– Бибигуль Ахметовна, что предшествовало Вашему участию в "Экспо-1967"? Как шла подготовка?
– Это была тщательная и долгая подготовка. До сих пор помню, как нам выдали программки культурной программы выставки, где мы увидели свои фотографии. От нас была сформирована солидная правительственная делегация, в состав которой входили такие известные государственные деятели, как Байкен Ашимов, Саттар Имашев, Ильяс Омаров, который в то время был министром культуры и много времени в ходе поездки уделял нам, артистам. А в Монреаль тогда полетели самые известные артисты. В числе вокальных исполнителей были Ермек Серкебаев, Роза Джаманова, Ришат Абдуллин, Роза Багланова, Байгали Досымжанов, Василий Яковенко. Казахстанский балет представляли Болат Аюханов со своей труппой, еще были представители народного творчества.
– Какие у Вас были самые первые впечатления о Стране кленового листа?
– Общий вылет в Канаду нашей большой советской делегации состоялся из Москвы. Вылетели утром, и прилетели также утром с учетом существенной разницы во времени. Интересно, а порой жутко было наблюдать, что на протяжении всего полета под тобой была только вода – при постоянном взоре из иллюминатора виднелась синева.
После прилета нас поселили в простенькую гостиницу, напоминавшую больше общежитие. Меня разместили вместе с Розой Джамановой. После заселения мы решили ознакомиться с городом, изучить тот маршрут, который нам предстояло бы преодолевать каждый день до выставки и обратно. Нас поразила архитектура в стиле модерн, стеклянные здания, возносившиеся до небес. Порой это производило какое-то давящее чувство. В то время для нас были новшеством также встроенные в стенку шкафы для одежды. И, конечно же, в первые дни ощущалась разница во времени: днем хотелось спать, а ночью наоборот.
– Как реагировали гости монреальской выставки на появление казахстанских артистов?
– На репетицию мы пошли на следующий день после прилета. Глядя на нас, организаторы выставки и ее многочисленные гости спрашивали нас: "Откуда вы? Кто вы – японцы, корейцы, китайцы?" А мы отвечали, что прилетели из советского Казахстана. Но они не понимали, поскольку в то время во всем мире считалось, что в Советском Союзе живут русские, и, соответственно, все жители этой страны русские. От СССР каждая из пятнадцати республик выставила свой павильон с присущим национальным колоритом. Советский павильон был огромен по размеру.
Большим удивлением для посетителей выставки было, когда в нашем, казахском павильоне они увидели юрты и театрализованные представления с участием лошадей и верблюдов. Следовали бесконечные вопросы подобного характера: "Вы живете в таких разборных круглых домиках и передвигаетесь по городу на лошадях?" А мы объясняли, что представленный нами национальный колорит, включая юрты или конные представления, является нашей славной историей.
Мы слегка волновались перед выступлениями, и Ильяс Омаров, чтобы нас как-то поддержать, составил нам компанию. Когда мы поднимались к казахстанскому павильону на эскалаторе, Ильяс Омарович просил нас, чтобы мы что-нибудь спели. И мы пели: "Саулем, Саулем!".
– Спустя несколько дней настало время, как сейчас говорят на "Экспо", провести национальный день. Словом, как прошел гала-концерт казахстанской делегации?
– Намеченный гала-концерт делегации Казахской ССР в рамках культурной программы "Экспо-1967" собрал очень много народу и прошел с оглушительным успехом. Это был настоящий аншлаг, буквально яблоку негде было упасть, и неудивительно, поскольку мы привезли всех сильнейших на то время исполнителей нашей республики. Многие интересовались, как мы готовим таких высокопрофессиональных музыкантов и артистов. А мы отвечали, что в столице Советского Казахстана – городе Алма-Ате есть консерватория, что вызвало большое удивление.
Среди тех, кто приходил поздравить нас с успешным выступлением, были и этнические казахи, которые иммигрировали в разное время из Советского Союза, начиная после Октябрьской революции, и обосновались в такой далекой в то время для нас стране, как Канада. Они подходили к нам, благодарили за концерт. Кое-кто из них не сдерживал своих эмоций, скучал и ностальгировал по исторической Родине. Помню, как ко мне подошел солидный казах со своей дочерью, напугав нас тем, что буквально рыдал. Оказалось, что он был профессором в области математики, проживал в Турции. На мой вопрос, почему его дочь не совсем похожа на казашку, он ответил, что жена у него турчанка. Помимо самого главного выступления, мы дали еще несколько концертов, в том числе и на открытом воздухе.
– Сегодня проводят параллели между прошедшей выставкой в Астане и монреальской, где также одним из главных атрибутов было большое здание круглой формы…
– Да, то здание в виде сферы, которое являлось одним из символов "Экспо-1967", было павильоном США. Однако, в отличие от советского, оно не было таким насыщенным по содержанию. Помню, мы зашли в это здание и ощутили какую-то пустоту. В отличие от американского павильона, в советском, жизнь, что называется, кипела на каждом его участке.
– Ирония истории такова, что через 50 лет Вы посетили выставку "Экспо" уже в Астане.
- Вы знаете, у казахского народа есть поговорка: "Елу жылда жыл жаңарады" – "Через каждые пятьдесят лет человек меняется". Тогда, полвека назад, мы и представить себе не могли, что "Экспо" примет независимый Казахстан. Несомненно, в этом громадная заслуга нашего президента. Полвека назад нас толком никто не знал, приходилось объяснять всем и каждому, что такое Казахстан, показывать, где мы находимся на карте. А сегодня нас знают во всем мире во много благодаря проведению таких знаковых международных мероприяий.
Наверное, я по-настоящему счастливый человек, который, приняв участие впервые в таком важном событии, как "Экспо", спустя 50 лет может увидеть своими глазами такое же у себя на Родине.
Ильяс Омаров