Министерство сельского хозяйства продолжает подсчет долгов так называемых агрохолдингов. В ближайшее время будет объявлен конкурс по выбору консалтинговой компании для проведения независимого анализа, и уже до конца 2017 года в Минсельхозе рассчитывают получить, наконец, полную картину ситуации в агрохолдингах.
Строго говоря, называть эти компании агрохолдингами юридически неверно: в казахстанском законодательстве нет такого понятия. Есть три группы компаний – "Алиби", "Иволга" и "КазЭкспортАстык". Еще весной Минсельхоз сообщал о разработке индивидуальных планов для каждой из этих групп. Однако на сегодняшний день созданный совет кредиторов никак не может свести воедино даже сумму долгов этих предприятий.
"Есть разные виды задолженности. Есть задолженности банковские; есть долги, которые заимствованы были у различных других компаний небанковской структуры. Поэтому мы сейчас хотим провести анализ именно этого, общая картина даст реальную ситуацию. Кредиты в банках – это только часть задолженности", – сказала abctv.kz вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева.
Известная на сегодняшний день сумма долгов (только по банкам и финансовым организациям) составляет 800 миллиардов тенге. Насколько эта сумма вырастет по результатам независимого финансового анализа, в министерстве сейчас даже прогнозировать не берутся. Но рассчитывают, что хотя бы часть предприятий можно будет "спасти".
По словам г-жи Исаевой, далеко не все предприятия, входящие в эти три группы компаний, находятся в плачевном состоянии.
"Есть устойчивые предприятия, продолжающие осуществлять хозяйственную деятельность", – говорит она.
Впрочем, принимать решение о реабилитации или банкротстве будет не единолично Минсельхоз, а совет кредиторов. И уже сейчас некоторые банки, вошедшие в состав совета, обсуждают возможность дисконтирования ранее выданных займов.
Весной этого года сообщалось, что финансовое оздоровление предприятий АПК не работает из-за нечестности самих должников. В связи с этим для агрохолдингов планировалось разработать детальные планы с пошаговыми инструкциями, как именно выводить компании из кризисного состояния. По словам вице-министра сельского хозяйства Гульмиры Исаевой, из 404 субъектов АПК, участвующих в программе финоздоровления, 127 компаний требовали детализации предпринимаемых мер. Эти предприятия де-факто можно отнести в состав группы компаний "Иволга-Холдинг", "Алиби", "Атамекен-Агро", то есть к тем, кого принято считать агрохолдингами.
"Это большие площади, если взять в целом 127 хозяйств, общая площадь составляет около 3,5-4 миллиона га. Это большое количество рабочих мест в регионах. Мы хотим решать эти вопросы комплексно, чтобы не пострадали жители, которые работают в этих субъектах АПК", – отмечала госпожа Исаева.
Резонный вопрос: почему предприятия до сих пор требуют поддержки, если реализация программы финоздоровления началась еще в конце 2013 года, и на нее было выделено более 500 миллиардов тенге? Как ни странно, ситуация оказалась банальна: далеко не все предприятия заявили о полном объеме своих проблем.
"Мы не видим полной картины по состоянию предприятий. Например, "Иволга": из всего объема проблемных кредитов только 19% пошли по программе финансового оздоровления. И так и по другим. По "Алиби" – около 50%, "КазЭкспортАстык" – около 30%", – признавалась вице-министр.
В целом за период реализации программы финансового оздоровления за 2013-2015 годы были одобрены заявки 404 субъектов АПК на общую сумму задолженности 520 миллиардов тенге, в том числе 333 миллиарда тенге за счет фондирования холдинга "КазАгро".
Начиная с 2016 года, прием новых заявок не осуществляется. Для выплаты субсидий в 2016 году выделены средства в сумме 24,7 миллиарда тенге. В 2017 году на выплату субсидий предусмотрено 30,4 миллиарда тенге. При этом Минсельхозом ужесточены условия участия в программе субсидирования. Так, предусматривается автоматическое исключение субъектов из программы при допущении ими просроченной задолженности более 90 календарных дней, исключение из программы при сохранении динамики ухудшения финансового состояния субъекта АПК на протяжении двух лет.
Ирина Севостьянова