RU KZ
Astana Art Fest 2017: рождение неономада

Astana Art Fest 2017: рождение неономада

22:48 19 Июнь 2017 7089

Astana Art Fest 2017: рождение неономада

Автор:

Ксения Татаринова

Фото: sputniknews.kz

В столице Казахстана стартовал Astana Art Fest 2017.

Железный человек из обломков "Экспо", пришельцы из пластиковых бутылок, огненное шоу и другие чудеса – в столице Казахстана стартовал Astana Art Fest 2017. Впереди вторая часть фестиваля – "три дня театрального безумства" и арт-форум.

Astana Art Fest – ежегодный культурный фестиваль нового международного формата, объединяющий множество направлений искусства: "паблик арт", изобразительное искусство, дизайн, архитектуру, музыку, хореографию, театр, научные и технические инновации, различные формы социальных практик. Уникальное пространство на бульваре Нуржол третий год подряд собирает более 70 участников из Казахстана и стран ближнего и дальнего зарубежья: художников, дизайнеров, артистов, ученых, литераторов.

Третий Astana Art Fest задуман намного масштабнее предыдущих и продлится дольше – с 17 июня по 10 сентября. Как и все последние события светской жизни Казахстана, это связано с "Экспо-2017". В прежние годы артфест в Астане был приурочен ко Дню города и длился всего три дня, после чего превращался в выставку современного искусства под открытым небом. На этот раз фестиваль разделен на две части: второй всплеск творческой активности запланирован на празднование Дня города – 6, 7 и 8 июля.

Тема фестиваля в этом году - Nomad Energy ("Энергия кочевника"). Организаторы и участники размышляют над философией неономадизма и ищут ответы на вопросы: "Кто он такой - современный кочевник?", "Куда мы движемся и что несем с собой?".

"По сути, мы наследуем традиционную философию номадизма", – говорит главный куратор фестиваля Яна Малиновская. – В прежние времена кочевник ощущал себя частью природы, а современный номад ощущает себя частью мира. Мы используем термин спорного, но любимого нами Гумилева о пассионарности. Сегодняшний номад – это человек, преодолевающий границы: физические, духовные, эмоциональные. Мы считаем, что энергия номада – это та самая пассионарность, которая позволяет ему совершать дела во благо общества и мира. Поэтому мы условно разделили пространство нашего фестиваля на три части, взяв за основу триаду «Природа, Человек, Общество»".

Проходя по Водно-зеленому бульвару, не так-то просто отследить переход из одной смысловой зоны в другую. В целом в работах участников видны три основные темы: переосмысление ключевых образов кочевой культуры (юрта, конь, седло), движение как таковое (много кинетических композиций, передвижных объектов) и, наконец, ресайклинг-арт - произведения искусства из вторсырья и бытового мусора.

Например, материал для инсталляции одного из хэдлайнеров фестиваля, основателя эко-арта Стивена Сигела (США) собирали всем миром: организаторы объявили в соцсетях сбор пластиковых бутылок, самые активные собиратели получили подарки и автографы художника. Результатом стал гигантский тюк пластиковых бутылок, на фоне которого посетители охотно фотографируются, раскинув руки, будто у стога сена. По замыслу автора инсталляция предлагает задуматься об огромном количестве пластика, сопровождающего нас в жизни.

Алматинский скульптор Эдуард Казарян сделал для фестиваля две работы с использованием бутылок: металлического верблюда, который несет в своих горбах разноцветную стеклотару, и кинетическую композицию "Степные пришельцы" - целое поле, уставленное вертушками из пластиковых бутылок, в которые с удовольствием играют дети.

Дочь скульптора, начинающий дизайнер Гаяне Казарян с помощью отца создала кинетический аттракцион "Nomadic киномеханик" - конструкцию из велосипеда и стробоскопа: крутя педали, можно увидеть мультик.

Загадочный проект арт-группы молодых художников Астаны Kadmii Qyzyl оказался железным человеком, собранным из остатков рухнувших конструкций "Экспо". Своего героя художники назвали Темирболатом. Мессидж у скульптуры ироничный, но позитивный: она символизирует нашу способность после любых трудностей и неудач собраться, верить в лучшее и двигаться вперед.

Одной из сенсаций фестиваля стало участие легендарной арт-группы "Кызыл трактор", которая после долгого перерыва снова собралась и поработала вместе в полном на сегодняшний день составе: Смайл Баялиев, Саид Атабеков, Арыстанбек Шалбаев и Виталий Симаков.

Работы этих маститых художников выделяются мощностью форм и грузом смыслов. Например, "Сундук кочевника" Арыстанбека Шалбаева символизирует главные ценности современного номада, которые он носит с собой (что бы вы думали – это вываливающиеся из сундука нефтяные бочки), а его же скульптура "Байконур" ("Кости") - намекает, что современный человек уже не совсем человек. Металлическая скульптура "Голова лошади" Смайла Баялиева знаменует собой механизацию главного передвижного средства кочевников. А вот работу Саида Атабекова «Седло» на фестивале называют "взрослой игрушкой".

"В нее активно играют не только дети, но и взрослые мужчины. Важный момент: габариты работы в точности соответствуют габаритам Toyota RAV-4. Это игра, автор играет как со зрителем, так и со смыслами, размышляя о том, что такое современное средство передвижения и насколько оно важно", – объясняет Яна Малиновская.

На фестивале представлено много малых архитектурных форм, предназначенных для активного использования в городском пространстве. Организаторы артфеста предлагают властям Астаны взять их на вооружение. Например, "юрты-раковины" японского автора Шина Шокиты можно использовать как автобусные остановки; парковые скульптуры алматинской художницы Бахыт Бубикановой "Мудрые плеши" предлагаются в качестве необычных скамеек для учебных заведений; детские площадки-лазалки Ерлана Хамижанова – в виде коня и морского чудовища и многое другое.

Многие арт-объекты на бульваре Нуржол интерактивны: на них можно сидеть, лежать, кататься, танцевать и, самое главное, делать селфи. Огромным успехом пользуется стена с надписью на трех языках: «Пока живу, хочу успеть». На ней посетители пишут мелом свои заветные желания и планы на жизнь: «объехать весь мир», «стать волшебником», «поспать», «погасить ипотеку».

"Это очень известная работа американской художницы Кэнди Чанг. Первую такую работу художница сделала в заброшенном, депрессивном районе Нового Орлеана после потери близкого человека. На стене с надписью «Before I die I want to…» люди стали писать, что бы они хотели сделать, пока они живы. И этот проект изменил состояние и настроение целого района. Такие стены начали кочевать по миру, и нам показалось очень правильным и уместным повторить этот объект у себя с разрешения Кэнди", – рассказывает главный куратор фестиваля.

Театральная часть фестиваля началась грандиозным шоу "Путь Номада" в постановке Андрея Еремина и Галины Пьяновой, с участием танцевального коллектива AriZona show performance group, театра светящихся марионеток DUNDU из Германии и выступлением "скульптора огня" Арагорна Дика Рида с Британских Вирджинских островов. Все это соединилось в одну захватывающую мистерию.

Впрочем, если вы и пропустили открытие фестиваля, самое интересное еще впереди.

Рассказывает куратор театрального направления Ольга Султанова:

"Театральная программа состоится 6, 7 и 8 июля. Это будут три дня театрального безумства, потому что у нас запланировано по 21 перфомансу в день, они будут происходить практически каждый час и иногда одновременно. Нам будут помогать театр "АRTиШОК", Республиканский немецкий драматический театр, независимая театральная мастерская "Дом Q". Театр " АRTиШОК " будут делать большую  коллаборацию с русским инженерным театром "АХЕ" из Санкт-Петербурга. Также будет представлена независимая творческая группа П.Н.И. ("Партия народных интересов"). Основательница театра "АРТи ШОК" Вероника Насальская презентует на фестивале свой независимый тетр "БАТА". И наконец, у нас будет театральная программа для самых маленьких зрителей".

Кроме того, с 6 по 8 июля на бульваре Нуржол заработают новые павильоны, приедет новый "десант" хэдлайнеров артфеста и состоится арт-форум с панельными дискуссиями, мастер-классами, лекциями об урбанистике и влиянии искусства на экологию.

Ксения Татаринова