Бизнес в новой реальности: время действовать

13485

Участники телемарафона "Бизнес & государство" – о послании президента и поддержке бизнеса.

Бизнес в новой реальности: время действовать

Как на сегодняшний день поддерживается МСБ, с какими проблемами сталкивается бизнес и как государство планирует их решать?

Эффективность госслужащих влияет на бизнес

"В послании глава государства задал направление развития, было очень много моментов посвящено бизнесу, в частности по регуляторике, что очень волнует предпринимателей, по налогам", – открыл дискуссию ведущий эфира Данил Москаленко. И обратился к директору департамента массового предпринимательства НПП "Атамекен" Айболату Есентемирову: "Давайте для начала поймем, в каком положении находится бизнес. Каковы ваши данные?".

"Бизнес очень сильно пострадал из-за карантина. Розничная торговля просела более чем на 10%, транспортная логистика – на 14%, бытовые и прочие услуги – более чем на 20%. Хотелось бы отметить гостиницы и рестораны, там снижение составило более 50% и, конечно, сферу отдыха и развлечений – там почти 90%", – поделился статистикой собеседник.

На его взгляд, важный месседж послания президента заключается в том, что государство в первую очередь нацелено на развитие и поддержку МСБ, для бизнеса это очень важно. А предложенные меры, например, субсидирование по кредитам до 6% для предпринимателей в пострадавших отраслях, "неплохо поддержат бизнес".

"Хотелось бы отметить, что президент говорит об эффективности госсектора и создании агентства по стратегическому планированию и реформам. Это важно, потому что такие вещи, как принятие решений, эффективность госслужащих, влияют на бизнес. Также если агентство будет прогнозировать и модерировать ситуацию с прицелом на будущее, это позитивно скажется на бизнесе", – поделился мнением спикер.

Бизнесу не хватает информации

"МСБ, как сказал президент, основной удар принял на себя", – присоединился к обсуждению производитель медицинских перевязочных материалов Аслан Кунияров. Он рассказал, что во время пандемии его компания получила кредит в банке, субсидирование и госгарантию и за счет этого приобрела медоборудование.

"Как быстро вам удалось это сделать? Некоторые предприниматели говорят, что государство накачивает деньгами банки, но предпринимателям они недоступны. Объективное это замечание или нет?" – обратился к предпринимателю Данил Москаленко.

"Получение помощи по времени у нас заняло три месяца. Сначала мы обратились в фонд "Даму", где нас проконсультировали, затем обратились в палату "Атамекен", где нам бесплатно прописали бизнес-план, потом представили документы в банк. Нам определили ставку 17%, но дополнительно мы получили госгарантию примерно 50%, и сейчас платим по кредиту 6%, остальное субсидирует государство", – рассказал спикер.

Он считает, что многим предпринимателям не хватает информации о льготах, программах. "Существует шесть программ поддержки. Предпринимателям нужно посмотреть, какая из них подходит им больше всего", – делится Аслан Кунияров своим рецептом.

Приемлемое для крупных убийственно для малых

Далее ведущий предложил обсудить предстоящую налоговую реформу. В послании глава государства говорил о том, что следует разработать понятную для всех граждан налоговую политику.

"Поручаю правительству совместно с Нацпалатой "Атамекен" с привлечением депутатского корпуса провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов. Цель – кардинальное упрощение исполнения налоговых обязательств и минимизация количества налогов и платежей. Следует подумать и о дифференциации налоговых ставок как дополнительном рычаге диверсификации экономики и пополнения бюджета. В секторе МСБ считаю возможным дать право предпринимателям, работающим в наиболее пострадавших от пандемии секторах, уплачивать розничный налог с оборота", – сказал Касым-Жомарт Токаев.

"Вы высказывали опасения, что когда начинается одна реформа, достижения предыдущей реформы могут сойти на нет", – предложил Данил Москаленко следующему участнику, члену комитета развития малого и среднего бизнеса НПП РК "Атамекен" Берику Заирову, присоединиться к обсуждению.

"Мое мнение: нужно максимально упростить налоги, налоговое администрирование, регуляторные требования к бизнесу, а дальше бизнес сам найдет выход. У нас очень много требований, и если для среднего и крупного бизнеса они приемлемы, то для малого и микробизнеса – убийственны. Например, электронный счет-фактура. Даже по помидорам в сезон требуется выписывать счет-фактуру, так как этот товар входит в перечень изъятий, по одежде – тоже. И это нужно делать в том числе очень мелким предпринимателям. Среднему и крупному бизнесу легче выполнить это требование, потому что в таких компаниях уже есть бухгалтер, у малых, как правило, его нет", – говорит спикер.

Еще один момент, на который он указывает, – комиссия за передачу данных с онлайн-кассового аппарата в комитет госдоходов, она составляет 1500 тенге в месяц, и платится компании-посреднику.

Бизнес надеется на новые агентства

"От комитета МСБ мы направляли в правительство наши предложения, обсуждали с министерствами. Но большинство важных предложений не были приняты", – продолжает Берик Заиров.

"Сейчас, после послания, хороший повод актуализировать эту работу. Работа в вашем комитете шла постоянно, она была публичной, очень много инициатив от бизнеса озвучивалось", – заметил Данил Москаленко.

Одна из них связана с порогом по НДС для микро- и малого бизнеса. "По упрощенному режиму порог – 40 тыс. МРП на год, порог по НДС – 30 тыс. МРП. Малый бизнес постоянно оглядывается на этот порог, как бы его не перескочить. Даже освобождение от налогов на три года не дает свободы для предпринимателей, потому что они всегда боятся перескочить 30 тыс. МРП, иначе они автоматически становятся плательщиками этого налога", – говорит Берик Заиров.

Он рассказывает, что бывают ситуации, когда предприниматель ориентируется на оборот по упрощенному режиму, работает полгода-год, даже не зная, каковы пороги по НДС, и через год-полтора комитет госдоходов "выкатывает" ему штраф в виде 15% от всей суммы дохода. "Наше предложение было, чтобы малый бизнес, который работает по упрощенному налоговому режиму, вообще не являлся плательщиком НДС. Проблемы сейчас в налоговом администрировании и выписывании штрафов задним числом", – говорит спикер.

По его словам, у бизнеса сейчас большие надежды на агентство по стратегическому планированию и реформам. "Правительство по многим вопросам в части реформ нас не поддерживает. Также очень надеемся на агентство по защите и развитию конкуренции (президент поручил создать такое ведомство с прямым подчинением главе государства. – Ред.). Комитет по защите конкуренции, нас, в принципе, поддерживает по антимонопольной работе, но если агентство будет напрямую подчиняться президенту, вопросы будут решаться легче", – считает Берик Заиров.

"Налоговую политику нужно менять"

"Льготы по налогам получили 700 тыс. предпринимателей, хотелось бы, чтобы их количество увеличилось, – продолжает Аслан Кунияров. – Президент сказал, что будет сокращение в госслужбе. Многие пойдут в малый бизнес, будут фрилансерами. Хотелось бы добавить, чтобы была упрощенная форма сдачи налогов для предпринимателей".

Данил Москаленко отметил, что президент указал на сокращение количества налогов, после министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил, что на сегодняшний день в Налоговом кодексе предусмотрены 12 видов налогов, 48 подвидов налогов, 10 плат и шесть сборов.

"Соответственно, будет проведена работа по минимизации количества налогов и платежей. Будет изучен вопрос применения права уплаты розничного налога с оборота на альтернативной основе для наиболее пострадавших секторов экономики. А также изучены возможности дифференциации налоговых ставок", – сказал глава МНЭ.

"Согласен с тем, что налоговую политику нужно менять. Уплату налогов нужно делать в первую очередь удобной и чтобы налоговые комитеты правильно информировали предпринимателей", – считает Айболат Есентемиров.

На его взгляд, если говорить в целом о проблемах бизнеса, то нельзя делать обобщения в масштабах страны, нужно учитывать, что в каждом регионе есть свои нюансы, свои проблемы, решать которые нужно точечно. "Мы видим, что в целом предлагаются позитивные меры, но где-то они все равно проседают", – аргументирует свою позицию спикер.

Он уверен в том, что после кризиса произойдет обновление экономики. "За время пандемии мы приобрели новые навыки – работа в интернете, на удаленке, и каждый был более эффективен, потому что старался в таких условиях качественнее и быстрее решить задачи. Эти навыки нужно правильно перенести в постпандемийный период и правильно их использовать", – говорит представитель НПП.

"Раньше налоговики "кошмарили" бизнес, сейчас такого нет"

Еще один важный вопрос – взаимодействие бизнеса и госорганов: глава государства в послании обозначил, что любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность должно восприниматься как тягчайшее преступление против государства.

"Акцент сделан именно на бизнесе, у нас еще много таких фактов. Как вы прокомментируете?" – обратился ведущий эфира к председателю регионального совета г. Алматы Максиму Барышеву.

"Это абсолютно правильное замечание, и то, что оно отражено в послании, для бизнеса очень хорошо. Бизнесмен – этот тот, у кого работают люди, и тот, кто уплачивает налоги. Любое вмешательство в его деятельность останавливает бизнес, его развитие и в итоге подрывает веру в нашу страну со стороны иностранных инвесторов, которые всегда заходят с готовой бизнес-моделью и готовностью уплачивать налоги и набирать сотрудников", – ответил собеседник.

По его мнению, послабления, которые уже сделали – на три года отменили проверки, это уже хорошо. "Раньше налоговики приходили и "кошмарили" бизнес, сейчас такого нет", – комментирует он.

На его взгляд, исходя из прямой трактовки послания, развитие бизнеса сейчас будет поддерживаться и по направлению местных исполнительных органов, и по направлению всех госструктур, включая министерства и ведомства. "Это правильный вектор для того, чтобы наши предприниматели входили из тени и не боялись вмешательства в свою работу. И это в свою очередь даст эффект для привлечения иностранных инвестиций", – говорит Максим Барышев.

"Бизнес на три года освобождается от налогов. Мотивации скрываться, как таковой, сейчас нет. Если бизнес уходит в тень, это вопрос отсутствия удобства – вопрос использования безналичных платежей, например. Сделайте так, чтобы предпринимателям было удобно работать, и они будут выходить из тени", – комментирует тему Берик Заиров.

Быть ИП сложно и дорого

"Упрощать нужно и налоговое бремя", – соглашается Максим Барышев. Он перечислил, какие налоги ИП уплачивает на упрощенке: ИПН, социальный налог, обязательные пенсионные взносы, взносы за медстрахование. "Некоторые налоги отменили на три года, но перечисления в разные внебюджетные фонды остались. ИП действительно быть сложно. Налоги нужно упростить и объединить в единый платеж, который любой индивидуальный предприниматель может спокойно осуществить, и необходимо, чтобы сумма вычислялась простым путем. Сейчас формулы сложны", – говорит эксперт.

По его словам, в Казахстане в настоящее время более 1 млн человек зарегистрированы как ИП.

"У предпринимателей возникают дополнительны расходы, помимо, например, платы за подключение кассового аппарата. При оплате на карточку с индивидуального предпринимателя взимаются сборы до 4,8%. То есть практически треть со всего оборота, пришедшего по карточке, когда наценка на товар составляет, условно, 15%, предприниматель должен отдать в банк. Просто за то, чтобы быть ИП, нужно ежемесячно платить разные сборы. Например, за обслуживание счета в банке ИП платит до 18 тыс. тенге. Это довольно большая нагрузка на индивидуального предпринимателя. Поэтому он и принимает решение не регистрироваться как ИП – именно из-за того, что это сложно и финансово затратно", – заключает Максим Барышев.

Президент – о поддержке бизнеса

В послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил о поддержке бизнеса, причем не только в условиях пандемии, но и с прицелом на будущее.

"Малый и средний бизнес переживает сложные времена, по сути, приняв на себя основной удар пандемии. Для преодоления негативных экономических последствий были предоставлены налоговые послабления более 700 тыс. предпринимателей. Отсрочены платежи, дана возможность рефинансирования кредитов на льготных условиях. Однако ситуация все еще сложная", – сказал глава государства.

Он поручил обеспечить государственное субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших секторах экономики. Субсидирование покроет период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима ЧП 16 марта. Это будет сделано по условиям "Дорожной карты бизнеса – 2025", доложила президенту председатель АРРФР Мадина Абылкасымова.

Также президент поручил продлить до конца 2021 года и расширить охват реализуемой Нацбанком программы пополнения оборотных средств для МСБ в наиболее пострадавших секторах. На эти цели будет предусмотрено 200 млрд тенге в дополнение к изначально определенному по этой программе объему финансирования в 600 млрд тенге.

Среднему бизнесу, который "содержит в себе ключевые компоненты рыночного успеха", по словам президента, должно уделяться особое внимание. Следует усилить экспортную поддержку таких предприятий, правительство должно запустить программу экспортной акселерации для среднего бизнеса в несырьевом секторе.

Кроме того, Касым-Жомарт Токаев поручил приостановить до конца года начисление платы за аренду для МСБ по объектам недвижимости, принадлежащим госорганам и квазигоссектору. Отметим, эта мера была принята одной из первых в условиях ЧП; бизнес-омбудсмен Рустам Журсунов рассказывал в интервью inbusiness.kz о том, что лично обращался в правительство с таким предложением, и оно было принято. В то же время вопрос платы по коммерческим помещениям, простаивающим во время ЧП и карантина, стал одним из самых острых и для арендаторов, и для арендодателей.

Среди мер поддержки бизнеса, которые глава государства перечислил в своем обращении к народу, – снижение нагрузки на фонд оплаты труда для МСБ в наиболее пострадавших отраслях: отчисления во внебюджетные фонды отменяются до конца года.

Особое внимание глава государства обратил на взаимодействие бизнеса и госорганов: в течение следующего года должна быть разработана новая нормативно-правовая база деятельности малого и среднего бизнеса. "Повторю: любое незаконное вмешательство государственных структур в предпринимательскую деятельность, воспрепятствование работе бизнесменов должны восприниматься как тягчайшее преступление против государства", – сказал президент. И добавил, что предприниматели в случае неправомерного нажима чиновников должны смело обращаться в органы прокуратуры.

"Главным результатом работы по развитию МСБ должно стать увеличение к 2025 году его доли в ВВП до 35%, а числа занятых – до 4 млн человек", – заключил Касым-Жомарт Токаев.

Елена Тумашова

Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться