Предпринимателей по-прежнему проверяют на соблюдение всевозможных требований и продолжают "кошмарить". Сегодня в стране контрольными и надзорными функциями наделено 61 ведомство. У них - 512 контрольных функций в различных сферах. Проще говоря, 61 структура может регулярно и на вполне законных основаниях проверять бизнес, что, собственно, они и делают.
Заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустам Журсунов в ходе встречи с депутатами сената заметил, что с переходом на систему управления рисками общее количество проверок в стране сократилось на 45%. "Вместе с тем, достаточно высокий уровень внеплановых проверок. Мы с министерством финансов совместно отрабатываем этот вопрос, потому что одна треть внеплановых проверок - это налоговые проверки", - сказал он.
Проверяют бизнес и на соответствие всевозможных требований. Всего по стране действует порядка 28 тысяч требований, причем зачастую - потерявших свою актуальность как минимум лет 20 назад.
"В качестве приоритетов и наиболее открытых и злободневных вопросов нами был выделен вопрос санитарно-эпидемиологической службы, - рассказал Рустам Журсунов. - Сейчас в рамках экспертной группы нами проанализирован 19 из 17 проверочных листов санпинов. Мы насчитали 4562 требования. Причем отдельные требования настолько архаичны, пришли к нам с Советского союза. Например, "яйца нужно разбивать только металлическими ножами", "кладовые в детских садах должны располагаться на юго-восточной части здания", "приборы освещения должны быть в металлической сетке".
По подсчетам НПП, свою актуальность давно потеряли порядка 82% действующих сегодня требований. Сейчас Нацпалата готовит пакет предложений и надеется еще в ноябре представить их в правительство.
Помимо этого, бизнесу нужна и предсказуемая государственная политика, в первую очередь, фискальная.
"Налоговое законодательство отражает текущую экономическую ситуацию. И для нас, для предпринимателей, очень важно, чтобы было какое-то видение. Поэтому мы неоднократно поднимаем перед министерством национальной экономики вопрос, чтобы в системе государственного планирования нужно выделить в отдельный документ основные направления фискальной политики. На среднесрочный период, как это сделано во всех странах. У нас он есть, но это четыре абзаца в бюджетной политике. Нам нужно понимать контуры, коэффициенты налоговой нагрузки, нашего налогового потенциала на следующие пять лет. Чтобы в рамках этих контуров принимался бюджет и принимались налоговые изменения. Для нас это важно", - подчеркнул г-н Журсунов.
Нестабильность законодательства отмечают и в парламенте. Согласно справочным материалам, подготовленным к встрече, за семь лет существования Налогового кодекса, в него было внесено 2314 поправок, то есть более 300 поправок в год. В кодекс об административных правонарушениях за два года, прошедшие с момента его принятия, внесено 369 поправок. Кроме того, из 608 составов правонарушений, предусмотренных в КоАП, более 400 составов применяются в отношении предпринимателей. И лишь по 14 из них возможны взыскания в виде предупреждения.
В экологический кодекс за десять лет внесено 523 поправки. И так - практически по всем, так называемым, корневым кодексом. При такой изменчивости законодательства говорить об инвестиционной привлекательности и условиях для развития бизнеса не приходится.
Стоит заметить, что согласно данным комитета по статистике, на 1 ноября 2016 года, по сравнению с прошлым годом количество субъектов малого и среднего бизнеса в стране уменьшилось на 6%. Почти на 23% сократилось субъектов малого бизнеса в Жамбылской области, на 21% - в Северо-Казахстанской, на 14,8% - в Западно-Казахстанской. Исключение составляет лишь Астана, где количество субъектов МСП выросло на 3,7%. Доля же малого и среднего предпринимательства в ВВП страны по итогам 2015 года составила 24,9%.
Саян Абаев