Бизнесмены от легпрома требуют профильное министерство

5391

Почему казахстанский бизнес делает ставку на спецодежду, отдавая рынок масс-маркета узбекским и киргизским предприятиям?

Бизнесмены от легпрома требуют профильное министерство

Легкая промышленность остается одним из проблемных секторов экономики Казахстана. И это притом, что она обеспечивает высокую занятость населения, прежде всего женской половины. Согласно информации с сайта премьер-министра РК, несмотря на ежегодный рост объема производства легкой промышленности, ее доля в структуре ВВП всего 0,1%. Возможно, потому что Казахстан до сих пор не имеет соответствующего министерства, а значит, и интересы отстаивать некому. Подробнее – на inbusiness.kz.

Очень легонькая промышленность

В стране, где за основу экономики берется добыча нефти, угля и других полезных ископаемых, такой отрасли, как легкая промышленность, очень сложно найти достойное место. Хотя в советское время в Казахстане работало свыше тысячи предприятий отрасли. Среди них известные Алма-Атинский хлопчатобумажный комбинат, Кустанайский и Семипалатинский комвольно-суконные комбинаты и многие другие. От большинства и следа не осталось. Появляются новые, но очень неуверенно. Им не на кого опереться. По словам президента Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любови Худовой, они уже более десяти лет поднимают вопрос о создании необходимых экономических условий для отечественных производителей, но тщетно.

"Мы разработали программу развития отрасли до 2025 года, но министерства финансов, национальной экономики стоят насмерть – не дать ничего. Тогда и легкой промышленности не будет. Необходимо политическое решение, если хотим, чтобы отрасль развивалась, обеспечивая переработку собственного сырья и занятость населения. Еще в 2010-2014 годах была разработана отраслевая программа – первый ФИИР, ни один показатель не был выполнен. В дальнейшем ее вообще признали неприоритетной. В результате 15 лет топчемся на месте, в отличие от других стран. Яркий пример – Узбекистан, который за короткое время двинул отрасль", – говорит президент Любовь Худова.

По ее мнению, бизнесу в одиночку отрасль на должный уровень не поднять.

"Чиновники любят говорить, мол, пусть бизнес двигается сам. Без государственной поддержки прорыва не будет. Возьмем Китай, каждое новое предприятие имеет карт-бланш – освобождение от налогов на три года. И это несмотря на то, что продукция этой страны реализуется по всему миру, легкая промышленность субсидируется государством", – отмечает Любовь Худова.

Почему свое хуже?

Воспитанное на импорте целое поколение казахстанцев все еще не может отделаться от стереотипа, что у нас не может быть качественного товара. Даже продукция Бишкека, заполонившая рынок, далеко не качественным товаром, считается лучше, потому что у этих предприятий есть история. Казахстанские ее только создают.

Недавно аким Караганды Ермаганбет Булекпаев приобрел куртку от отечественного производителя – Абайской швейной фабрики, что находится в 30 километрах от областного центра.  

Восстановить фабрику взялся Нурхан Жумабеков, юрист по образованию. На своей страничке в Facebook он написал: "Мечта восстановить Абайскую швейную фабрику заставила пересмотреть все принципы и жизненные позиции. Все перемешалось в моей жизни и жизни моей семьи. Шесть лет назад был швейных цех площадью 300 кв. м, производящий спецодежду. Решили увеличить объем производства – начали вводить вторую смену. Костюм с галстуком сменили джинсы, кроссовки, добавилась легкая небритость. Решили купить и восстановить разбитый промышленный комплекс Абайской швейной фабрики. Супруга сменила платья и туфли на высоком каблуке на те же джинсы и кроссовки, к счастью, макияж, прическа и прочий женский косметический досуг остался. Перенесли дату покупки новой машины на неопределенный срок. Пока устраивает автомобиль 1992 года выпуска. Решили долю спецодежды в общем объеме снизить со 100% до 50% и начать производить одежду масс-маркета. Практически перестали ужинать дома, но стали больше встречаться с интересными людьми. И только ежедневные пробежки – единственное, что не претерпело изменений".

Павлодарское ТОО "Три Кота Ж" уже несколько лет доказывает, что наше лучше завозного. Предприятие специализируется на пошиве детской одежды от нуля, в том числе для недоношенных детей. Такого количества моделей, а их около 200, никто в Казахстане не делает. По словам директора предприятия Анастасии Барт, главный конкурент – это Бишкек.

"Причем их продукция по качеству уступает нашей – ткань, нитки, но люди по привычке считают, что свое не может быть хорошим. При этом те, кто хоть раз покупал нашу продукцию, на нее и подсаживаются", – говорит руководитель предприятия.

Продукцию предприятия можно найти в Алматы, Кокшетау, Семее, Нур-Султане, Шымкенте, Атырау, но этих точек значительно меньше, чем с продукцией из соседнего государства.

Узбекские нелегалы?

По мнению Любови Худовой, продукция из Киргызстана, Китая, Турции, Узбекистана в большинстве своем заходит на казахстанский рынок нелегально: не декларирована, не сертифицирована.

"Заходит тоннами и кубами. Если посмотреть официальную статистику, не найдете и килограмма продукции из Кыргызстана. При этом на рынке она присутствует. В этих странах мощная поддержка со стороны государства. Например, киргизский производитель не платит налогов. Все работают по патенту, независимо от числа работников. Надо понимать, что легкая промышленность – одна из социальных отраслей. Поэтому там закрывают глаза, лишь бы люди были заняты и имели доход. В Узбекистане идет агрессивная политика по развитию легкой промышленности. Почему нам не перенять этот опыт? У нас есть все: шерсть, хлопок, шкуры, но нет перерабатывающих предприятий. В Узбекистане первый заместитель премьер-министра курирует легкую промышленность. В этой стране принято три государственных программы по развитию швейной и трикотажной, кожевенной и обувной, текстильной отраслей. Если раньше они 95% хлопка экспортировали, то сейчас они нацелены на собственную переработку. У них задача – производить продукцию с высокой добавленной стоимостью, которую потом экспортировать. У них по всему миру с государственным участием создано 40 торговых домов, куда поставляют свою продукцию. А у нас где?" – задается вопросом президент ассоциации.

С высоких трибун

По данным министерства индустрии, в текущем году в легкой промышленности ИФО составит 105%, ожидается увеличение объема производства текстильной продукции на 6%. Кроме того, разрабатывается комплексный план по поддержке отрасли до 2025 года.

На бумаге все и правда неплохо выглядит. Но надо понимать, что основные предприятия отрасли работают по госзакупкам, на силовые структуры, так как это наиболее выгодно. Занимаются масс-маркетом, т. е. товаром для всех по приемлемой цене, только фанаты.

В текущем году в стране планируется реализовать пять проектов, относящихся к легкой промышленности. Речь о выпуске пряжи, геотекстиля, одежды и обуви. Правда, министерство индустрии и инфраструктурного развития РК не уточняет, чего в этих проектах больше: спецодежды или масс-маркета.

"Есть очень хороший знакомый! Он восстановил Абайскую швейную фабрику и недавно запустил онлайн-продажи через "Инстаграм". Я всегда поддерживал отечественных производителей, теперь, конечно же, в моем гардеробе и гардеробе моей семьи обязательно будет производство Абайской швейной фабрики. Горжусь, что имею честь знать лично таких людей, и постараюсь максимально его рекламировать среди своих", – написал на своей страничке в соцсетях директор Центра детско-юношеского туризма и краеведения столицы Мэлс Абенов.

Возможно, если бы чиновники привнесли в свой гардероб казахстанские бренды, легкая промышленность не топталась бы в конце очереди на поддержку от государства.

Марина Попова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться