Астана – город вечного новоселья

12011

В Астане открылась выставка Time&Astana: After Future.

Астана – город вечного новоселья Фото: Ксения Татаринова

В национальном музее пахло свежей капустой, звучала шаманская музыка, а на веревках рядом с инсталляциями из мыла, домашних солений и упаковочного пенопласта сушилось белье.

"Похоже на хаос первого дня новоселья", – написал один из посетителей на своей странице в Facebook. И попал точно в цель, точнее, в концепцию.

Именно так замышляли авторы: "одомашнить", "присвоить Астану, сделать ее личной и тем самым помочь человеку найти свое место в пространстве города среди масштабных построек". А еще разобраться в том, как странно устроено время в этом городе вечного новоселья.

"В этом городе прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Мы говорим, что территория Правого берега – это прошлое, Левобережье – настоящее, а территория "Экспо" – будущее. Так и на нашей выставке: все существует рядом, в один и тот же момент", – уточнила нам куратор выставки Айгерим Капар.

В выставке участвуют 25 художников. Большинство из них раньше или позже переехали в Астану из разных мест и по-разному осмысляют свой опыт освоения города.

Капусту на вернисаже рубила художница Айгерим Оспанова. Это был ее перфоманс, который так и назывался: "Срубить капусту". За спиной у художницы высился шкаф с банками солений и варений, а перед ней – гора капустных кочанов, которые она ловко крошила в пластиковую кадку.

"Это перформанс о том, что все стремятся в Астану "нарубить капусты", то есть заработать денег, – объяснила куратор Айгерим Капар. – Но художница ее не просто рубит, но и квасит, то есть не только пользуется какими-то благами, но и делится ими. А банки с соленьями и вареньями – о том, что многие в Астане приезжие, и домашнее тепло помогает осваивать это пространство".

Сама Айгерим Оспанова работала в полном молчании, не отвечая на вопросы. Чтобы узнать больше о молодой художнице, стоило рассмотреть другую ее работу – с ироничным названием "Гранд-Палас". Это большой синтетический ковер (в народе – "палас"), на котором нарисована история переездов Айгерим по Астане. Там есть и съемные комнаты, и общежитие, и даже папин рабочий кабинет в районной больнице – все те места, в которых пришлось пожить Айгерим с родителями до того, как семья построила свой дом в столице.

Самая монументальная работа на выставке – это "Краткая история Севера" Асхата Ахмедьярова – трехметровые серп и молот из камыша. Как заявил сам художник, эта работа – одновременно и посвящение тем, кто жил здесь до Астаны, и критика советского прошлого, и размышление о том, как живет город сейчас.

"Когда я смотрю на город, кроме всех этих высоток, вижу еще и камыши, – сказал Асхат Ахмедьяров, который после переезда в столицу долгое время жил в частном доме в пригороде Астаны (что стало основой для периода в его творчестве). – Здесь всегда было обилие этой растительности, и сейчас есть. Но вообще, камыш – это сорняк. И советское прошлое я вижу в виде зарослей этого сорняка, хотелось бы, чтобы в Астане его не было".

Продолжая "художественное исследование времени в ткани города", художница Гульмарал Татибаева обратилась к целинной части истории Астаны. Ее работа – это объемный настенный лозунг: "Целина поднята – подвиг продолжается!". На эту надпись, если присмотреться, наложен видеоарт – головокружительная мерцающая воронка, составленная из маленьких эмблем тенге.

"Надпись "Целина поднята – подвиг продолжается!" я увидела в Астане, на проспекте Республики, на здании элеватора. Надпись была очень старая. Через некоторое время я заметила, что ее заново покрасили, – рассказывала художница. – Я решила использовать этот образ. Многие этого не признают, но Астана возникла не на пустом месте, мы находимся на территории Целинограда. Когда-то здесь люди поднимали целину, а сейчас увлечены новой идеей, идут за новой иллюзией, ждут нового урожая, например от "Экспо".

Организаторы отметили: выставка "Астана и время" стала результатом совместной работы художников, архитекторов, режиссеров, дизайнеров, антропологов, философов и социологов в рамках проекта "Art Сollider – Когда искусство встречается с наукой", инициированного коммуникационной платформой Artcom. События этого проекта происходили на разных городских площадках. В основном это были лекции и дискуссии, а также одна "арт-интервенция". Заключалась она в том, что участники прошлись по городу с веревкой, на которой "сушилось" белье. Это тоже был эксперимент по одомашниванию города и заодно путешествие "из будущего в прошлое": с Левого берега на Правый. При всей невинности этой эскапады в Астане она попала в новости под заголовками вроде "Скандал в "Хан Шатыре", потому что бдительная охрана достопримечательностей реагировала на перформанс довольно нервно.

Документацию перфоманса, в том числе упомянутое белье на веревках, тоже можно увидеть на выставке.

В целом выставка "Астана и время" – зрелище сложное, многослойное и мультимедийное. В экспозиции – живопись, скульптура, фильмы, тексты, фото-, видео-, диджитал-арт и так далее. Несмотря на компактность, эту выставку нельзя обойти быстро, и по-настоящему понять ее тоже задача непростая (чтение названий работ в этом точно не помогает). Но Айгерим Капар обещает каждую неделю проводить по выставке Time&Astana: After Future кураторские экскурсии. Информацию о них следует искать на странице мероприятия в Facebook.

Выставка продлится до 22 января 2018 года.

Ксения Татаринова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться