Предприниматель, основатель нескольких казахстанских СМИ, издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов стал гостевым спикером на фестивале-выставке инновационных проектов KAZFEST в рамках Enactus Kazakhstan.
"Арманжан Мерекеевич, расскажите ребятам немного о себе", – предложила гостю модератор виртуальной встречи директор информационного агентства inbusiness.kz Мира Халина.
Арманжан Байтасов: "Я родился в Алматы. После школы поступил на факультет журналистики КазГУ им. Кирова (сейчас это КазНУ им. Аль-Фараби. – Ред.). Родители всегда настаивали, чтобы дети занимались спортом, поэтому мы с братом посещали спортивные секции. И, помимо этого, меня отправили в музыкальную школу, где я учился семь лет и окончил ее по классу фортепиано. Считаю, что спорт и музыка мне очень сильно помогли и по жизни, и в бизнесе.
В университете был обладателем всех мыслимых и немыслимых стипендий. Тогда за отличную учебу платили деньги, я дошел до уровня самой высокой стипендии. Это моя гордость, потому что хорошо учиться очень важно. Когда мне было 17-18 лет, это был один из моих приоритетов. Вуз я окончил с красным дипломом.
Конец 80-х – начало 90-х – очень непростое время, страна находилась на изломе. Было понятно, что большая империя может разрушиться в любой момент. Стали очень сильно меняться ценности. Когда мы начинали учиться на журфаке, который считался партийным факультетом, у нас было много предметов, связанных с историей КПСС и идеологией, а заканчивали учебу в независимом Казахстане, и система ценностей была уже совсем другой. Все поменялось. Когда начинали учиться в 1987 году, за продажу и покупку доллара можно было получить срок, когда заканчивали в 1992-м, это уже было в порядке вещей.
Бизнесом я стал заниматься примерно с 1989 года. Во времена Горбачёва и перестройки принималось много законов, которые поощряли предпринимательскую инициативу, появился закон о кооперации. В 1987-88 годах разрешили открывать частные банки. Кстати, интересный факт: первый в СССР частный банк, получивший лицензию, был из Казахстана.
Так вот, с 1989 года параллельно с учебой мы стали заниматься бизнесом. Он был довольно примитивным – то, что называется "купи-продай", в основном через Москву все происходило. Как студенты журфака, очень много сотрудничали с газетами и журналами в Алматы и занимались перепродажей рекламных площадей. Тогда открыли рекламную компанию (по-моему, она так и называлась), занимались рекламной деятельностью, потому что видели в этом направлении перспективу. Ну, рекламная деятельность – это, конечно, громко сказано. Мы размещали в СМИ небольшие рекламные модули типа "продам компьютеры", "продам факсы", и, таким образом, помогали наладить контакты между бизнесменами и крупными газетами.
В 1992 году такого понятия, как распределение после учебы, уже не существовало, и все выпускники вузов должны были сами заниматься своим трудоустройством. Но мы не расстраивались по этому поводу. У тех, кто хорошо учился, было свободное посещение, и я с 1989 года уже работал на Казахском телевидении, причем в штате. В 1992 году, сразу после окончания журфака, мы зарегистрировали телекомпанию "31 канал", и стали ее развивать".
Рецепт решения проблем
"Бывали ли в Вашей карьере моменты, когда все валилось из рук? Как Вы через это прошли?" – спросила гостя Мира Халина.
А. Б.: "В моей жизни много раз возникали такие моменты, когда действительно не хотелось утром вставать и идти на работу.
На эти случаи есть хорошая поговорка: "Утро вечера мудренее". Если возникли очень серьезные проблемы, остановитесь, не суетитесь. Это мой личный опыт. Когда наступает кризис, не надо что-то бить, рушить, с кем-то ругаться. Не надо впадать в истерику и делать резкие движения. Излишняя "брутальность" в такие моменты не нужна. Нужно просто остановиться, подумать, возможно, вообще отключиться от мучающей вас проблемы и пойти в горы погулять. И тогда, если вы профессионал и хорошо знаете то, чем занимаетесь, решение может прийти.
Есть такая мудрая шутка: если ты можешь решить проблему, значит, не нужно волноваться, потому что решение есть, если не можешь – тоже не нужно волноваться, потому что это уже не твоя проблема.
Самое главное – в момент кризиса не наломать дров".
"Наше поколение впервые столкнулось с таким кризисом"
"С марта мир живет в условиях пандемии коронавируса. Как кризис отразился на бизнесе? Как Вы выходили из этой ситуации?" – прозвучали следующие вопросы спикеру.
А. Б.: "Это актуальные вопросы. Пандемия уравняла всех. Все отрасли экономики и в мире, и в Казахстане так или иначе пострадали.
Как это отразилось на МСБ? Жесткий локдаун в марте-мае – это ситуация, с которой наше поколение предпринимателей столкнулось впервые. Мы не понимали, что происходит. Все перекрывается – и у тебя останавливается денежный поток. Ты не знаешь, из каких средств выдать людям зарплату, как заплатить за аренду, погасить проценты по кредиту. У многих появились панические настроения, возникла депрессия.
Надо сказать, что и со стороны государства не было четких и внятных программ, проблемы приходилось решать "с колес". Я участвовал в это время во многих онлайн-конференциях, где высказывались разные мнения, было сломано немало копий по поводу того, что нужно сделать для МСБ, как оказать поддержку предпринимателям. Обсуждалось очень много, а выхлоп оказался не очень большим, хотя государство, правительство, в принципе, сделало немало. Можно было бы и больше, но понятно, что мы не Германия, не Европа, и рассчитывать на такую степень поддержки, как там, наши предприниматели не могут.
Если говорить о том, насколько просели сектора, то, например, в ресторанном бизнесе у многих падение во время локдауна доходило до 90%, потом выровнялось, и по году, может быть, составит 30%. У нас по медиагруппе падение также было до 90% в эти месяцы. В апреле мы сделали рекламу на радио бесплатной, потому что бизнес остался без доходов, платить ему было не чем, и мы, таким образом, решили поддержать рекламодателей. По году, думаю, зафиксируем падение также на уровне 30%. А в некоторых случаях по планам и рекламным бюджетам, скорее всего, выйдем на показатели 2019 года, по крайней мере, ниже не упадем.
Понятно – страх перед неизведанным, перед этой болезнью. Как локдаун отразится на бизнесе – никто не знает, это тоже страх. Все это нагнетало обстановку. Бизнесмены испытывали очень сильное давление, стресс. Но в чем сила бизнеса и предпринимателей? В том, что кто сильный, тот стал еще крепче. Те проекты, которые остались и не закрылись, оздоровились. Да, им пришлось сокращаться, может быть, в зарплатах сотрудникам, в штате, в арендуемых площадях. Может быть, как бизнес они сжались, но однозначно стали крепче. Наверняка, они оптимизировали свои процессы, и там, где были потери, теперь их нет. И сейчас те, кто выжил, перезапустятся или уже перезапустились, и их показатели, в том числе доходности, станут лучше. Как говорится, все, что нас не убивает, делает крепче. Это применимо и к этому случаю. Кризис позволяет правильно оценить ситуацию и встряхнуться. Стресс иногда нужен. Кризисы помогают быть сильнее.
Ситуация для МСБ будет выравниваться. Тем более, сейчас и от государства помощь подходит. Все же хотят, чтобы государство помогло здесь и сейчас. Так не бывает. Государство – это огромный механизм, оно не может менять законы моментально, оно должно выслушать все стороны. Более того, было бы неправильно, если бы государство вот так резко принимало решения. И вот госпрограммы для МСБ сейчас начинают работать".
Зачем Арманжан Байтасов следит за Биллом Гейтсом
"Поделитесь, какие Ваши любимые книги. Есть ли книга, которая Вас вдохновила? Чтобы ребята могли прочитать, и это стало для них мотивацией создать свой бизнес", – спросила модератор.
А. Б.: "Такой книги у меня нет. В свое время на предпринимательскую деятельность меня вдохновила книга Дейла Карнеги, изданная еще в советское время. Она произвела на меня впечатление. Потом уже был Наполеон Хилл и все прочие. Из нового – Рэй Далио, "Принципы. Жизнь и работа".
Читать нужно всегда. Рекомендую следить за тем, что читают успешные люди. Я, например, слежу за Биллом Гейтсом, раз в год он публично сообщает о том, что прочитал.
В этом году из-за пандемии я, кстати, очень много читал. Прочитал биографию Стэна Ли (американский писатель, сценарист, продюсер, был президентом и председателем совета директоров издательства Marvel Comics, один из создателей Человека-паука, Халка, Доктора Стрэнджа, Людей Икс и других персонажей. – Ред.).
Мир американской поп-культуры мне в целом понятен, но есть детали, они как провалы для меня – вселенная Marvel, суперпопулярные фильмы, миллиардные сборы. Я смотрю эти фильмы и не могу понять, в чем дело, в чем сила и как на этом можно заработать миллиарды долларов. Прочитав биографию Стэна Ли, я понял: история всего этого началась с комиксов, с 1930-60-х годов, образы и персонажи появились оттуда и не одно поколение американцев выросло на них. В этом году для меня это стало открытием. Глубинные процессы, происходящие в Голливуде, я понял через биографию Стэна Ли.
Не зацикливайтесь на каких-то книгах, постоянно ищите что-то новое. Выбор огромен. Сегодня мы живем в мире, где количество информации избыточно. Это как в супермаркете: нельзя в свою корзинку накидывать все подряд, все это съесть невозможно и какая-то пища может не подходить тебе, всегда надо читать этикетки или слушать рекомендации. Так и здесь – вы должны искать".
Собственный бренд как вечная классика
"Возникли ли у Вас идеи для нового бизнеса? Куда будет двигаться бизнесмен Арманжан Байтасов?" – поинтересовалась ведущая.
А. Б.: "Это будет в основном медиабизнес. Нужно заниматься в первую очередь тем, в чем ты хорошо разбираешься.
Сегодня очень хорошо работает коллаборация различных медиаресурсов, также ивенты – проведение различных форумов, мероприятий. Это новые возможности.
В прошлом году мы открыли Media Cafe, и за год увидели, что в синергии с медиа оно очень хорошо работает. Даже в пандемию, когда есть ограничения, людям нужно пространство, где за чашкой кофе они могут что-то обсудить. Мы еще туда вывели возможности эфира. Это перспективное направление и оно, скорее всего, будет хорошо развиваться по всему Казахстану.
Лет пять назад я говорил, что будут исчезать газеты, ежедневные, еженедельные, все начнут уходить в электронные форматы, на сайты. Но сейчас мы видим, что и время сайтов оказалось не бесконечным. Будут появляться, скорее всего, новые продукты – объединенные, не только через соцсети, но и через телеграм-каналы и другие средства доставки информации. Это, наверное, будет работать чуть-чуть по-другому. Самое главное – доставить информацию, и чтобы она идентифицировалась с вами. На продвижение любого контента мы уже смотрим совсем по-другому.
Создание собственного бренда – это во все времена работало и будет работать. Бренд, уровень доверия со стороны аудитории – это самое ценное".
Что произошло с VIP-авиацией из-за пандемии
"Вы являетесь акционером авиакомпании Jet Airlines. Как пандемия повлияла на частные авиаперевозки? Остаетесь Вы в этой сфере или продадите компанию?" – задала очередной вопрос директор информагентства.
А. Б.: "Это вопрос как раз к тому, что нужно заниматься тем, что хорошо получается. Я продаю компанию, практически уже продал ее.
Авиационная отрасль, действительно, пострадала сильнее всех: люди физически перестали летать из-за того, что страны закрылись. Перевозки упали на невероятное количество процентов. Как выживать без пассажиров? Крупным перевозчикам это делать очень тяжело.
Что касается люксовых авиакомпаний, которые занимаются частными перевозками, то здесь ситуация лучше. Потому что частным самолетам, если нет жесткого локдауна, разрешается летать во все страны. Число пассажиров и перелетов в 2020 году увеличилось, но стоимость понизилась. Клиенты частных авиакомпаний – это очень богатые люди, они обычно не проверяют, сколько стоит летный час. По Казахстану, к слову, стоимость – от 4 до 10 тыс. долларов. Но сегодня клиенты стали жестко считать деньги. Маржинальность на летном часе упала, а число летных часов возросло.
Из авиабизнеса я окончательно выхожу, менеджеры сегодня уже сами управляют авиакомпанией".
Главные ценности в жизни
"Каковы Ваши главные ценности? Назовите фразы, которые Вас реально мотивируют", – попросила гостя модератор.
А. Б.: "Самое главное – быть честным. Честным перед самим собой, перед родными и близкими, перед страной. И тогда в жизни будет гармония, а это то, чего хочет любой человек.
Первая ценность – надо ценить свою родину, уважать ее. Здесь собралась молодая аудитория, вам, наверное, сложно оценить, насколько это круто и важно и какая большая честь – быть гражданином независимой страны. Будучи студентами, мы могли только мечтать об этом, и нас за это называли сепаратистами, я это очень хорошо помню. Сейчас я просто счастлив, что у нас есть свой герб, флаг, посольства.
Второе – семейные ценности, они очень важны. Это то, что всегда будет вас вдохновлять и поддерживать на плаву. В 1991 году, когда мы с Дилярой поженились, для меня это стало очень мощным стабилизирующим фактором и мотивировало к тому, чтобы развиваться, заниматься бизнесом, больше зарабатывать. Это в моем случае. Может быть, на других людей такое событие в жизни по-другому подействует, но на меня вот так повлияло.
Важная ценность еще – правильно определиться с местом работы, профессией. У меня есть друг, Андрей, он парикмахер, я у него уже 20 лет стригусь. Он занимается своим любимым делом. Каждый раз, когда он приходит на работу, включает музыку, и делает свою работу с улыбкой. Я видел, как он развивался все эти годы. Сначала был мастером-парикмахером, потом открыл салон, потом стал представителем большой компании. Сегодня он уже хороший предприниматель средней руки. Стал достаточно богатым человеком, один из крупнейших специалистов в своей отрасли, выступает с лекциями. И он продолжает заниматься работой парикмахера. Почему – потому что это приносит ему удовольствие, и это то, что у него очень хорошо получается. Очень важно найти такое дело, которое вдохновляет, и постепенно все получится.
И четвертое, что очень важно, – это ваше окружение и друзья. Даже если ваши друзья будут над вами подшучивать, что вы медленнее бегаете или меньше подтягиваетесь, или у вас лишний вес, это все равно будет вас стимулировать. В разговорах с хорошими друзьями вы услышите, какие новые книги читать, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть. Друзья наполнят вашу жизнь новыми событиями, на отдых будете вместе ездить.
Из поговорок, которые мне больше всего нравятся, есть одна еще со студенческих времен: будь проще и люди к тебе потянутся. Гордыня – грех. Все люди самодостаточны, ко всем нужно относиться с уважением.
А еще: не надо казаться кем-то, надо быть. В нескольких словах упакована целая философия".
"Я с Вами вполне согласна. И еще добавлю: "Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Мне кажется, это тоже один из ваших посылов", – заключила Мира Халина.
Елена Тумашова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!