Астана научит любить небо

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
7138

Региональный центр подготовки авиаспециалистов начнут строить в 2018 году в столице.

Астана научит любить небо

Центр обучения/переобучения/аттестации авиационных специалистов начнут строить в Астане в следующем году, а непосредственно к своей работе центр приступит через три года. В АО "Казаэронавигация" полагают, что его услугами будут пользоваться не только казахстанские авиаспециалисты, но и клиенты из близлежащих стран.

В настоящее время структура "Казаэронавигации" состоит из трех региональных центров, 15 филиалов, а также двух специализированных центров – медицинского центра и центра профессиональной подготовки. На сегодняшний день штат предприятия составляет около 2700 высококвалифицированных специалистов.

Над территорией Казахстана проходят 92 воздушные трассы протяженностью более 84 тысяч километров. 73 воздушных коридора проходят на границе с сопредельными государствами.

"В среднем за год мы обслуживаем около 230 тысяч полетов, ежесуточно контролируется свыше 600 воздушных судов. Транзитные полеты в верхнем воздушном пространстве в общем объеме воздушного движения составляют более 70%", – сказал генеральный директор АО "Казаэронавигация" Азат Бектуров на региональном симпозиуме ИКАО по авиационной подготовке и TRAINAIR PLUS.

80% воздушных транзитных перевозок иностранных авиакомпаний над территорией Казахстана проходят через маршруты, соединяющие Европу с Юго-Восточной Азией, а также маршруты между Южной Азией (Ближним Востоком) и Европой. Одним из перспективных направлений транзитных потоков через Казахстан являются трансконтинентальные полеты из США и Канады в Индию, ОАЭ, Пакистан, Таиланд, Сингапур, по кроссполярным маршрутам, по которым уже сейчас выполняются полеты на регулярной основе.

"Резюмируя сказанное, нами создана национальная аэронавигационная система, которая отвечает высоким требованиям безопасности и качества предоставляемых услуг, направлена на удовлетворение спроса потребителей услуг и на повышение привлекательности воздушного пространства Республики Казахстан. Однако современный уровень и перспективы развития гражданской авиации во всем мире ставят перед предприятием новые задачи по совершенствованию использования воздушного пространства и организации воздушного движения, обеспечению высокого уровня безопасности полетов, внедрению новых технологий в аэронавигационной системе страны. В этой связи в рамках долгосрочной программы развития предприятия до 2025 года начата работа по внедрению в Казахстане с 2019 года навигации, основанной на характеристиках PBN (последнее поколение аэронавигации на основе спутниковых данных. – Прим. автора), – отметил глава компании.

"Это требование ИКАО. Мы, к сожалению, одна из тех стран, которые не внедрили PBN. Немножко отстаем, но догоняем", – уточнил позднее Азат Бектуров.

К 2025 году планируется внедрить принципы гибкого использования воздушного пространства и свободной маршрутизации, позволяющие пользователям воздушного пространства самим разрабатывать предпочтительные маршруты, что будет им экономически выгодно. С целью повышения качества аэронавигационного обслуживания будут внедрены перспективные спутниковые технологии, усовершенствована система управления безопасностью, внедрены все элементы управления аэронавигационной информацией.

"Указанные проекты позволят повысить эффективность использования национального воздушного пространства и деятельности пользователей наших услуг с учетом серьезного решения вопросов подготовки кадров. Данному вопросу мы уделяем постоянное внимание, ведь подготовка специалистов в прямом смысле в наших руках: у нас действует собственный учебный центр профессиональной подготовки, на базе которого повышают свою квалификацию не только специалисты "Казаэронавигации", но и специалисты всей отрасли гражданской авиации", – сказал Азат Бектуров.

В настоящее время это авиационный учебный центр, предлагающий самую актуальную систему профессиональной подготовки авиационного персонала, более 70 сертифицированных обучающих программ для различных категорий специалистов, современные учебные аудитории, квалифицированных инструкторов, обучавшихся в ведущих учебных центрах мира.

В своей деятельности центр сотрудничает с такими международными организациями, как: The Joint Aviation Authorities Training Organization, (JAA ТО, Нидерланды), французская национальная школа гражданской авиации (ENAC) – ведущий центр Европы, авиационная академия аэропорта Инчеон (Южная Корея), сингапурская авиационная академия, академия DFS, центр авиационной подготовки Fly Level (Румыния) и другие организации.

"С 2016 года центр является полноправным членом программы ICAO TRAINAIR Plus, чем мы гордимся. Это для нас большое преимущество, и мы будем стремиться соответствовать высоким стандартам ИКАО. Хочу отметить, что подобным статусом обладают всего пять учебных центров, территориально относящихся к Североатлантическому и Европейскому бюро ICAO. Учитывая современные вызовы гражданской авиации и, в частности, в сфере обеспечения отрасли высококлассными специалистами, мы хотим расширить наши возможности, начав работу по созданию передового регионального учебного центра в Астане. Его строительство планируется начать в следующем году. Мы ставим перед собой задачу по предоставлению профессиональной подготовки персонала в области гражданской авиации не только на внутреннем, но и на региональном и международном рынках", – сказал Азат Бектуров.

Новый центр будет нацелен на привлечение лучших специалистов и экспертов, имеющих знания и опыт во всех областях авиационной отрасли.

"Мы планируем, что центр станет региональным институтом, где авиационные специалисты стран региона и Средней Азии будут повышать свои знания и эффективность своей работы. Центром будут внедряться инновационные технологии и методы обучения, основанные на базе ресурсов ИКАО", – отметил он.

Центр будет взаимодействовать с мировыми организациями гражданской авиации, а также установит партнерские отношения с существующими признанными организациями в сфере профессиональной подготовки. Партнерство центра с производителями авиационной техники поможет внести свой вклад в продвижение новейших технологий и идей в области подготовки кадров для отрасли гражданской авиации.

"Одним из важных условий успеха для нашего учебного центра мы видим в установлении прочных и активных партнерских связей с организациями гражданской авиации Казахстана, стран СНГ и Средней Азии. Наш учебный центр будет открыт всему авиационному сообществу для обсуждения и улучшения качества подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с рекомендациями ИКАО. Мы готовы тесно сотрудничать со всеми заинтересованными организациями по адаптации и реализации учебно-методических комплексов, а также совместному обучению авиационных специалистов в стенах нашего нового центра", – сказал Азат Бектуров.

Центр сможет привлечь клиентов и из близлежащих стран, в том числе из Центральной Азии. Голландские партнеры "Казаэронавигации" посчитали, что имеется большая заинтересованность по обучению в новом центре в Астане за счет сокращения времени на перелет и большой загруженности в действующих зарубежных центрах. 

"Это станет точкой для международного обучения авиации", – сказал он.

Г-н Бектуров отметил, что стоимость строительства центра, количество обучающихся, стоимость обучения/переобучения/аттестации будут известны только после завершения подготовки технико-экономического обоснования.

"С точки зрения экономии (на подготовке/переподготовке/аттестации авиаспециалистов. – Прим. автора), конечно, будет эффект не только для нас, а для всех участников рынка, которые сейчас отправляют за рубеж. Все участники рынка Казахстана отправляют за рубеж, в том числе мы, авиакомпании, аэропорты. Если мы создадим соответствующую инфраструктуру здесь и будем давать такого же уровня образование, сертификаты и дипломы, то мы видим привлекательность этого центра с точки зрения локации здесь: недолгий перелет, хорошая инфраструктура пребывания в Астане", – сказал он журналистам.

При этом Азат Бектуров отметил, что столичный аэропорт имеет лучшее будущее, поэтому было принято решение разместить центр в Астане.

"Мы приняли это решение (строить центр. – Прим. автора) в Астане не просто так. Конечно, самым большим аэропортом с самым большим движением на сегодняшний момент в авиации Казахстана является Алматы, но мы провели небольшой свод-анализ, и он определил, что будущее авиации все-таки в Астане, в столице. Мы бы хотели именно здесь, в центре Казахстана сделать такое учебное заведение. Оно уже есть на юге, в Алматы, но мы его передвигаем в новом качестве, на новом уровне в Астану. Мы не собираемся конкурировать с академией авиации – она дает высшее образование, дает обучение множеству специальностей. Мы говорим о тренинге, об обучении узких авиационных специалистов, которые востребованы в отрасли. В частности, наш тренинг-центр – это основа для обучения наших же диспетчеров. Конечно, мы хотим обучать всем авиационным специальностям, которые нужны аэропортам, авиакомпаниям, авиационным специалистам, комитету гражданской авиации", – сказал он.

В ходе симпозиума министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек отметил, что в последние годы казахстанская авиация демонстрирует определенную положительную динамику, расширяется география полетов, растут экономические показатели отрасли, увеличивается спрос на воздушные перевозки.

"Все это требует подготовки современных авиационных специалистов. Мы провели в прошлом году аудит ИКАО. Уровень соответствия отрасли гражданской авиации по стандартам и рекомендуемой практике ИКАО сегодня в Казахстане составляет 74% при среднеевропейском показателе 76% и среднемировом 63%. Сегодня Казахстан связан 96 международными маршрутами с другими странами. Ежегодно открываются новые направления", – сказал он.

Организация новых маршрутов из Астаны и в Астану в рамках подготовки и проведения международной специализированной выставки ЕХРО 2017 привела к росту пассажиропотока почти на 90%, по международным направлениям – на 30%.

"Сегодня перед гражданской авиацией Казахстана стоят большие задачи по модернизации аэропортов, совершенствованию авиационных транзитных технологий, аэронавигационных технологий, обновлению парка воздушных судов и, соответственно, самая большая задача – это подготовка и обучение авиационных специалистов", – сообщил министр.

Он отметил, что в настоящее время в отрасли работают почти 20 тысяч человек.

"Подготовкой кадров для отрасли занимается соответствующая академия гражданской авиации, учебные центры, в том числе действующий на базе компании "Казаэронавигация"", – сказал г-н Касымбек.

Министр также напомнил журналистам, что пилоты могут принимать решение о выезде на работу за рубеж самостоятельно, несмотря на увеличение объема работы внутри страны.

"Конечно, рынок авиаперевозок растет. Данные "Казаэронавигации" показывают, что в этом году 10% рост авиационного рынка. Air Astana за первое полугодие почти на 19% выросла. Растет количество полетов, необходимы новые суда, объемы работ растут в аэропортах, нужны специалисты. Наши специалисты востребованы. Просто где-то дают зарплату выше, где-то ниже. Поэтому человек выбирает для себя условия лучше. Если есть, например, возможность работать в какой-то авиакомпании, где зарплата выше, естественно, вы пойдете туда", – сказал он.

При этом, комментируя череду последних авиапроисшествий, Женис Касымбек отметил:

"Системного кризиса нет. У нас есть положительная динамика".

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться