Бывший владелец угольного разреза "Сарыадыр" заявляет о рейдерстве

20755

Назначенный банкротный управляющий занимался нелегальной добычей угля, утверждает бизнесмен Марат Набиев. 

Бывший владелец угольного разреза "Сарыадыр" заявляет о рейдерстве Фото: ТАСС

Контракт на недропользование угольным месторождением Сарыадыр отозван. Об этом на пресс-конференции в Астане заявил его бывший владелец и единственный учредитель ТОО "Он-Олжа" Марат Набиев.

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Тимур Токтабаев в электронном комментарии пояснил inbusiness.kz, что контракт с "Он-Олжа" был расторгнут по причине банкротства компании.

По словам Набиева, банкротству предшествовал ряд форс-мажорных событий из-за нестабильности валют в РФ и Казахстане.

"В 2007 году мы взяли два миллиарда тенге кредит в "Темирбанке". После того как взяли, мы заплатили 1,3 миллиарда, осталось 700 миллионов, и наступил кризис 2014 года. Рынок сбыта угля упал. Кроме этого, рубль упал. Нам не было выгодно поставлять уголь в Россию. Мы туда поставляли 1,5 миллиона тонн. После этого мне пришлось выехать в Рим, встретиться с руководством фирмы Enel, которая держит Рефтинскую ГРЭС в Свердловской области, чтобы перевести не на рубли, а на доллары. Они отказались, и мы решили перевести на тенге. На тенге перевели, приехали, только 100 тысяч тонн поставили, через месяц тенге упал", – рассказал он в ходе пресс-конференции.

В результате предприятие оказалось в сложном положении и не смогло выплачивать проценты по кредитам. Всего реестр требований кредиторов составляет более 5,8 млрд тенге, говорится в раздатке пресс-конференции.

"Банк начал на нас давить. За 1,3 миллиарда, как они считают основной долг, они накрутили его до шести миллиардов. Мы хотели перевести предприятие на реабилитацию. Два раза мы выиграли суд на реабилитацию. Два раза нас одним звонком оттуда вытащили, и потом нас начали банкротить. 16 ноября 2017 года наше предприятие посчитали банкротом. Многие люди хотят банкротиться для того, чтобы уйти от долгов. Мы от этого не уклонялись, мы хотели, чтобы предприятие работало... Там околотысячный коллектив вместе с субподрядчиками. Но нам этого права не дали", – отметил бизнесмен.

Согласно данным Набиева, на предприятии функционировало две обогатительные фабрики мощностью 500 тыс. тонн, пять сортировочных установок, было организовано производство кирпича из отходов угля. Кроме того, на разрезе была запущена углехимическая опытно-промышленная установка для получения из угля бензина, дизтоплива, гуматов. Также на промышленном объекте разработали технологию по получению ферросплавов, в частности алюмосиликомарганца из угольного продукта.

В своем выступлении предприниматель указал, что вместо активной реализации имущества банкротный управляющий, назначенный Департаментом госдоходов (ДГД) Акмолинской области, занялся нелегальной добычей угля без соблюдения технологий.

"В ДГД внутри у них непонятка. Ерейментауская налоговая инспекция написала вверх о том, что незаконно добывается уголь, и верхнее руководство ДГД Акмолинской области отказало ему. Есть даже копия этого письма", – утверждает Марат Набиев.

Примечательно, что решение о восстановлении производственной деятельности "Он-Олжа" было принято на собрании кредиторов в августе прошлого года путем привлечения оператора в лице ТОО "Малишер". Набиев к участию в работе совета кредиторов, по его словам, не допускался.

"В свою очередь банкротный управляющий Макашев А. Н. в группе лиц по предварительному сговору с исполнительным директором по правовому обеспечению ТОО "Он-Олжа" Юсуповым Я. А. и другими в период с августа 2018 года по настоящее время, используя безвозмездно технику и рабочую силу нашей компании, без согласия собственника, кредиторов и компетентных  рганов начал добывать уголь на месторождении Сарыадыр Ерейментауского района Акмолинской области, а полученную и присвоенную им готовую продукцию использует по своему усмотрению, осуществляя растрату вверенного ему имущества, чем причинил особо крупный ущерб государству, как собственнику недр, и неуплату налогов в бюджет, собственнику предприятия и месторождению", – указывается в материалах пресс-конференции.

В результате юристы Набиева обратились с заявлением о возбуждении уголовного дела из-за нелегальной добычи угля.

"Банкротный управляющий, вместо того чтобы по закону заниматься, описать все имущество, его оценить, начинать с молотка продавать и закрыть этот кредит, они начали заниматься хозяйственной деятельностью без разрешения компетентного органа – министерства (Министерства индустрии и инфраструктурного развития. – Ред.), без разрешения экологов начали копать уголь и пригласили третью какую-то компанию. Это ведь неправильно, мы могли бы сами копать. Уголь добывать мы уже профессионалы. Мы бы лучше добывали уголь. Они на 808 миллионов тенге, по простым расчетам, добыли угля. Фактически, если по перевозкам считать, может быть около миллиарда. Мы могли бы на пять миллиардов добыть уголь", – возмущается бизнесмен.

120 тыс. тонн незаконно добытого угля было отправлено по железной дороге, не считая автомобилей, указал он, комментируя вопрос inbusiness.kz

"Мы продавали по три тысячи тенге за тонну, они довели цену до 9,5 тысячи тенге за тонну. Наши местные жители, Ерейментауского района Акмолинской области, уже оттуда не покупают, покупают с Майкубы, Каражыра, Шубарколя, и каждая тонна им обходится в более 20 тысяч тенге за тонну", – уверяет предприниматель, напомнив о всплесках дефицита угля по стране.  

Согласно сведениям Набиева, неизвестно, куда были направлены средства от реализации незаконно добытого угля.

"Банк проценты, штрафы накручивает и уничтожает предприятие. Это, можно сказать, рейдерский захват. Теперь, после того как отняли у нас право на недропользование, сейчас месторождение выставят, кто-то за копейки купит – теперь-то они знают, что надо делать, потому что у меня там идея уже расписана – поставить электростанцию и сто заводов – с угля можно получать много вещей", – негодует предприниматель.

После отзыва контракта в феврале нелегальная добыча на разрезе была окончательно приостановлена, что привело к увольнению в марте около 700 сотрудников предприятия, перед которыми накопилась задолженность по зарплате. При этом банкротный управляющий не включил их в список получателей средств, вырученных за счет реализации отдельного имущества компании или же нелегальной добычи, говорят представители "Он-Олжа". Также их не ставят в известность, какой объем долга был списан в результате действий банкротного управляющего.

Между тем Марат Набиев готов заново вложиться в месторождение, чтобы спасти его. Для этого может понадобиться, по его подсчетам, как минимум 1,5 млрд тенге, притом что заявленный им убыток достиг 280 млрд тенге.

"Если они готовы сесть со мной на переговоры – у меня есть партнеры. Я вам даже хочу сказать интересную вещь. Мы в банк пишем: "Напишите, сколько нам платить, вы обещали штрафы, пени убрать". Они это не говорят. Они говорят: пускай ваши эти иностранцы перечислят в этот банк, а потом начнем разговаривать. А те (иностранцы. – Ред.) удивляются: разве так можно? Я могу эти бумаги представить. Нельзя так делать, что, эти иностранцы дураки, что ли?" – возмущается он.

Углехимические установки на промышленном объекте пока не пострадали, уточнил Набиев, отмечая на вопрос inbusiness.kz.

"В нашем угле 37% оксида алюминия, 62% оксида кремния, у нас 0,89% титана. Вот в чем дело. Теперь кому-то нужно взять и идею мою воплотить. Видать, бабки есть, но я не знаю, у них получится или нет. Лучше бы они со мной договорились, поделились бы по-казахски и дальше двигались бы", – готов к компромиссу предприниматель.

Первый заместитель Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Тулеген Муханов, принявший участие в пресс-конференции, предложил в качестве меры поддержки обратиться в МИИР, чтобы ситуация вокруг Сарыадыра была рассмотрена на общественном совете ведомства.

"Поддержка будет оказываться со стороны ассоциации. Действительно, здесь и "Атамекен", влиятельная организация, она осталась как-то в стороне. Мы, АГМП, давайте будем совместно работать, мы со своей стороны тоже направим письмо в "Атамекен" по этим вопросам", – инициировал он.

Угольное месторождение Сарыадыр находится в Ерейментауском районе Акмолинской области. По некоторым данным, несколькими годами ранее его запасы составляли более 170 млн тонн угля. Объем добычи угля на месторождении в отдельный период превышал 3 млн тонн в год. Месторождение было приобретено "ОН-Олжа" в 2005 году с правом недропользования до 2034 года.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться