– Вы ведь хотите заработать на внедрении промышленной автоматизации?
– Сегодня технологии уходят вперед: есть новые технические решения, разработки в области приводной техники, так называемая цифровизация, о которой так много сейчас говорится, революция 4.0. Но, к сожалению, еще нет глубокого понимания у заказчиков конечной продукции. Поэтому стараемся донести до всех о том, что имеется на рынке, какие технические решения в области приводной техники мы можем предложить.
– Насколько произойдет удорожание вашего мостового крана, если его оснастить современными технологиями?
– Сегодня цифровая техника уже не настолько дорога, как это было, к примеру, пять лет назад. Техника становится более доступной. К тому же начальные капительные затраты в результате эксплуатации окупаются.
– Хорошо, крупные компании могут себе это позволить, а что насчет мелких предприятий?
– Хочу сказать, что и они активно включаются в этот процесс, единственное, что у них нет большого объема заказов. А то, что понимание новых тенденций у заказчиков уже появилось, это однозначно. Буквально 10 лет назад, когда мы нашим партнерам, в частности Аксускому заводу ферросплавов, предлагали установку мотор-редукторов на краны, частотные системы, шли отказы. А вот последние года четыре, наоборот, от них идут требования по этим позициям. Причем они теперь хотят комплексную установку оборудования с передачей информации на центральный диспетчерский пункт.
– Насколько внедряемая у нас приводная техника сопоставима с мировыми стандартами?
– То, что предлагает компания "АСЭП", являющаяся дистрибьютером LS Industrial Systems (Южная Корея), у нас устанавливаем, а это мировой лидер.
– Вы для себя выбрали именно эту компанию?
– Мы и с компанией Siemens работаем, с немецкими партнерами, но при одинаковых технических характеристиках оборудования стоимость данной компании выше по ряду позиций.
– Леонид, Вы можете сказать, сколько процентов предприятий проходят модернизацию в рамках четвертой промышленной революции?
– Сейчас идет начальный этап. Если говорить о новых производствах, в частности, мы поставляли оборудование на предприятие "КТЖ" – локомотивные, электровозные, вагоностроительные заводы, там уже устанавливалась техника с применением частотных систем. На действующих производствах процесс замещения идет постепенно. Если это ключевые позиции, то там идет модернизация только системы управления.
– Кого Вы считаете конкурентами в стране?
– Если говорить о крупных специализированных, мы единственные. Есть помельче, они рассредоточены регионально.
– Значит, вы вне конкуренции?
– По линейке кранов специального назначения и большой грузоподъемности, свыше 50 тонн – да. А вот по кранам малой грузоподъемности конкуренты имеются.
– А как Китай, не претендует занять вашу нишу?
– Оборудование габаритное, а логистика не слишком удобная. Так что нет.
– Что можете сказать о своих новых разработках? Ваше конструкторское бюро, насколько знаю, на месте не стоит.
– Мы впервые разработали и изготовили конструкцию 75-тонного металлургического крана. Впрочем, инженерная мысль нашего завода постоянно в работе. Ведь в большинстве своем мы изготавливаем штучный продукт, специально под заказ.
– Что сегодня беспокоит машиностроительную отрасль Казахстана?
– В первую очередь, объемы производства. Они малы.
– Вы входите в группу ERG. Это гарантирует объем заказов?
– Можно так сказать. Хочу отметить, что в последние годы наше предприятие на подъеме. Растут объемы, кроме того, мы не зациклились на одной номенклатуре производства. Осваиваем другие виды продукции.
– Например?
– Технологическую тару для металлургических предприятий. Причем это практически серийный выпуск. Те же короба, мы изготавливаем более полутора сотен единиц, ковши литейные – десятками. Три года назад мы разработали чертежи и изготовили опытный образец агломерационной спекательной тележки для ферросплавного производства, полтора года она была на промышленных испытаниях.
– Длительный срок.
– Требования такие. К тому же мы изготовили ее за наш счет, в результате получили заказ на целую партию в 50 штук.
– Несколько лет назад вы открывали свои представительства в Екатеринбурге и Омске. Удалось их сохранить?
– На сегодня они не являются официальными представителями, но партнерские отношения есть.
– Это означает, что вы ушли с российского рынка?
– Нет, мы там работаем. Мы понимаем, что были финансовые сложности, они имели свои последствия, можно говорить о снижении объемов экспорта, но при этом мы ежегодно выполняем по несколько заказов.
– Сколько, к примеру, их было в прошлом году и для кого?
– Мы отгрузили два крана на экспорт российской компании "ВИЗ-Сталь" в Екатеринбурге и для Новокузнецкого металлургического комбината ( АО "ЕВРАЗ ЗСМК"). С ними мы впервые работали. На этот год тоже есть заказы. Но основной объем выполняем для казахстанских предприятий. С "Казцинком" у нас хороший контракт – на строительстве Жайремского ГОКа на 10 единиц кранов, участвуем в новом тендере. Осуществляем отгрузки и более мелким заказчикам.
– Российский рынок важен для вас, несмотря на небольшое количество заказов?
– Конечно. Во-первых, это все же заказы. Во-вторых, это российский рынок, важен как имидж предприятия. И в-третьих, это валютная выручка. Она тоже нужна.
Примечание: Павлодарский машиностроительный завод – филиал АО ERG Service, входящий в "Евразийскую Группу".
Марина Попова