Бруцеллез в СКО: сельчане остаются без средств к существованию

5150

Заболевшая скотина подлежит обязательной сдаче на санитарный убой — люди называют компенсации за животных копеечными.  

Бруцеллез в СКО: сельчане остаются без средств к существованию

Несмотря на общий спад по бруцеллезу в Северо-Казахстанской области, ситуацию в нескольких селах Кызылжарского района можно назвать плачевной, передает inbusiness.kz.

Тогда как по региону наблюдается снижение выявления больных животных по сравнению с прошлым годом на 543 головы, в этом районе фиксируется практически десятикратный рост числа зараженных. Всего 11 случаев в 2020-м против более чем 100 в 2021-м!

Забирают кормилиц

Особенно страдают жители трех сельских округов — Асановского, Рощинского и Прибрежного. Там из-за бруцеллеза сильно прорядились многие хозяйства, а некоторые и вовсе лишились единственного источника доходов. Корова в месяц приносит владельцу примерно 40 тыс. тенге — хорошая прибавка к низким сельским зарплатам и пенсиям. Тот случай, когда буренку по праву зовут кормилицей. 

Люди жалуются: несмотря на рост числа заразившихся коров, ветслужба ни разу не объявляла карантин, не принимались никакие меры для того, чтобы оградить скот от болезни. Зато теперь сельчан принуждают сдавать животных на санитарный убой. Сами распоряжаться мясом больных животных их владельцы права не имеют. Ветеринарная служба обеспечивает доставку КРС до мясоперерабатывающего комплекса на бесплатной основе. Закупочная цена формируется предприятием по убою самостоятельно, в зависимости от категории (первая, вторая, мелковесная, тощая), половозрастных групп животных (быки, коровы).

Тут и загвоздка. Сельчан не устраивают суммы, выделяемые за скотину. Называют ее копеечной. Когда обычную корову мясокомбинаты принимают по 1,2 тыс. тенге за 1 кг, людям предлагают 700-800 тенге.

В итоге среди попавших в сложную ситуацию сельчан зародились подозрения: мол, а не решают ли местные власти за счет людей вопросы насыщения рынка продовольствием? Эти мысли подкрепляет и то, что коровы ходят в одном табуне, но болеют животные далеко не у всех.

"Решили, у кого много коров, тех нужно немного "подвинуть", – предполагает одна из жительниц сел, оказавшихся в эпицентре заболевания.

Сами виноваты?

Положение дел с бруцеллезом на брифинге службы центральных коммуникаций прокомментировал первый заместитель акима СКО Марат Тасмаганбетов. Вспышки бруцеллеза он назвал нарушением эпизоотических и элементарных ветеринарных требований.

"2 раза в год мы проводим ветеринарную диагностику, что позволяет выявлять скот, который подвержен этим заболеваниям. Если в целом говорить, то у нас идет снижение. Если в 2020 году было выявлено 1 тыс. голов, то в этом — 412 голов", – попытался доказать эффективность работы ветеринаров чиновник.

Тасмаганбетов подчеркивает: на крупных молочно-товарных фермах, где за скотом пристально следят и содержат в надлежащих условиях, фактов возникновения бруцеллеза не возникает. Все случаи приходятся на личные подсобные хозяйства.

"Последний случай зарегистрированный — местный предприниматель, к сожалению, без ведома ветеринарных служб завез более 30 голов КРС, который был заражен бруцеллезом. На сегодня ряд определенных ветеринарных мер принят, в том числе и наложение некоторых ограничений. Я думаю, что в целом меры ветеринарной безопасности должны быть основой для получения качественной животноводческой продукции", – добавил Марат Тасмаганбетов.

Пётр Акутионов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться