Национальный авиаперевозчик распространил сообщение о том, что 24 июля после проведения внутреннего расследования авиакомпания Air Astana расторгла трудовой договор со вторым пилотом Airbus A 320/321 Султаном Нурмаганбетовым.
Напомним, что 20 июля второй пилот не прошел тест на алкоголь в международном аэропорту Амстердама Скипхол, который проводила авиационная полиция Нидерландов.
"В связи с этим его отстранили от полетов. Авиакомпания Air Astana была вынуждена отменить рейсы KC 904 и KC 890 по маршрутам Амстердам – Атырау и Атырау – Алматы 20 июля. Агенты авиаперевозчика перебронировали билеты пассажиров на 21 июля. Авиакомпания предоставила своим клиентам размещение в гостинице до вылета рейса", – сообщили в авиакомпании.
Второй пилот после проведения окончательных экспертиз и уплаты штрафа, в соответствии с европейским законодательством, был освобожден и направлен в Алматы.
"В авиакомпании нулевая терпимость к употреблению алкоголя и наркотических средств летным составом. Проводятся тесты на употребление алкоголя и наркотических средств. Безопасность является нашим основным приоритетом, поэтому в авиакомпании существует культура безопасности, целью которой является информирование вышестоящего руководства и соответствующих служб обо всех рисках в целях предотвращения авиационных происшествий", – сказал директор по производству полетов авиакомпании Air Astana Игорь Сегедин.
При этом Air Astana "приносит свои извинения" пассажирам отмененных рейсов KC 904 по маршруту Амстердам – Атырау и KC890 Атырау – Алматы и информирует о том, что клиенты авиакомпании могут обратиться за компенсацией по электронному адресу: customer.relations@airastana.com.
Ранее в комитете гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК напомнили, что по действующим нормам законодательства РК с целью недопущения членов экипажа к полету при установлении у них признаков заболевания, утомления, факта употребления лекарственных средств без назначения врача, алкогольных напитков, нарушения предполетного (предсменного) отдыха и режима питания на территории РК проводятся предполетные (предсменные) медицинские осмотры.
За рубежом в соответствии с межгосударственными (межправительственными) соглашениями по деятельности гражданской авиации на воздушное судно РК во время его прилета, нахождения и вылета действует законодательство той страны, в котором он находится. В зарубежных странах (кроме стран СНГ) предполетные (предсменные) медицинские осмотры не проводятся, но применяются альтернативные методы (выборочная проверка) по выявлению факта употребления запрещенных и психоактивных веществ.
Согласно статье 66 ЗРК "Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации" ответственность за обеспечение безопасности полетов возлагается на эксплуатанта (авиакомпанию). При выявлении фактов употребления тех или иных запрещенных и психоактивных веществ членами экипажа они временно отстраняются от полета (работы). Эксплуатантами (авиакомпаниями) проводится внутреннее расследование, по результатам которого принимаются соответствующие дисциплинарные меры.
"В настоящее время комитетом гражданской авиации МИР РК прорабатываются вопросы установления на законодательном уровне ответственности первых руководителей эксплуатантов (авиакомпаний) за обеспечение безопасности полетов, а также при их нарушении административной ответственности с наложением административных штрафов", – сообщалось на странице КГА в "Фейсбуке".
Напомним, в прошлом году пилот Air Astana был осужден на 2,5 года за управление самолетом в состоянии наркотического опьянения.
"В Турксибском районном суде города Алматы завершилось рассмотрение уголовного дела в отношении пилота авикомпании Air Astana Быкова, обвинявшегося перед судом в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных ст. 286, ч. 1 (контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено), 296, ч. 2 (незаконное обращение с наркотическими средствами без цели сбыта), 358, ч. 1 (управление воздушным судном лицом, находящимся в состоянии наркотического опьянения), УК Республики Казахстан", – сообщала пресс-служба суда Алматы.
Судом было установлено, что 31 марта 2016 года Роман Быков, будучи командиром воздушного судна Air Astana, действуя умышленно, в феврале 2016 года незаконно приобрел у неустановленного лица азиатской национальности наркотическое средство марихуану высушенную с целью хранения и дальнейшей перевозки. 1 марта 2016 года Роман Быков, осуществляя свой преступный замысел, в рамках рабочей командировки после прохождения пограничного контроля вылетел рейсом Алматы – Москва, имея при себе наркотическое средство марихуану высушенную.
2 марта 2016 года, управляя пассажирским воздушным судном в состоянии наркотического опьянения, прибыл в международный аэропорт Алматы. После прилета Роман Быков был задержан сотрудниками службы экономических расследований департамента государственных доходов города Алматы. Приговором суда Роман Быков был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 296, ч. 2, 358, ч. 1, 286, ч. 1 УК РК. С применением ст. 58, ч. 1, 2, УК РК путем поглощения менее строгого наказания более строгим Роману Быкову окончательно назначено наказание виде двух лет и шести месяцев лишения свободы в колонии общего режима, с лишением права управлять воздушным судном сроком на два года.
Воздушный парк Air Astana состоит из 31 самолета. 51% авиакомпании принадлежит АО "ФНБ "Самрук-Казына", 49% – британской BAE Systems (Kazakhstan) Limited. Air Astana является кандидатом на IPO, в рамках которого планируется продать 50% существующих акций. В рамках грядущего IPO (первичное публичное размещение – Initial Public Offering/IPO) два действующих акционера АО Air Astana совокупно продадут 50% акций – по 25% каждый. То есть после IPO у "Самрук-Казына" и BAE Systems останется 26% и 24% соответственно. При этом казахстанский совладелец авиаперевозчика продаст свои 25% акций только казахстанским инвесторам.
"Мы уже несколько раз встречались с представителями BAE Systems. Действующая структура 51% на 49%. У "Самрук-Казына" сегодня 51%. Ориентировочно на продажу выставляться будет 50%: наши 25% и их 25%. Но при этом там есть четкое условие: у Air Astana, для того чтобы летать туда, например в европейские государства, есть требование сохранить казахстанскую долю 51%, для того чтобы сохранить статус национального оператора. То есть если мы свои 25% продаем, то наши 25% должен купить казахстанский инвестор, например ЕНПФ", – сказал ранее abctv.kz управляющий директор по оптимизации активов АО "Самрук-Казына" Берик Бейсенгалиев.
Жанболат Мамышев