DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 323,36 Brent 36,55
Асель Караулова: «Монетизация серьезного контента – больной вопрос для наших журналистов»

Асель Караулова: «Монетизация серьезного контента – больной вопрос для наших журналистов»

«На рынке стали возвращаться доверие и востребованность в качественной журналистике».

14 Май 2020 11:18 2102

Асель Караулова: «Монетизация серьезного контента – больной вопрос для наших журналистов»

Автор:

Кульпаш Конырова

Мы продолжаем разговор об отечественной журналистике и о том, какие перемены она претерпевает, особенно в период карантина, и что ее ждет в будущем. Сегодня наш собеседник – президент Казахстанского пресс-клуба и председатель совета Национальной PR-ассоциации (HACO) Асель Караулова.

– Асель, почему сегодня все больше и больше профессиональных журналистов выходят на площадках социальных сетей со своими персональными «телеканалами»? Особенно это «массово» появилось в период карантина в связи с коронавирусом…

– Это совершенно нормальное явление, один из главных трендов развития digital. В карантине многие журналисты стали вести свои прямые эфиры и развивать собственные каналы. Это отличный инструмент продвижения и работы со своей аудиторией. Но канал каналу рознь. Не у всех получается делать качественный и интересный контент.

Например, журналист Вадим Борейко начал вести свой YouTube-канал «Гиперборей» задолго до карантина, и на сегодняшний день это один из самых удачных проектов на казахстанском рынке. Cегодня мы очень нуждаемся в профессиональной журналистике, уровень которой в последние годы катастрофически упал. Сегодня думающим людям нужен качественный контент, аналитика, грамотные спикеры и специалисты, а не только развлекательные форматы.

Как говорят эксперты, на YouTube в целом мало запросов на интеллектуальный контент. Очень хочется, чтобы у нас было больше такого качественного контента для людей с критическим мышлением.

Истинно профессиональным журналистам, которые по-хорошему «больны» своей профессией, сегодня тесно в рамках своих каналов. Я говорю о тех, кто не просто «отрабатывает» госзаказ, а хочет заниматься настоящим ремеслом журналиста. К сожалению, у нас пока не появился свой Дудь (российский журналист). Молодым все больше интересны развлекательные жанры, поскольку это востребованно аудиторией, можно словить больше лайков, хайпа, соответственно, получить рекламные контракты.

– До этого выгоду от этой площадки быстро оценили непрофессиональные люди, так называемые блогеры, и, даже смогли это монетизировать, как, например, та же Ольга Бузова.

– Я не слежу за Бузовой, мне это не интересно. Такие блогеры, как она, активно используют все доступные социальные сети для продвижения. Это их бизнес, на нем они хорошо зарабатывают.

Что касается профессиональных российских журналистов, то, безусловно, мне интересен Дудь, а также Парфенов, который, кстати, смог монетизировать свой канал, несмотря на интеллектуальный контент и, казалось бы, изначально узкий сегмент целевой аудитории.

Такие журналисты имеют гораздо более широкий кругозор, опыт, интеллект, и это востребованно, еще не вымерло, что радует и обнадеживает. Монетизация серьезного контента – больной вопрос для наших журналистов. Ведь легче монетизировать совсем другой, пустой и легкий контент. К примеру, Карлыгаш Еженова и ее ресурс exclusive.kz делают отличную аналитику, нетривиальные темы, одно время они активно продвигали свои онлайн-встречи и интервью, но не думаю, что это хорошо монетизируется.

– Как бы охарактеризовали бы эту тенденцию, которая стала закрепляться в условиях карантина? Неужели время телевизионных холдингов уже прошло, так как сегодня журналист становится сам себе режиссером?

– Не идти сегодня в Интернет – значит не думать о своем профессиональном будущем. Пользователи больше переходят от телесмотрения к онлайн-смотрению, и эта тенденция растет во всех странах. Конечно, в ближайшее время телевидение никуда не денется, все же на традиционный контент есть спрос определенных групп, в том числе возрастных.

Но с точки зрения перспективы и чтобы выжить, телевидению нужно развивать новые онлайн-форматы. На нашем последнем Медиа Курултае мы активно обсуждали эту тему. Культура медиапотребления во всем мире очень сильно меняется. И в условиях карантина это очень хорошо прослеживается. Netflix, например, показывает большой прирост зрителей, наши соотечественники тоже активно потребляют этот сервис, и я в их числе.

По последним исследованиям компании Kantar Media Kazakhstan, с 2014 по 2019 год наши граждане стали реже смотреть телевизор. 45% от всего времени, потраченного на СМИ, приходится на традиционное ТВ и 40% – на Интернет. Понятно, что доля Интернета будет только расти, а ТВ – сокращаться.

Этот тренд касается не только телевидения. Все мои коллеги – специалисты по коммуникациям – уже давно и активно используют онлайн-форматы и видео для продвижения и работают с целевой аудиторией напрямую, минуя СМИ. Многие компании, особенно из сектора В2С, считают YouTube гораздо более эффективным инструментом, чем традиционные СМИ, и отходят от классических форматов взаимодействия.

Даже по своему опыту могу сказать, что после введения карантина мы начали внедрять практику онлайн пресс-конференций и брифингов. Сначала отношение к ним было настороженное, а сейчас, спустя всего полтора месяца, этот формат стал очень востребованным. Думаю, как раз в карантине мы все глубоко осознали и прочувствовали, что многие вещи можно делать онлайн, и это даже увеличивает эффективность работы и дает экономию средств и времени.

– В таком случае нет ли опасности, что телевизионные журналисты, освоившие технологии передачи информации в условиях дистанционной работы, захотят ли вернуться в open-air пространства своих телехолдингов? Тем более что собственные сюжеты можно монетизировать?

– Я думаю, это вопрос прежде всего надо задавать им самим. На мой взгляд, многие хорошие профессионалы будут открывать свои каналы и активнее использовать инструменты онлайн. Это закономерно. Не только с точки зрения монетизации, но и с позиции собственной творческой свободы. Ты сам себе хозяин, делаешь контент, который считаешь нужным, подбираешь героев, не зависишь от давления менеджмента.

Но проблема в том, что у нас очень мало журналистов с такой вот внутренней свободой, своей гражданской позицией. Многие не хотят высовываться, кто-то не хочет потерять стабильный заработок. А кто-то профессионально не дорос до этого.

Опять-таки наша фундаментальная проблема медиарынка – заказная журналистика, к огромному сожалению, депрофессионализировала медийное пространство, затормозила нормальную конкуренцию на нем. У нас нет ярких телевизионных площадок в прямом эфире, такие форматы, как политические дебаты, вообще умерли. Практически нет острых, нестандартных программ. Но все это уже потихоньку появляется в онлайне.

При этом текущая пандемия и кризис породили такую массу фейковых новостей и информации, что многие думающие люди стали обращаться к мнению журналистов и больше прислушиваться к официальным СМИ. Мои коллеги из Америки в недавнем разговоре сказали, что у них на рынке стали возвращаться доверие и востребованность в качественной журналистике, которая проверяет факты и дает несколько мнений, люди стали меньше доверять блогерам.

Наш рынок тоже устал и страдает от фейков, сливов информации через «Телеграм» и «левых» комментаторов в Сети по широкому кругу вопросов. И с этим мутным и опасным наплывом может бороться только профессиональная, качественная и не ангажированная журналистика.

– Хотелось все-таки понять – это временное явление или это уже вырисовывается новый формат, который укрепился в период карантина? Каким Вы видите будущее телеканалов и вообще журналистики?

– Я не думаю, что это временно. Скорее всего, тенденция будет расти. Что касается телевидения – это очень комплексный вопрос. Руководители телеканалов на наших последних Медиа Курултаях не раз подчеркивали, что выживание ТВ будет зависеть от многих факторов: состояния экономики, cтратегии развития и видения менеджмента холдингов, позиции акционеров и, конечно, тактики государства. А оно у нас крупнейший рекламодатель в рамках государственного заказа.

Из-за кризиса коммерческая реклама от компаний снизится, и каналы будут вынуждены или больше работать на государственные деньги, или ждать вливаний от акционеров. Такое уже было, просто нынешний кризис беспрецедентный. И для ТВ, и для медиа в целом важно найти сейчас точки опоры и развития.

Проблемой все еще остается большой процент потребления контента российского телевидения. Мы не раз об этом говорили на всяких форумах, но системно ничего не меняется. Наши сограждане смотрят российский контент, и многие практически живут в российском пропагандистском информационном пространстве, которое формирует их мировоззрение, повестку дня и установки.

Я считаю, что наше государство должно помогать медиарынку развиваться за счет налоговых послаблений, финансирования не платного контента, а развития инфраструктуры, кадров, технологий. Нам нужны собственные сильные, популярные, профессиональные медиабренды.

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Когда казахи заговорят на казахском и почему молодежь не хочет работать в ауле?

О чем писали журналисты изданий на казахском языке. Обзор прессы за неделю на inbusiness.kz.

05 Июнь 2020 08:00 4267

Когда казахи заговорят на казахском и почему молодежь не хочет работать в ауле?

Фото: Серикжан Ковланбаев

Qamshy.kz. «Когда казахи заговорят на казахском?», задается вопросом издание. Автор материала посчитал количество казахстанских детей, получающих образование на государственном языке, и задался вопросом – что мешает?

По официальным данным 2018 года, в стране 7393 школы. Среди них 3797 казахских, 1312 русских, 12 узбекских, 11 уйгурских, и одна школа ведет обучение на таджикском языке, более 2000 смешанных школ. Количество людей, овладевших казахским языком, достигло 90%. И, по мнению экспертов, важно не количество людей, знающих государственный язык, а употребление языка.

«100% населения могут овладеть казахским языком, но какая от этого польза, если они не применяют язык на практике? Для этого должна быть потребность в этом. В законах страны должны быть пункты, согласно которым существовала бы потребность. В наших законах русский язык приравнен с государственным языком, поэтому толком не используется казахский язык», – сказал политолог Дос Кошим.

Далее в материале автор описал открытое письмо казахской интеллигенции, которые требовали отмены пункта 2 статьи 7 Конституции.

Aikyn.kz. Почему молодые специалисты не хотят работать в ауле? По данным газеты, такой вопрос часто задают педагогам. Потому что многие из них, получив диплом учителя, не хотят учить сельских детей. В результате существует определенная разница в образовании сельских и городских детей. 

Качеству сельского образования посвятили очередной материал этой газеты. И, по данным этого издания, в некоторых школах аула из-за нехватки кадров одна учительница может преподавать детям по три-четыре предмета. В результате школьники теряют интерес к определенным предметам. Например, в одном из аулов страны учительница информатики три года учила детей русскому языку. Сейчас она – учитель естествознания.

«Молодые учителя не едут в аул по нескольким причинам. В ауле слабый Интернет, сельские условия не сравнить с городскими, школы аула плохо оснащены компьютером. Поэтому специалисты с образованием учителя предпочитают другую работу в городе, нежели учить сельских детей», – пишет автор материала.

Turkystan.kz. «Где найти качественное образование?» Статью, посвященную работе высших учебных заведении Казахстана, опубликовали на странице республиканской газеты. По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», 60% выпускников казахстанских вузов не востребованы и сидят без работы. Эти данные показывают уровень казахстанского образования. 

По данным газеты, до 2025 года кардинально реформируют систему казахстанского образования. Таковы требования нового времени. Поэтому официальные власти страны намерены уделить большое внимание качеству казахстанского образования и закрыть учебные заведения, не соответствующие требованиям.

«По сведениям министерства образования и науки, в Казахстане функционируют 132 высших учебных заведения, 65 из них являются частными вузами. По мнению экспертов, возможно, работу по сокращению и улучшению качества образования начнут с частных вузов. Такая тенденция существуем в международной практике», – пишет автор материала.

В материале, посвященном казахстанскому образованию, автор перечислила рейтинги вузов. Указала, какие вузы Казахстана успели занять места в этом рейтинге. Своим мнением относительно этих рейтингов поделился эксперт. И, по словам этого эксперта, рейтинги не дают объективную оценку. Поэтому любой желающий получить хорошее образование должен трудиться и совершенствоваться.

Abai.kz. «Мы остались на уровне мастеров советовать и любителей чинопочитания», пишет интернет-портал. Такое мнение относительно казахского поведения написал Сакен Алдашбаев. Автору не нравится, что казахи любят говорить о своих достижениях, а на деле ничего не делают и ничему не научились. 

По мнению Сакена Алдашбаева, в Казахстане часто говорят о достижениях в науке. У нас очень много ученых, умных детей, которые получают хорошее образование, красные дипломы, аттестаты с отличием, а на деле в стране нет не то что завода, цеха по производству иголок. Всей необходимой техникой для добычи полезных ископаемых обеспечивают иностранцы. И без них мы даже уголь не стали бы добывать.

«И такими мы стали не за один день, мы и раньше такими были. Да, казахи остались на том же уровне. Мастера советовать, чинопочитать, хорошие ораторы, образованы, но на деле не работают. Поэтому терпят беды. И это не показатель сегодняшнего дня, это показатель последнего столетия. Простой тому пример – пандемия коронавируса. Швейные цеха не могли быстро взяться за шитье масок, они тянули и еле научились их шить. Не дай Боже, но если иностранные компании откажутся от добычи полезных ископаемых, то мы можем умереть от голода. Потому что ничего не умеем делать», – написал автор.

Далее Сакен Алдашбаев описывает сегодняшнее состояние страны. Население Казахстана на 100% грамотное. Часто в этой стране говорят о наличии умных детей, а насколько эти знания полезны самому обществу? Сегодня много молодых людей, которые имеют не по два, а по пять дипломов.

«Но, если вы пойдете на рынок и захотите купить что-нибудь из казахстанского производства, не купите. Все товары изготовлены на технике, которую изобрели и изготавливают за рубежом. Мы даже аппарата по изготовлению иголок не можем изобрести», – написал Сакен Алдашбаев.

Поэтому автор статьи предлагает поднять зарплату людям, увлеченным наукой и образованием. Изобретателей поощрять премиями за частое использование их изобретений. Кроме этого, он предлагает уменьшить зарплату государственным служащим и ограничить их. Тогда, по его мнению, в государственную службу придут настоящие патриоты.

Гульмира Камзиева

Обзор зарубежных новостей от Bloomberg подготовил inbusiness.kz

Санкции США против Китая, страны, ослабляющие карантин, и запуск корабля SpaceX стали одними из актуальных новостей в повестке уходящей недели.

31 Май 2020 11:46 714

Обзор зарубежных новостей от Bloomberg подготовил inbusiness.kz

США введут санкции в отношении официальных лиц Китая и Гонконга

Отношения между двумя крупнейшими державами мира, похоже, продолжают накаляться. Президент США Дональд Трамп накануне выступил с заявлением, в ходе которого отметил, что введет санкции в отношении официальных лиц Китая и Гонконга. Правда, деталей по этому поводу не последовало. Также глава Белого дома объявил о начале процесса отмены всех льгот для мегаполиса. Речь в том числе идет о торговле. Поскольку, по мнению американского лидера, действие Пекина идет вразрез с формулой «Одна страны, две системы». Более того, Вашингтон ограничит выдачу виз студентам из Поднебесной. Такая мера может затронуть до 5 тыс. человек, пишет Reuters.

Вместе с тем Трамп в ходе выступления заявил, что США выйдут из состава Всемирной организации здравоохранения.

«ВОЗ поддерживает интересы КНР. Также руководство института не смогло предоставить точной информации касательно распространения коронавируса», – заключил президент.

Страны, где ослабляют и ужесточают карантин

Власти Узбекистана продлили ограничения по стране до 15 июня. Всего там зафиксировано свыше 3500 случаев заражения и 14 летальных. Вылечились от Covid-19 более 2700 жителей.

Тем временем в минздраве Италии разрешили гражданам путешествовать внутри республики со следующей недели. Даже тем, кто проживает в северном регионе Ломбардия – именно там зафиксировано больше всего инфицированных по стране. Некоторые губернаторы других регионов выступают против такой инициативы.

А вот в Индии намерены постепенно ослаблять карантин с 8 июня. Тогда в стране заработают торговые центры и рестораны. В июле, возможно, откроют свои двери и школы. Международные авиарейсы возобновятся в последнюю очередь.

Что касается Ближнего Востока, то в Ираке введут комендантский час на неделю и приостановят авиарейсы из-за рубежа.

Запуск корабля SpaceX: попытка № 2

Космический корабль компании SpaceX накануне успешно стартовал к МКС с мыса Канаверал во Флориде. Стыковка со станцией должна произойти сегодня в 15:29 по Гринвичу. На борту «Дракона» два астронавта NASA – Даг Херли и Роберт Бенкен. Как предполагается, они проведут на МКС до четырех месяцев. К слову, запустить корабль удалось со второго раза. Первая попытка, которую изначально планировалось осуществить недавно, не удалась из-за погоды. В целом же полет в космос происходит в неспокойное для США время: все из-за коронавируса и беспорядков в ряде городов. 

«Может быть, у нас появится возможность сделать паузу, посмотреть в небо и увидеть яркий луч надежды. В США можно совершить необычные поступки даже в сложные времена», – заявил директор NASA Джим Брайденстайн перед запуском «Дракона».

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: