Аскар Валиев: "Решение о проведении чемпионата мира по фристайлу мы приняли в сжатые сроки"

3787

8 марта Алматы примет самые главные соревнования года у фристайлистов – чемпионат мира. События такого масштаба среди зимних видов спорта наша страна принимает впервые, впрочем, была Азиада 2011 года и зимняя Универсиада-2017, а вот чтобы чемпионат мира – такого не было. 

Аскар Валиев: "Решение о проведении чемпионата мира по фристайлу мы приняли в сжатые сроки"

Особую значимость соревнованиям придает тот факт, что на Шымбулаке порядка двухсот фристайлистов из 19 стран поборются за очки, которые пойдут в рейтинг для завоевания олимпийских лицензий, поэтому в Алматы выступит практически весь свет мирового фристайла. Шансы поехать в Пекин в следующем году на игры имеют, безусловно, и наши спортсмены. На домашнем чемпионате мира честь Казахстана будут защищать восемь могулистов и шестеро представителей в лыжной акробатике. Особые надежды в дисциплине могул возлагаются на бронзового призера Олимпийских игр – 2018 – Юлию Галышеву и в акробатике – на Жанботу Алдабергенову. В интервью на вопросы Inbusiness.kz в преддверии старта чемпионата мира по фристайлу нам ответил Аскар Валиев – генеральный секретарь Национальной лыжной ассоциации РК.

–​ Аскар Казбекович, как так получилось, что наша страна стала хозяйкой проведения чемпионата мира по фристайлу буквально в сжатые сроки? FIS (международная федерация) сама обратилась к нам с просьбой после того, как было принято решение отменить соревнования в Калгари, или мы сами проявили инициативу?

– Обращение было от FIS, потому что изначально чемпионат мира планировался в Китае, в той самой провинции и на тех самых трассах, где и пройдут олимпийские старты у фристайлистов. Китай выдвинул свои условия, неприемлемые для международной федерации, и в конце ноября FIS приступил к поиску другого места для проведения чемпионата мира. Впоследствии канадский Калгари решил взять на себя такую ответственность, они долго согласовывали и в итоге поняли, что возможности проведения у них нет.

После этого в двадцатых числах января международная федерация обратилась в нашу Национальную лыжную ассоциацию с предложением провести это мероприятие, мотивируя это тем, что в Казахстане есть опыт проведения этапов Кубка мира, есть сильная команда организаторов, и до этого все мероприятия проходили на высоком уровне, после чего мы тоже направили соответствующие запросы внутри страны, согласовали с правительством Казахстана, министерством культуры и спорта, городом Алматы, решение обсуждалось очень серьезно… и, тем не менее, принимая во внимание антиковидный протокол FIS, действующие меры и уровень снижения инфекций и что все над этим работают, а также то, что в действительности все соревнования будут проходить на открытом воздухе и без зрителей, было принято решение о возможности проведения данных соревнований. Конечно, после этого была проведена большая работа по адаптации международных протоколов, мы изучили опыт проведения соревнований в этом сезоне – этапов Кубка мира – и какие у них действовали протоколы, выбрали самое лучшее, самое эффективное и применили это в Казахстане. Следует отдельно отметить, что с прошлого года Национальный олимпийский комитет Казахстана разработал очень жесткие требования по проведению соревнований. Мы интегрировали и тот, и другой протоколы, что позволило нам согласовать проведение этого мероприятия.

–​ Казахстанская сторона сразу приняла предложение организовать чемпионат мира или было время на раздумье? Потому что, как правило, к таким мероприятиях готовятся задолго.

– Да, конечно, у нас было время на раздумье. Впервые мы заговорили об этом с FIS в неофициальном порядке, мы, конечно же, тоже подготовились… они обратились, сказали нам – подумайте об этом, то есть у нас было время на подготовку.

–​ Сколько времени у вас было для принятия решения?

– Порядка недели минимум. После этого поступило официальное обращение и мы уже начали отрабатывать официальную процедуру.

–​ Проведение соревнований такого уровня стоит недешево. Каков бюджет? Кто финансирует данное событие? Частные компании, государство…

– У нас уже было запланировано проведение этапов Кубка мира, поэтому уже был определенный бюджет, в то же время, принимая чемпионат мира, мы выросли по бюджетам, однако мы стараемся уместиться, максимально провести эффективно, поэтому нам большую поддержку оказывает правительство Республики Казахстан, министерство культуры и спорта и Национальный олимпийский комитет, часть расходов на себя берет акимат Алматы. Также у нас есть некоторые частные спонсоры в лице страховой компании, букмекерской конторы, компании, специализирующейся на платежных системах, компании по выпуску питьевой воды. В этом году нам помогает "Самрук траст", потому что это также несет важную социальную ответственность в популяризации занятий спортом и так далее. Важно отметить, что в рамках проведения чемпионата мира мы также приглашаем сюда детей из спортивных школ, из малообеспеченных семей для того, чтобы научить их кататься на лыжах, вовлечь в спорт, это абсолютно стопроцентная популяризация. А компаниям-спонсорам спасибо, все они буквально в кратчайшие сроки благодаря своей оперативности приняли решение нам помочь!

–​ Вы можете назвать бюджет проведения данного чемпионата мира?

– Сумма проведения уточняется. Сейчас у нас очень большой призовой фонд на это мероприятие, который составляет 275 тысяч швейцарских франков, это вместе – чемпионат мира и Кубок мира. В то же самое время мы пошли на особые условия с международной федерацией (FIS) она компенсирует в общей сложности порядка 50% от призового фонда, учитывая разность баланса между чемпионатом мира и Кубком мира, то есть только сумма призовых на эти два мероприятия составляет порядка 130 тысяч швейцарских франков.

–​ Подготовка трассы и для фристайлистов. Вы сказали, что готовили спуски, учитывая правила FIS, даже развернув трассу на северо-запад. Насколько это было важно и сложно ли?

– Очень важно иметь трассу, которая в первую очередь безопасна, интересна для спортсменов, чтобы она была соревновательной, важно также иметь такую трассу, которая хорошо смотрелась бы при трансляции на телевидении, и, в-третьих, это для удобства работы судей. В прошлом и позапрошлом году мы использовали естественный рельеф склонов, поэтому у нас судьям было нелегко, то есть нам приходилось применять дополнительные меры, чтобы судьи объективно судили, в этом году мы как раз-таки подвинули трассу так, что судьи видят полностью, стопроцентно трассу, для спортсменов она максимально безопасная и стопроцентно соответствует требованиям FIS.

–​ Наверняка особые сложности в организации чемпионата мира были и в условиях карантинных мер в Алматы? Куча всяких требований, специальных зон, пространств, сдача ПЦР-тестов для представителей СМИ, не говоря уже и о самих спортсменах. Вы понимали всю ответственность?

– Да, конечно. Мы смотрели в течение всего сезона: как, где и что проводится. Очень важно отметить слова Ринальди (Андреа Ринальди – Рейс директор по фристайлу Международной федерации лыжного спорта) по поводу того, что за весь период было только два случая выявления коронавируса у фристайлистов, значит система действительно работает, потому что у каждой международной федерации свои требования, и FIS, как международная федерация лыжного спорта, показала, что их правила наиболее эффективны. В то же самое время у нас соревнования проводятся на открытом воздухе, у нас минимизированы контакты между спортсменами, поэтому я надеюсь, что наша система также сработает на все 100%.

–​ А что за система "бабл", пузырь…

– Есть разграничения, различные группы задействованных лиц не пересекаются. Например, при нашей системе: представители медиа и спортсмены тоже разделены, поэтому мы просим, если кто-то хочет взять интервью у спортсмена, нужно делать отдельный предварительный запрос, организаторы соревнований тоже выделены в отдельный "бабл", который регулярно тестируется и который не имеет никаких внешних контактов, поэтому всех работников трасс и обслуживающий персонал мы разместили в Шымбулаке, они проходят регулярные тесты, в одном месте кушают, они не выходят на внешний периметр, то есть ни с кем не общаются, это же касается и подрядчиков. Только исключительные люди контактируют с подрядчиками, которые осуществляют помощь в организации мероприятий, поэтому чистая зона – это как раз та зона, куда выходят спортсмены, соответственно, эти все правила четко соблюдаются!

Азамат Ашимов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться