Баннер втб
RU KZ
Аренда по-российски

Аренда по-российски

07:00 19 Июль 2018 1792

Аренда по-российски

Автор:

Римма Гахова

О том, какие информационные технологии не пошли в ресторанном бизнесе, рассказал abctv.kz создатель первого Gadget Studio в России.

В этом году предприниматель Николай Турубар планировал открыть ресторан под брендом Gadget Studio в Астане и Алматы. Бывший медиаменеджер, создатель сайтов о технологиях Chezasite.com и Nomobile.ru, посвятивший журналистике более пятнадцати лет, внезапно и весьма успешно открыл в центре Москвы первый в мире хайтек-ресторан для любителей инноваций Gadget Studio. Однако планы выйти в Казахстан не срослись. Почему? Об этом abctv.kz и поговорил с бизнесменом.

– В какой степени информационные технологии способны изменить ресторанный рынок?

– Сейчас я смотрю на это уже по-другому. Изначально я пришел в ресторанный бизнес с ощущением того, что очень быстро все поменяю. Так сказать, сделаю из обычного такси «Яндекс.Такси». Но, как оказалось, это очень консервативная среда, которая сопротивляется внедрению инноваций. До ресторанной отрасли очень долго доходят перемены, и над этим нужно очень много работать. Около 70 процентов ресторанов пользуются черной бухгалтерией, то есть большая часть их доходов нигде не фиксируется. Я с этим борюсь, но испытываю сопротивление на всех уровнях: начиная от подрядчиков и заканчивая техперсоналом. Если ситуацию все-таки повернуть и сделать работу ресторана более прозрачной, то управлять заведением будет намного легче.

– Что, на Ваш взгляд, эффективнее и выгоднее: раздать официантам планшеты или использовать более традиционные кассы?

– Конечно, гораздо эффективнее работать с планшетами. Тогда вся информация сразу уходит на кухню. По мере приготовления официанту прилетает сообщение, что нести на какой столик. Плюс еще много всяких интересных функций. Это позволяет увеличить скорость оборачиваемости стола. Но в ресторане очень много человеческого фактора, который не учитывается заранее. Даже если на столе лежит планшет вместо традиционного меню, официант все равно уточнит, то ли хотел заказать посетитель. Часто бывают случаи, когда человек по ошибке заказывает не то, что хотел, случайно нажав не ту кнопку. Исключить человеческий фактор невозможно.

– Какие технологии не пошли в Вашем ресторане?

– Мне удалось внедрить только 70 процентов того, что хотел. В центре зала должна была быть голограмма танцующего Дарта Вейдера, но, когда я увидел её вблизи, понял, что она плохо смотрится. Была идея повесить по всему ресторану камеры, транслирующие видео на сайте заведения. Но посетители были против такой прямой трансляции. Ведь не всегда в ресторан приходят со своими супругами и не всегда хотят «светиться» в Интернете.

– Какие системы информатизации ресторанов сегодня пользуются спросом?

– Лично я перепробовал несколько систем и сейчас остановился на системе под названием Poster – это украинская облачная разработка с открытым IP. На самом деле существуют три большие популярные системы – Tillypad, Liko и Poster. Раньше мы использовали Tillypad, а сейчас остановились на Poster. На этом рынке есть незаполненные ниши. Если бы я не занимался ресторанным бизнесом, то развивал бы системы информатизации ресторанов. На них сейчас большой спрос, и если их правильно, качественно сделать, то можно очень многого добиться.

– В одном из российских изданий Вы сообщили что системами Ваших ресторанов заинтересовались в Алматы и Астане. Когда Ваши заведения появятся на казахстанском рынке?

– Мы планировали открыться в ТРЦ Dostyk Plaza в сентябре, но не договорились с арендодателями. Сначала нам предложили одну цену, потом узнали, кто мы и откуда, и изменили условия. В итоге стоимость аренды помещения в алматинском ТРЦ стала такой же, как в Москве, на Тверской. При этом проходимость здесь гораздо ниже.

– Подготовили ли Вы пакет франшиз?

– Нет. Нам не хватает одного большого IT-модуля, а вернее, инвестиций на его сборку. Возможно, возьмем деньги с доходов ресторана. Вообще, в основу пакетов франшиз будет входить система, которая распознает лица посетителей и предлагает блюда по их предпочтениям.

– Есть ли заинтересованность со стороны казахстанских бизнесменов?

– Заинтересованность проявили два человека из Алматы и один из Астаны. Но наши проекты интересны не только в Казахстане. Предложения поступали из Барселоны, Лондона, Амстердама, Абу-Даби, Праги, Дубая.

– Для того чтобы реализовать Ваш московский проект Вам пришлось привлечь 14 компаний, включая Asus, Microsoft, Intel, LG и другие. Будут ли эти компании партнерами для ресторанов по франшизе?

– Думаю, что будут. Для них лучше устраивать показы технологий в общественном месте с большой проходимостью, чем у себя в офисе. Следует отметить, что большинство технологий наш ресторан получил бесплатно либо со 90-процентной скидкой. Кстати, ребята из Алматы с нами уже договаривались по поводу привлечения технологических партнеров Gadget Studio.

– Какие минимальные инвестиции может потребовать открытие технологичного ресторана?

– Около 20-30 миллионов рублей (109-164 миллиона тенге), но для «технологического шика» мы вложили 70 миллионов рублей (383 миллиона тенге).

– Какой доход сегодня приносит Gadget Studio?

– Около пяти миллионов рублей (27 миллионов тенге) в месяц. С этой цифрой, думаю, он полностью окупится за три года.

– Планируете ли Вы реализовать проекты в других сферах, помимо ресторанной отрасли?

– Пока все мои силы уходят на ресторан. Планировал связаться с криптобизнесом, есть идея реализовать IT-решение для управления ресторанами, есть еще несколько идей, но я пока не буду о них говорить. Ну и, конечно, хотелось бы вернуться в журналистику, делать контент на YouTube.

Сейчас хайтек-ресторан включает в себя лекторий, мини-коворкинг и выставочное пространство для технобрендов. В лектории висит стодюймовая видеопанель Prestigio Multibox стоимостью один миллион рублей (5,49 миллиона тенге). Каждому слушателю лекций выдается планшет от Windows – партнера Gadget Studio, c помощью которого можно взаимодействовать с панелью.

В коворкинг-зоне установлены Wi-Fi-роутер на 400 Мбит/с, аудиоаппаратура, принтер и сканер. По словам Николая Турубара, основной доход заведение получает от ресторана. В качестве меню гостям ресторана раздают планшеты со специальной системой оформления заказа. Кроме того, в заведении используется система распознавания лиц от Microsoft Face Recognition. Партнерами заведения являются компании Microsoft, LG, Intel, Cisco, Axsys, Prestigio, Acer, Archos и Dyson. Компании-партнеры помогли предпринимателю с приобретением IТ-оборудования, начиная c проектора и заканчивая процессорами для интерактивных мониторов.

Кроме того, Николай Турубар разработал модель крауд-инвестинга, чтобы дать единомышленникам, которые разделяют ценности заведения, возможность поучаствовать в его развитии, получая за это долю от прибыли. С помощью крауд-инвестирования г-н Турубар привлек сумму в размере 30% от затрат на открытие первого ресторана. В системе г-на Турубара два типа крауд-инвесторов – обычные и привилегированные. Инвесторы получают проценты от распределяемой прибыли пропорционально вкладу, привилегированные инвесторы вносят деньги под фиксированный процент (12%). В этом году предприниматель планировал открыть ресторан под брендом Gadget Studio в Астане и Алматы.

Римма Гахова