Библиофилы во всем мире радостно потирают руки. Вышла в свет книга-альбом "Астана: архитектура, мифы, предназначение" выпускника Кембриджского университета, которая уже получила статус официального бестселлера.
Автором заветного фолианта стал известный канадский эксперт в области истории современной архитектуры и культуры Франк Альбо.
Канадский тираж книги об Астане к настоящему времени уже полностью распродан. Первая презентация книги Альбо состоялась в мае в канадском Виннипеге, где местная общественность проявила неподдельный интерес к книге "Астана: архитектура, мифы, предназначение". Недавно книга была представлена в Астане. А в планах автора проведение презентаций книги в Лондоне, Вашингтоне, Оттаве.
Кстати, Альбо не раз бывал в Казахстане и хорошо знает нашу страну. В своей книге он проводит историко-культурологический анализ становления республики, опираясь на археологический, историографический, мифологический и архитектуроведческий инструментарий.
"Это невероятно! Дух Казахстана пробуждается. Я это вижу в глобальном масштабе. Как такое могло случиться за короткое время? Не только в экономическом, но и в имиджевом плане Казахстан стал известен во всем мире. Это именно та дорога, по которой вам следует идти. Это говорит о дальновидности вашего президента. Я полностью поддерживаю его видение", – отмечает Альбо.
В книге автор делает небольшой экскурс в историю.
"В 1760 году Джеймс Макферсон (1736-1796) опубликовал коллекцию народных поэм об Оссиане, полумифическом Гаэльском барде-певце, в духе Гомера. Являясь сохранившимися фрагментами произведений древних Кельтских авторов, поэмы были переведены на 26 языков и привлекли множество страстных поклонников, включая Дидро, Джефферсона, Гете, Роберта Бернза и Наполеона, который брал с собой копию поэм Оссиана в каждый военный поход. Несмотря на то, что он был изобличен как "самый успешный литературный вымысел в современной истории", сборник поэм об Оссиане остался международной сенсацией и оказал огромное влияние на романтическое движение в Германии, гаэльское возрождение в Ирландии, национализм XIX века в Шотландии", – отмечает автор.
По его мнению, "эпопея об Оссиане побудила написать и эту книгу, не потому, что она является вымыслом, а по причине развития паннационального мифа, составленного из тщательно отобранных фрагментов почти забытой древней культуры".
Альбо отмечает, что "для сохранения духа Инглингов и розенкрейцерства XVII века эта работа также несет в себе творческое наследие Мухтара Ауэзова (1897-1961), казахского писателя, который преподносит образ прославленного поэта Абая как героического патриота и одного из отцов Казахстана". Его эпическая биография "Путь Абая" (1942-1956) по сей день остается национальным достоянием, "в некотором смысле "Одиссеей" казахского народа", в которой мы узнаем, что мифы и воображение олицетворяют душу Казахстана.
Далее автор отмечает, что "в то время как египтяне, шумеры, индийцы и культуры из долины Желтой реки преимущественно считаются основоположниками человеческой цивилизации, современный мир также обязан протоиндоевропейцам, которые перекочевали на лошадях через бескрайнюю степь и обнаружили так называемую колыбель цивилизации".
Простираясь на более чем 2000 километров, выдающиеся культуры Великой степи вдохновили на появление новой науки, искусства и методов ведения войны и ускорили развитие Месопотамии, Персии, Китая, Индии, Византии, Польши и Венгрии. Как мы увидели, отмечает Альбо, "наши предки родились и процветали в центре Евразии, там, где зародилась цивилизация, и первые миграционные маршруты заселили весь мир".
По его словам, "в связи с этим в основе современного Казахстана лежат политические, экономические, социальные и культурные традиции и Востока, и Запада".
Сегодня, отмечает канадский профессор, "Казахстан ведет себя как молчаливый и спокойный мировой лидер в трех самых важный областях, наиболее необходимых для стабильности и безопасности в мире: религиозная толерантность, ядерное нераспространение и экологическая устойчивость".
Эти могущественные и влиятельные темы образуют плодоносящие семена фундаментального мифа об Астане. В то время как другие основополагающие мифы главным образом замкнуты и ксенофобны, в Астане миф служит основой инклюзивной глобальной политики и мирового общества.
"Астана: архитектура, мифы, предназначение" составляет план захватывающего путешествия протяженностью в 40 тысячелетий, используя головокружительную и бесподобную архитектуру Астаны для заключения и подведения итогов, идей, открытий и достижений, которые сделали Казахстан образцовой моделью управления текущими делами. Это неизвестная история о том, как президент Нурсултан Назарбаев заложил основу современной гражданской утопии, берущей свое начало от межнационального содружества, национальной гармонии и религиозного единства. И еще это рассказ о том, как архитектура и институты государственного управления Казахстана помогли превознести на должный уровень врожденную гениальность человечества.
Возможно, ни одна, ни другая страна не оставила такой глубокий след в развитии ранней цивилизации и ни одна, ни другая не была более прогрессивна в создании основы для мирного мирового сообщества.
Как оказалось, "Путь Казахстана" – это состояние души, мировоззрение, граничащее, схожее с идеалами свободы и счастья всех народов мира. Архитектура Астаны – это не просто футуристические здания и монументальные конструкции. Это палимпсест, на котором можно написать новый миф об основах мирного сосуществования человечества. Внешне может показаться, что Астана олицетворяет некую националистическую манию величия, и даже масонскую символику. На самом же деле за позолоченной вуалью и показной оболочкой скрывается урбанистический рассказ о сущности, смысле и могуществе.
Эта книга началась с ознакомления с тремя ключевыми изобретениями, которые сыграли важнейшую роль в появлении ранней цивилизации: одомашнивание лошади, распространение индоевропейского языка и изобретение колеса. Соответственно, в заключение эта книга переформулировала значение трех одинаково важных достижений Центральной Азии, необходимых для выживания в глобализованном мире: экологическая устойчивость, религиозная толерантность и ядерное разоружение. Все это находит отражение в архитектуре Астаны.
Ильяс Омаров