Что будет с ЛРТ в Нур-Султане? | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 266,40 Пшеница 465,40
$ 380.56 € 430.15 ₽ 6.02
Погода:
+22Нур-Султан
+32Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 266,40 Пшеница 465,40
Что будет с ЛРТ в Нур-Султане?

Что будет с ЛРТ в Нур-Султане?

Для рефинансирования проекта выпустят облигации компании.

Что будет с ЛРТ в Нур-Султане?, ЛРТ, Нур-Султан, транспорт, Общественный транспорт, инвестиции, Астана ЛРТ, облигации, Инфраструктура

5027 28 Май 2019 12:03 Автор: Майра Медеубаева

4 мая 2019 года на заседании государственной комиссии по модернизации экономики Казахстана под председательством Аскара Мамина принято решение о досрочном погашении займа Банка развития Китая и дальнейшем финансировании проекта за счет внутренних источников. Об этом сообщили в столичном акимате на официальный запрос inbusiness.kz.

По данным ведомства, на сегодняшний день объем работ, выполненных подрядчиком, составляет $313 млн. График дальнейшего финансирования строительства будет определен после привлечения внутреннего финансирования.

Напомним, компания разместила $257 млн (89 миллиардов тенге) на депозите в «Банке Астаны», которые были частью займа от Банка развития Китая. До ликвидации банка «Астана ЛРТ» переуступила права требования фонду проблемных кредитов Министерства финансов, который сейчас является оператором по данным средствам. В настоящее время возвращено лишь 3,4 млрд тенге, что составляет менее 1% от общей суммы. Как ранее отмечал первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов, компания «Астана ЛРТ» вернет данные $257 млн в течение трех лет.

Кроме того, в связи с решением о досрочном погашении займа государство должно выплатить китайской стороне еще порядка $257 млн, хранившихся на депозите «Банка Астаны». Средства от ФПК не могут быть получены в одночасье, они будут полностью выплачены лишь через три года. Соответственно, вырастет давление на курс тенге, поскольку операция потребует чистой покупки иностранной валюты. В целом власти не до конца раскрывают схему рефинансирования долга и конвертации самого долга.

В сухом остатке общественность страны не знает всех причин, почему казахстанской стороной было принято решение финансировать проект из внутренних источников. Одной из причин приостановления выделения средств финансист Расул Рысмамбетов называет возможное увеличение стоимости или процентной ставки по проекту китайской стороной. Как известно, заем был предоставлен в долларах США по ставке LIBOR плюс 2,5% сроком на 20 лет, начиная с 2015 года.

По данным Министерства финансов, «Астана ЛРТ» планирует выпустить облигационные займы на внутреннем рынке под государственную гарантию. Срок и ставка облигаций прорабатываются. Обсуждается вопрос приобретения данных облигаций казахстанскими банками. Однако вопрос, насколько данные облигации интересны БВУ и есть ли у них свободные средства для их покупк, также остается открытым.

«Вопрос выделения средств из ЕНПФ и Национального фонда банкам для приобретения облигаций не рассматривается», – говорится в ответе акимата.

По данным местного госоргана, «в случае прекращения финансирования китайской стороной подрядчик меняться не будет». Учитывая, что китайский консорциум оценил строительство объекта почти в $2 млрд, что в разы выше строительства аналогичных объектов в мировой практике, о чем мы писали здесь, возможно, имеет смысл сменить подрядчиков.

Цена прозрачности

Напомним, общая стоимость проекта составляет $1,9 млрд, из которых $1,6 млрд (608 млрд тенге по курсу 380 тенге/доллар) – заем Банка развития Китая, оставшаяся часть – средства республиканского бюджета. Для рефинансирования данного проекта у казахстанского Правительства есть два варианта – выпуск гособлигаций или выпуск частных облигаций «Астана ЛРТ». Первая процедура подразумевает одобрение бюджетной комиссией, Парламентом и увеличение имеющегося дефицита бюджета в 700 млрд тенге почти в два раза – на 608 млрд тенге.

Второй вариант позволяет избежать бюджетных процедур, связанных с согласованием и одобрением. Возможно, поэтому Правительство Казахстана планирует пойти по второму пути – выпуск частных облигаций под госгарантию. Однако этот вариант не решает главной проблемы – перерасхода средств на строительство, чем проект и вызвал критику общественности. Как мы писали ранее, рентабельность проекта также под вопросом.

По словам эксперта Мурата Темирханова, корпоративные облигации «Астана ЛРТ», выпущенные под госгарантию, по своей сути, считаются государственными ценными бумагами.

«Поэтому если процентная ставка по таким облигациям будет рыночной, то их с удовольствием купят как банки, так и другие участники фондового рынка. По моему мнению, для полной прозрачности и полноценности государственных затрат и бюджета гарантирование облигаций «Астана ЛРТ» должно проходить через республиканский бюджет и Парламент. В идеале Правительство должно было профинансировать этот проект из госбюджета, и если денег в бюджете недостаточно, то оно должно было занять их на рынке. По моему мнению, Правительство решило пойти по пути выпуска своей гарантии, чтобы избежать полной подотчётности государственного финансирования данного проекта», – считает экономист Мурат Темирханов.

По мнению аналитиков Halyk Finance, «банкам и другим инвесторам данные облигации могут быть интересны при ценообразовании на рыночных условиях по ставкам не ниже 10-11% в тенге при наличии госгарантий».

Рассмотрим оба варианта выпуска облигаций. К примеру, апрельские торги ГЦБ со сроком погашения 13, 18 и 20 лет были куплены с коридором доходности 8,62%-8,76%. Если экстраполировать условия финансирования, то процентные платежи по такому долгу могли бы составить 53,3 млрд тенге в год.

Не трудно посчитать, что интерес банков к «бумагам» ТОО «Астана ЛРТ» подогрет премией к суверенным заимствованиям. Срок предстоящего выпуска чиновниками не называется. Однако если предположить, что это будет аналогично предыдущему в 20 лет, то переплата по процентам на 20-летнем горизонте составит, по грубым оценкам, от 150 млрд до 272 млрд тенге.

Понятно, что более высокий процент по обязательствам ТОО «Астана ЛРТ» актуализирует вопрос экономической состоятельности проекта, который должен как минимум быть рентабельным для обслуживания долговых обязательств. В противном случае властям есть смысл еще раз рассмотреть все возможности в части оптимизации расходов по финансированию. Ведь есть высокий риск того, что эти обязательства спустя некоторое время лягут новым бременем на плечи налогоплательщиков и казны.

Майра Медеубаева

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: