Сегодня прошел Астанинский юридический форум – 2020 впервые в онлайн-формате в три параллельные секции с участием 50+ спикеров и 1000+ участников.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов был модератором секции "Судебная практика. Как работала судебная система во время карантина и как изменится после?"
"От введения ЧП в стране из-за коронавируса больше всего пострадал сектор услуг, где сосредоточены микро- и малый бизнес. Это приблизительно 838 тыс. компаний, порядка 60% от всего количества субъектов микро- и малого бизнеса в стране. Здесь работают почти половина (47%) работников этой сферы – 1357 тыс. человек из 2905 тыс.
Объемы производства в этих отраслях резко упали: в сфере общепита – на 53%, розничной торговли – 45%, транспорта – 37%. И все эти факторы несут в себе потенциальные риски закрытия предприятий, банкротства, судебных разбирательств.
О том, как предприниматели массово сталкивались со штрафами и арестами за нарушения карантинных мер с применением несоразмерно жестких санкций, и о том, как справились со всем этим, в своем докладе в первой секции рассказал Ербол Устемиров – заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен", – написал бизнес-омбудсмен на своей странице в facebook.
Так, за невыполнение требований и предписаний должностных лиц (ч. 3 ст. 462 КоАП) безальтернативно предусмотрены высокие штрафы на субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства в размере 100 МРП (277 800 тг.), 200 МРП (555 600 тг.) и 500 МРП (1 389 000 тг.), с возможностью приостановления деятельности.
Помимо этого, нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ч. 1 ст. 425 КоАП) влечет еще более высокие штрафы – от 230 МРП до 1600 МРП.
Безусловно, постановления главных санврачей и санитарно-эпидемиологические требования должны неукоснительно соблюдаться.
Опасения вызывает тот факт, что требований много, в частности, по организации рабочих процессов, но нет альтернативы в виде "предупреждения". А для сохранения предприятий и рабочих мест в этот непростой период нужна поддержка, а не карательные меры.
Как отметил Ербол Устемиров в своем выступлении, предложение рассмотреть возможность внедрения практики, ориентированной на минимизацию наказаний за формальные и незначительные нарушения (по статьям 425, 462 КоАП и др.) поддержано госорганами и Верховным судом.
По словам руководителя аппарата бизнес-омбудсмена, с начала введения режима ЧП в "Атамекен" поступило более 4 тыс. заявок по вопросам форс-мажора, выдано 2643 свидетельства, остальные – в работе.
По приблизительным оценкам, общее количество сделок по стране составляет около 4,5 млн, из которых 1,5 млн договоров в сфере регулируемых закупок.
Отсюда следует, что потенциально может возникнуть более 1 млн разбирательств, которые лягут громаднейшей нагрузкой на судебную систему. Это в четыре раза больше, чем в 2019 году.
Во избежание излишних и многочисленных судебных тяжб и для обеспечения стабильности делового оборота "Атамекен" на всех уровнях поднял вопрос о признании ЧП форс-мажором.
Благодаря непосредственному участию Верховного суда дело сдвинулось с мертвой точки. 6 мая 2020 года на пленарном заседании даны четкие разъяснения по форс-мажору. Кроме того, Верховным судом направлено обращение в правительство о нормативном закреплении данного вопроса – отнесения режима чрезвычайного положения к обстоятельствам непреодолимой силы, освобождающим от ответственности за нарушение договорных обязательств.
На площадках НПП РК "Атамекен" и региональных палат действовали оперативные штабы в целях нивелирования негативных последствий COVID-19 для казахстанского бизнеса. При оперативных штабах сформированы рабочие группы по досудебному урегулированию споров между предпринимателями (вопросы арендной платы, отсрочки коммунальных услуг и др.).
Проведены переговоры с более 16 тыс. арендаторами и 738 арендодателями. Большинство арендодателей предоставили различные послабления.
Во всех регионах проведена работа по отсрочке оплаты коммунальных услуг.
Созданы кабинеты досудебной медиации в зданиях экономических судов по реализации проектов по развитию примирительных процедур и профилактике споров.
"Надеемся, что благодаря таким решениям быстрее пойдут процессы восстановления предпринимательской среды в посткарантинный период", – подытожил Ербол Устемиров.
Саян Абаев