПО". Ведь многие из них давно ассоциируются с городами проведения этих выставок.
Хрустальный дворец, Лондон, Великобритания (1851)
Хрустальный дворец был построен под руководством Джозефа Пакстона в лондонском Гайд-парке к открытию 1-й Всемирной выставки в 1851 году. Этот первый в мире объект в стиле хай-тек был возведён всего за 6 месяцев благодаря применению новаторской технологии комбинирования стекла и металла. Выставочный зал площадью свыше 90 000 м², протяжённостью 564 м и высотой 33 м вмещал до 14 000 посетителей. После выставки дворец был разобран и перенесён в южное лондонское предместье Сайденхем-Хилл, но в 1936 году был уничтожен пожаром, после чего не восстанавливался.
Здание Королевской выставки, Мельбурн, Австралия (1880)
Здание Королевской выставки было спроектировано Джозефом Ридом для проведения Всемирной выставки 1880 года в Мельбурне, в парке Карлтон-Гарденз, недалеко от делового центра города. Оно состоит из Большого зала площадью более 12000 м² и множества более мелких помещений и объединяет архитектурные элементы византийского, романского ломбардского стилей и итальянского Возрождения. Здание Королевской выставки стало первым в Австралии, которому был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в нём проводятся автомобильные и цветочные выставки, школьные и университетские экзамены, рок-концерты.
Мост Александра III, Париж, Франция (1900)
Накануне Всемирной выставки 1900 года в Париже был построен один из самых красивых мостов города, перекинутый через Сену. Одноарочный мост символизирует дружбу между Францией и Россией. Его длина составляет 160 м, ширина – 40 м. Высота моста не превышает 6 м, чтобы не заслонять панорамы по обе стороны реки. Первый камень в основание моста заложил сын Александра III Николай II. Авторы моста – инженеры Жан Резаль и Амадей Альби, архитекторы – Кассьен-Бернар и Гастон Кузен. Мост богато декорирован скульптурами пегасов, херувимов, духов воды, нимф Сены и Невы, золотыми гербами Франции и России и фонарями.
Национальный дворец, Барселона, Испания (1929)
Национальный дворец был построен архитекторами Педро Кендоя Оскоз и Энриком Катала-и-Катала на территории парка Монжуик для Всемирной выставки 1929 года в Барселоне. Это громадное величественное здание в стиле необарокко было посвящено искусству графики и занимало более 30 000 м². В 1932 году дворец был расширен и перепланирован. Сегодня эта жемчужина архитектуры столицы Каталонии является Национальным художественным музеем, где хранятся более 5000 произведений испанского искусства: коллекции фресок, картины в стилях готика, классика, барокко и ренессанс. Самые ранние экспонаты датируются 1888 годом.
"Рабочий и колхозница", Париж, Франция (1937)
Монумент "Рабочий и колхозница" создан скульптором Верой Мухиной по проекту архитектора Бориса Иофана для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Готовая скульптура весила 75 тонн. Для транспортировки в Париж её разобрали более чем на 65 частей и погрузили детали в 28 вагонов спецпоезда. "Рабочий и колхозница" оценивалась в то время как "величайшее произведение скульптуры ХХ века". При перевозке из Парижа в Москву монумент был поврежден, после чего изготовлен вновь и установлен перед северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Атомиум, Брюссель, Бельгия (1958)
Атомиум был создан ко Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе инженером Андре Ватеркейном и архитекторами Андре и Мишелем Полаки и до нынешнего времени очень интересен посетителям. Сооружение представляет собой модель молекулы железа, увеличенной в 165 миллиардов раз. Оно символизирует научный прогресс и мирное использование атомной энергии. Конструкция высотой 102 м состоит из девяти 18-метровых сфер и двадцати соединительных труб. Шесть сфер доступны для посещения. Внутри располагаются эскалаторы и соединительные коридоры, а в центральной части – скоростной лифт.
Космическая игла, Сиэтл, США (1962)
Башня "Космическая игла" была создана архитектором Джоном Грэмом ко Всемирной выставке 1962 года в Сиэтле. Сооружение, являющееся архитектурной фантазией космического века, который в принципе начался годом ранее с первого запуска в космос человека с космодрома Байконур, стало одним из символов города. Башня напоминает НЛО – на тонкой "ноге" укреплена круглая широкая часть, похожая на летающую тарелку. Несмотря на кажущуюся хрупкость, башня высотой 184 м может выдерживать землетрясения и ураганы. Её особенностью является находящаяся на высоте 159 м обзорная площадка, с которой виден не только центр Сиэтла, но и Каскадные горы, вулкан Рейнир, залив Элиот и окружающие острова.
"Хабитат", Монреаль, Канада (1967)
"Хабитат" – жилой комплекс, который был спроектирован архитектором Моше Сафди ко Всемирной выставке 1967 года в Монреале. Основой этого строения является модуль в виде куба. Всего в комплексе 354 куба, поставленных друг на друга в хаотичном порядке, в которых насчитывается 146 квартир самых разнообразных размеров и конфигураций. Такое расположение является одним из способов перенесения преимуществ пригорода в город. Оно позволяет присоединить к жилищному пространству сад, который находится на крыше нижней квартиры и даёт возможность обеспечить жилые помещения большим количеством солнечного света.
"Башня Солнца", Осака, Япония (1970)
Таинственная "Башня Солнца" художника-авангардиста Таро Окамото была возведена для Всемирной выставки 1970 года в Осаке. 70-метровая башня напоминает потустороннее существо и имеет три лица. Золотистое лицо на вершине башни представляет будущее. Сегментированное лицо на передней стороне башни отождествляет собой настоящее, а зловещее на обратной стороне – прошлое. "Башню Солнца" украшают два 24-метровых крыла. Во время выставки внутри башни находилась высокая скульптура "Дерево жизни" со свисающими меньшими скульптурами, символизирующими зарождение и эвалюцию жизни.
"Экспо-крыша", Ганновер, Германия (2000)
"Экспо-крыша" построна по проекту архитектора Томаса Херцога для Всемирной выставки 2000 года в Ганновере. Она представляет собой деревянную конструкцию из 10 соёдиненных зонтов общей площадью 16 000 м². Каждый зонт объединяет 4 сектора сетчатого каркаса из древесины, изогнутых по форме листа растения. Синтетическое покрытие крыши собирает воду во время дождей и направляет её внутрь опор, при этом пропускает дневной свет и одновременно защищает от солнечного излучения. Повторение природного шедевра в таких масштабах сделало "Экспо-крышу" одним из главных украшений выставки.
Павильон Арагона, Сарагоса, Испания (2008)
Необычное здание Арагона было построено в Сарагосе ко Всемирной выставке 2008 года и являлось павильоном правительства автономного сообщества Арагон. Оно выполнено из стекла и стали по принципу плетения корзин. По замыслу авторов – приверженцев стиля хай-тек, это сооружение должно было отражать глубокий след, оставленный на территории Сарагосы пятью древними цивилизациями. Экспозиции павильона рассказывали об истории воды и о том, как люди учились управлять водными ресурсами на планете Земля. После выставки павильон Арагона передан под штаб-квартиру министерства образования.
"Большое О", Ёсу, Республика Корея (2012)
Ко Всемирной выставке 2012 года в Корее была выделена зона "Большое О" – вытянутая овалом часть бухты Ёсу. Обозначение "О" символично, так как является первой буквой английского слова "ocean" (океан), что отражает морскую тематику выставки. В центре разместилась большая плавучая платформа-сцена, а за ней масштабная установка, выполненная в форме огромной "О". На сцене проводились самые крупные мероприятия выставки, включая церемонии открытия и закрытия, концерты и другие представления. Здесь же организовывалось все зрелищное наполнение выставки – световые и лазерные шоу и фейерверки.
Ильяс Омаров