Ежегодно каждое третье воскресенье ноября мир вспоминает погибших в дорожных авариях. День памяти жертв ДТП был учреждён в 2005 году резолюцией Генеральной ассамблеи ООН, для того чтобы обратить внимание общественности на проблему безопасности дорожного движения. К сожалению, в Казахстане статистика дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом является одной из самых высоких в мире. Пришло время менять ситуацию, уверены в Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" (АБДД).
Автомобиль – самый опасный вид транспорта в мире, и, как показывает статистика, если авиакатастрофы ежегодно уносят жизни не более 1 тыс. человек, то в автомобильных авариях гибнут 1,24 млн, подчеркнул актуальность проблемы руководитель проекта "Ноль аварий" и представитель АБДД, Алексей Алексеев.
"Травмы, полученные в ДТП, являются причиной смертности большинства людей в возрасте от 15 до 29 лет, то есть в самый расцвет жизни. Недавно в Астане был озвучен доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в котором были представлены обновлённые данные: на сегодняшний день Казахстан находится на первом месте по тяжести последствий автомобильных аварий. Коэффициент смертности в нашей стране составляет 24,2 на 100 тысяч населения, то есть вероятность погибнуть в ДТП в Казахстане в 11 раз выше, чем в странах Европы. Наши дороги за год "стирают с лица Земли" население одного небольшого города – более 3000 человек. Свыше 30 тысяч получают тяжёлые травмы. Только за шесть месяцев 2018 года в Казахстане произошло 6743 ДТП, в которых пострадали 9400 человек, 783 человека погибли. Наибольшее количество ДТП произошло в Алматы – 3277, в Алматинской области – 917", – поясняет Алексеев.
Основными причинами высокой аварийности на дорогах Казахстана, по его словам, становится несоблюдение ПДД. На трассах, продолжает он, это выезд на полосу встречного движения, в городе – несоблюдение сигналов светофора, рядности движения, дорожной разметки и управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
По данным статистики, с 2011 года в г. Алматы наблюдается общее снижение количества аварий со смертельным исходом. Однако в 2018 году только за последние 10 месяцев в Алматы произошло более 3500 ДТП, в которых пострадало более 4000 человек, 114 человек погибли, это на восемь человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.
"В 69 случаях смерть наступила в результате наезда на пешехода, 20 водителей погибли при столкновении автомобиля с препятствием (дерево, столб и так далее), в остальных случаях погибли пассажиры при столкновении автомобилей, либо также в результате столкновения транспортного средства с препятствием", – приводит цифры начальник Управления адмполиции ДВД города Алматы, Жандос Мураталиев.
По оценке ВОЗ ,без принятия неотложных мер по улучшению безопасности дорожного движения к 2020 году показатель смертности в результате ДТП увеличится на 80%. Именно поэтому для снижения аварийности на дорогах во всём мире под патронажем ВОЗ и Генеральной ассамблеи ООН принимаются меры, направленные на информирование и повышение безопасности участников дорожного движения.
В рамках проекта "Ноль аварий" совершён масштабный автопробег по республиканской трассе М36 Алматы – Астана (на которой совершается больше всего ДТП), с участием экспертов и представителей СМИ был проведён ряд мероприятий, включая проверку знаков и дорожного покрытия с помощью специального оборудования на соответствие ГОСТам и СНиПам. В 2019 году соответствующую работу планируется продолжить.
"Со стороны государства многое делается для того, чтобы снизить количество ДТП в нашем городе – меняется инфраструктура, строятся дорожные развязки, надземные и подземные пешеходные переходы, улучшается видимость дорожных знаков и светофоров, на многих улицах вводится одностороннее движение, появляются полосы BRT и прочее. В настоящее время в Алматы установлены 104 поста фото- и видеофиксации. Тестирование проходит программа видеофиксации "Жол Ак", видеосистема "Сергек", по автоматической информационной системе "Безопасное дорожное движение" на следующий год еще на 142 поста будет увеличено", – подчеркнул в свою очередь Мураталиев.
На пресс-конференции в понедельник, 19 ноября, одним из гостей мероприятия стала Екатерина Парафиева. Напомним, в резонансном ДТП, произошедшем летом 2017 года, девушка лишилась обеих ног, однако случившееся не сломило её, и она решила заняться общественно полезным делом.
"Своим примером я хочу показать людям, что нужно быть внимательнее на дороге. В аварии, в которую я попала, не всё зависело от меня. Всё произошло буквально за 30 секунд, я решила выйти из машины, чтобы осмотреть колесо, которое попало в люк, выставить аварийный знак, и тут же получила удар, который лишил меня обеих ног. Я и подумать не могла, что в этот солнечный день моя жизнь перевернётся. Что этому способствовало – превышение скоростного режима или водитель, который разговаривал по телефону? Я не хочу говорить о том, кто виноват… Я нашла в себе силы жить дальше. И у меня сейчас очень важный посыл – привлечь общество к безопасности на дорогах", – обратилась она к собравшимся.
Социальный проект "Ноль аварий" в Казахстане направлен на увеличение дорожной безопасности в стране через привлечение внимания общественности к масштабам аварийности, повышение водительской культуры на дороге путём профилактики и информирования о соблюдении ПДД, а также мониторинг состояния дорожной инфраструктуры.
Ассоциация безопасности дорожного движения "Общая дорога" – общественное объединение с целью повышения уровня безопасности дорожного движения путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий и повышения правовой грамотности казахстанцев. С 2014 года ассоциация является членом Международной организации по дорожной безопасности EASST (Eastern Alliance for Safe and Sustainable Transport), с 2017-го – членом Глобального альянса НПО по дорожной безопасности (Global Alliance of NGOs for Road Safety). С 2018 года совместно с немецким концерном по производству шин Continental и Subaru Kazakhstan реализует социальный проект "Ноль аварий" в Казахстане.
Саян Абаев