DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 304,04 Brent 36,55
Что будет с ЛРТ в Нур-Султане?

Что будет с ЛРТ в Нур-Султане?

Для рефинансирования проекта выпустят облигации компании.

28 Май 2019 12:03 8051

Что будет с ЛРТ в Нур-Султане?

Автор:

Майра Медеубаева

4 мая 2019 года на заседании государственной комиссии по модернизации экономики Казахстана под председательством Аскара Мамина принято решение о досрочном погашении займа Банка развития Китая и дальнейшем финансировании проекта за счет внутренних источников. Об этом сообщили в столичном акимате на официальный запрос inbusiness.kz.

По данным ведомства, на сегодняшний день объем работ, выполненных подрядчиком, составляет $313 млн. График дальнейшего финансирования строительства будет определен после привлечения внутреннего финансирования.

Напомним, компания разместила $257 млн (89 миллиардов тенге) на депозите в «Банке Астаны», которые были частью займа от Банка развития Китая. До ликвидации банка «Астана ЛРТ» переуступила права требования фонду проблемных кредитов Министерства финансов, который сейчас является оператором по данным средствам. В настоящее время возвращено лишь 3,4 млрд тенге, что составляет менее 1% от общей суммы. Как ранее отмечал первый вице-министр финансов Берик Шолпанкулов, компания «Астана ЛРТ» вернет данные $257 млн в течение трех лет.

Кроме того, в связи с решением о досрочном погашении займа государство должно выплатить китайской стороне еще порядка $257 млн, хранившихся на депозите «Банка Астаны». Средства от ФПК не могут быть получены в одночасье, они будут полностью выплачены лишь через три года. Соответственно, вырастет давление на курс тенге, поскольку операция потребует чистой покупки иностранной валюты. В целом власти не до конца раскрывают схему рефинансирования долга и конвертации самого долга.

В сухом остатке общественность страны не знает всех причин, почему казахстанской стороной было принято решение финансировать проект из внутренних источников. Одной из причин приостановления выделения средств финансист Расул Рысмамбетов называет возможное увеличение стоимости или процентной ставки по проекту китайской стороной. Как известно, заем был предоставлен в долларах США по ставке LIBOR плюс 2,5% сроком на 20 лет, начиная с 2015 года.

По данным Министерства финансов, «Астана ЛРТ» планирует выпустить облигационные займы на внутреннем рынке под государственную гарантию. Срок и ставка облигаций прорабатываются. Обсуждается вопрос приобретения данных облигаций казахстанскими банками. Однако вопрос, насколько данные облигации интересны БВУ и есть ли у них свободные средства для их покупк, также остается открытым.

«Вопрос выделения средств из ЕНПФ и Национального фонда банкам для приобретения облигаций не рассматривается», – говорится в ответе акимата.

По данным местного госоргана, «в случае прекращения финансирования китайской стороной подрядчик меняться не будет». Учитывая, что китайский консорциум оценил строительство объекта почти в $2 млрд, что в разы выше строительства аналогичных объектов в мировой практике, о чем мы писали здесь, возможно, имеет смысл сменить подрядчиков.

Цена прозрачности

Напомним, общая стоимость проекта составляет $1,9 млрд, из которых $1,6 млрд (608 млрд тенге по курсу 380 тенге/доллар) – заем Банка развития Китая, оставшаяся часть – средства республиканского бюджета. Для рефинансирования данного проекта у казахстанского Правительства есть два варианта – выпуск гособлигаций или выпуск частных облигаций «Астана ЛРТ». Первая процедура подразумевает одобрение бюджетной комиссией, Парламентом и увеличение имеющегося дефицита бюджета в 700 млрд тенге почти в два раза – на 608 млрд тенге.

Второй вариант позволяет избежать бюджетных процедур, связанных с согласованием и одобрением. Возможно, поэтому Правительство Казахстана планирует пойти по второму пути – выпуск частных облигаций под госгарантию. Однако этот вариант не решает главной проблемы – перерасхода средств на строительство, чем проект и вызвал критику общественности. Как мы писали ранее, рентабельность проекта также под вопросом.

По словам эксперта Мурата Темирханова, корпоративные облигации «Астана ЛРТ», выпущенные под госгарантию, по своей сути, считаются государственными ценными бумагами.

«Поэтому если процентная ставка по таким облигациям будет рыночной, то их с удовольствием купят как банки, так и другие участники фондового рынка. По моему мнению, для полной прозрачности и полноценности государственных затрат и бюджета гарантирование облигаций «Астана ЛРТ» должно проходить через республиканский бюджет и Парламент. В идеале Правительство должно было профинансировать этот проект из госбюджета, и если денег в бюджете недостаточно, то оно должно было занять их на рынке. По моему мнению, Правительство решило пойти по пути выпуска своей гарантии, чтобы избежать полной подотчётности государственного финансирования данного проекта», – считает экономист Мурат Темирханов.

По мнению аналитиков Halyk Finance, «банкам и другим инвесторам данные облигации могут быть интересны при ценообразовании на рыночных условиях по ставкам не ниже 10-11% в тенге при наличии госгарантий».

Рассмотрим оба варианта выпуска облигаций. К примеру, апрельские торги ГЦБ со сроком погашения 13, 18 и 20 лет были куплены с коридором доходности 8,62%-8,76%. Если экстраполировать условия финансирования, то процентные платежи по такому долгу могли бы составить 53,3 млрд тенге в год.

Не трудно посчитать, что интерес банков к «бумагам» ТОО «Астана ЛРТ» подогрет премией к суверенным заимствованиям. Срок предстоящего выпуска чиновниками не называется. Однако если предположить, что это будет аналогично предыдущему в 20 лет, то переплата по процентам на 20-летнем горизонте составит, по грубым оценкам, от 150 млрд до 272 млрд тенге.

Понятно, что более высокий процент по обязательствам ТОО «Астана ЛРТ» актуализирует вопрос экономической состоятельности проекта, который должен как минимум быть рентабельным для обслуживания долговых обязательств. В противном случае властям есть смысл еще раз рассмотреть все возможности в части оптимизации расходов по финансированию. Ведь есть высокий риск того, что эти обязательства спустя некоторое время лягут новым бременем на плечи налогоплательщиков и казны.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Как помочь общественному транспорту справиться с пандемией?

О трудностях, с которыми придется столкнуться в посткарантинный период, перевозчики рассказали на встрече с председателем президиума НПП РК «Атамекен» Тимуром Кулибаевым.

27 Май 2020 09:27 349

Как помочь общественному транспорту справиться с пандемией?

Фото: Серикжан Ковланбаев

В Казахстане в связи с введением режима ЧП приостановлены международные перевозки пассажиров и багажа всеми видами автомобильного транспорта с КНР, Россией, Кыргызстаном, Узбекистаном и Монголией, в том числе 117 регулярных маршрутов, а также транзитные пассажирские перевозки.

Также во время ЧП приостановлены городские и пригородные перевозки пассажиров в г. Нур-Султане, в г. Алматы и остальных регионах перевозки пассажиров были ограничены (временное ограничение, снижение частоты движения, а также перевозка пассажиров только по сидячим местам).

«Закрытие маршрутов общественных пассажирских перевозок на период карантина с учетом запрета международных, междугородних, городских, внутриобластных маршрутов предприятия общественного пассажирского транспорта понесли потери доходов. Доходы упали на 40%. Предприятия общественного пассажирского транспорта оказались в такой же ситуации, как другие закрытые виды деятельности (общепит, ТРЦ, ТД, рынки)», – сказал в ходе встречи директор ТОО «Западно-Казахстанский автобусный парк» Марат Абдрахманов.

Выход из сложившейся экономической ситуации предприниматели видят в получении введенных антикризисных налоговых преференций, также обеспечении акиматами выплат субсидий компаниям, осуществляющим социально-значимые перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах.

На 2020 год местные исполнительные органы регионов утвердили объем субсидирования в размере 36 млрд тенге, по плану сумма составляла 71 млрд тенге. При этом субсидирование не предусмотрено в Алматинской, Актюбинской, Костанайской и Мангистауской областях, транспортные компании находятся на грани закрытия. В остальных регионах, несмотря на снижение пассажиропотока, автобусные компании осуществляли перевозки пассажиров по установленным маршрутам, объем субсидирования остался на прежнем уровне.

«Нам необходимо получить субсидирование. На сегодня загрузка транспорта компании составляет 50%, или 38 маршрутных автобусов, ежедневная выручка едва перекрывает расходы на обслуживание и содержание транспорта, приобретение топлива, а также фонд оплаты труда. Наша компания работает более 22 лет, в штате у меня работает 180 водителей, 21 кондуктор, которых в связи с остановкой общественного транспорта мы были вынуждены отправить в отпуска без содержания. Часть затрат мы смогли компенсировать за счет социальной выплаты по потере дохода в размере 42 500 тенге», – говорит генеральный директор ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асия Шаримова.

С объявлением ЧП в городах заметно снизился пассажиропоток. Например, в Алматы пассажиропоток снизился в 10 раз (с 1,4 млн до 140 тысяч человек в день). На городских и пригородных маршрутах задействовано 12,5 тысячи автобусов и работают более 60 тысяч человек.

В этом году «Атамекеном» совместно с бизнесом и госорганами был разработан комплекс мер по развитию городских пассажирских перевозок на автомобильном транспорте.

«Разработка комплексных мер началась после поручения главы государства по итогам расширенного заседания правительства РК от 24 января. Комплексный план направлен на обеспечение стабильности пассажирских перевозок, его утверждение планируется в мае-июне 2020 года», – рассказал директор департамента логистики и перевозок Мурат Амрин.

Комплексный план предусматривает пять направлений:

  • пересмотр стоимости проезда пассажиров на городских маршрутах;
  • определение перечня социально значимых городских маршрутов;
  • обеспечение полноценного субсидирования городских маршрутов;
  • совершенствование законодательства в сфере пассажирских перевозок;
  • внедрение электронного билетирования и диспетчеризации.

Также Нацпалата инициировала в проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и совершенствования инвестиционного климата» предложение по освобождению деятельности пассажирских перевозок по социально значимым маршрутам от уплаты НДС, что позволит снизить налоговую нагрузку на перевозчиков.

Карантинный транспортный коллапс

Проблемы авиа-, авто- и ж/д транспорта в Казахстане из-за введения ЧП.

10 Апрель 2020 16:15 2280

Карантинный транспортный коллапс

Фото: zakon.kz

Какие проблемы испытывает авиа-, авто- и железнодорожный транспорт в Казахстане. Сегодня на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» под председательством зампреда НПП Евгения Больгерта состоялось обсуждение ситуации в транспорте в период режима ЧП и мер по поддержке рынка.

Пассажиропоток на автотранспорте упал в 10 раз

Автомобильный транспорт в части пассажирских перевозок выполняет задачи по передвижению граждан. Как рассказал гендиректор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев, из-за ограничивающих мер пассажиропоток по всем регионам в среднем упал в 10 раз. Перевозчики жалуются на сложившуюся тяжелую ситуацию, и особенно в регионах, в которых перевозки не субсидируются.

«Финансовое состояние предприятий неудовлетворительное. Мы не сможем покупать топливо, обеспечивать ремонт техники. Начнутся срывы маршрутов. Поэтому мы ставим вопрос о необходимости распоряжения правительства, чтобы местные исполнительные органы возмещали расходы предприятий по топливу и заработной плате водителей. Затем мы хотели попросить, чтобы на этот год предприятия автотранспорта освободили от налога на транспорт и фонд оплаты труда», – сообщил Сабит Аманбаев.

По его данным, несмотря за запрет применения штрафных санкций, банки звонят и требуют оплачивать займы. В этой связи перевозчики просят о введении официального запрета на штрафные санкции по всем видам займов.

«По вопросам возмещения прямых расходов на топливо и заработную плату каждый акимат должен сам просчитать, потому что ситуация ежедневно меняется. То мы добавляем технику по заданиям акимата, то уменьшаем количество графика», – отметил глава Союза автотранспортников.

По его словам, в Алматы с 16 марта по 31 марта затраты перевозчиков составили 1 млрд тенге, а доходность от реализации билетов составила 500 млн. Таким образом, убытки оцениваются в сумме полмиллиарда тенге. Идет взаимодействие с акиматом Алматы, который планирует возместить стоимость топлива.

«Так же должны взаимодействовать и во всех других регионах. Расчеты мы представим в скором времени», – резюмировал Аманбаев.

Доходы авиакомпаний и аэропортов рухнули на 95-97%

С 29 марта 2020 года практически приостановлены все пассажирские рейсы среди аэропортов Казахстана, как внутренние, так и международные. Осуществляются только транзитные, грузовые и ряд гуманитарных рейсов, которые выполняются по особым разрешениям. Доходы авиакомпаний и аэропортов снизились практически на 95-97%. Об этом в ходе обсуждений рассказал исполнительный директор АО «Международный аэропорт Нур-Султан Назарбаев», председатель подкомитета по гражданской авиации комитета логистики и перевозок НПП «Атамекен» Даулет Хамзин.

По его данным, некоторые региональные аэропорты практически остались без доходов. Доходы, связанные с не авиационной деятельностью, также в связи с закрытием терминалов аэропортов практически были сведены к нулю.

«В такой ситуации ясно, что авиапредприятия республики не смогут самостоятельно преодолеть кризис и необходимы меры господдержки, чтобы восстановить отрасль после снятия карантинных мероприятий», – сообщил Даулет Хамзин.

Он напомнил, что 26 марта было направлено совместное обращение от аэропортов Казахстана в канцелярию премьер-министра. Они касаются как освобождения, так и предоставления отсрочки уплаты налогов по разным видам налогов, начиная с налога на имущество, налога на транспорт, налога на землю, платы за использование гособъектов. Второй пункт – это предоставление налоговых каникул на налоги, начисляемые по фонду оплаты труда, социальные отчисления и выплаты в Фонд медицинского страхования. Также были просьбы от аэропортов, по крайней мере, тех, которые активно обслуживают международные рейсы и рейсы иностранных перевозчиков, произвести полный возврат невозмещенного НДС за 2019-2020 годы, который с трудом получают практически все аэропорты.

«Учитывая, что аэропорты – это субъекты естественной монополии и постоянно сдают отчеты в КРЕМ, естественно, необходимо предусмотреть отсрочку по исполнению всех инвестиционных программ, которые вкладываются в регулируемые тарифы, и освободить от штрафов и других видов наказаний за неисполнение этих инвестиционных программ в 2020 году. Так как все инвестиционные проекты практически во всех аэропортах были приостановлены», – отметил Даулет Хамзин.

Также, по его словам, есть проблемы, связанные с приобретением ГСМ и их стоимостью в условиях резкого падения цен на нефть. Тренд по снижению стоимости авиакеросина в Казахстане наметился, но, тем не менее, средняя оптовая стоимость поставок процентов на 30 выше, чем среднерыночная стоимость в Европе и других частях мира.

«То есть наши ресурсодержатели и давальцы не такими темпами снижают стоимость керосина, как идет во всем мире. И опять возникает ситуация, когда в Казахстане авиакеросин становится самым дорогим в мире. Чтобы как-то поддержать авиаперевозчиков, которые, надеюсь, возобновят работу после снятия карантинных мероприятий, мы вышли с предложением рассмотреть покрытие части затрат авиакомпаний на аэропортовые услуги за счет государства. Таким образом, аэропорты смогут предоставить скидки для авиаперевозчиков, чтобы те могли возобновить авиаперевозки», – подчеркивает Д. Хамзин.

По мнению и. о. директора столичного аэропорта, данный пункт является одним из самых важных, потому что позволит максимально быстро восстановить авиаперевозки, стимулировать авиаперевозчиков восстановить рейсовую инфраструктуру. Также авиаперевозчики вышли с предложениями субсидировать и компенсировать потери, которые они понесли в связи с выполнением гуманитарных рейсов, рейсов по репатриации казахстанцев из зарубежных стран, а также с вынужденным возвратом билетов в большом объеме. Для многих авиакомпаний этот денежный отток является существенным ударом. Как одно из предложений от наших авиакомпаний – ввести нулевой НДС на внутренние перевозки и обеспечить освобождение от таможенных пошлин и уплаты НДС при ввозе запасных частей для обслуживания воздушных судов.

Также Даулет Хамзин отметил проблему утечки квалифицированных кадров. По его словам, многие авиакомпании привлекают иностранных граждан.

«В связи с этим выходит с предложением упростить для иностранных граждан процедуру получения рабочих виз без выезда с территории Казахстана, так как многие из них оказались невыездными во время карантина», – озвучил проблему и. о. директора столичного аэропорта.

Также он отметил, что в части по «Казаэронавигации» предприятие просит предоставить понижающие коэффициенты до 50% на выполнение внутренних рейсов. Со стороны государства предлагается освободить от дивидендов за 2020 и 2019 год компании с госучастием. Такие как «Казаэронавигация», государственные аэропорты и так далее.

Стоимость авиакеросина мешает конкурировать с аэропортами России

В свою очередь директор авиационного маркетинга АО «Международный аэропорт Алматы» Кусаев Абдул отметил, что на сегодняшний день стоимость керосина в Казахстане не отражает реальную стоимость, которая сейчас идет на рынках.

«Нам очень мешает конкурировать с аэропортами России, у которых стоимость существенно ниже, на 10-15% дешевле, чем у нас. Соответственно, многие авиакомпании выбирают в качестве транзита аэропорты России. Наши ресурсодержатели, по идее, тоже заинтересованы в продаже керосина в больших объемах. Сейчас идет затоваривание складов. Поэтому мы бы хотели, чтобы они были более гибкими и быстрее реагировали на то, что происходит сейчас на рынке. Особенно на рынке России, и что бы цены держали на том же уровне», – подчеркнул Кусаев Абдул.

Также Даулет Хамзин отметил, что ресурсодержатели обратились в министерство энергетики и получили квоты на экспорт авиакеросина из Казахстана.

«Вместо того чтобы привести цены на авиакеросин в соответствие с мировыми трендами и дать возможность увеличить заправки в аэропортах, они пытаются вывести авиакеросин в те страны, у которых нет таких ресурсов – Таджикистан, Узбекистан, и тем самым заработать максимальную маржу. В то время как мы не можем привлечь транзитный потенциал и в достаточной степени предложить конкурентные цены для компании, которые летят через аэропорты Казахстана», – констатировал Даулет Хамзин.

По его словам, в среднем все аэропорты и авиакомпании Казахстана, по статистике, потребляют от 650 тысяч тонн за год. Учитывая огромный рост, который начался с прошлого лета в связи с вводом FlyArystan и активностью грузовых перевозок и транзитных перевозок, предполагалось, что на текущий год, если бы не карантин, потребность в керосине выросла бы до 850 тысяч тонн в год.

Прогнозное падение на 10-30% в железнодорожном транспорте

По словам председателя наблюдательных советов АНЭК и КазАПО Ильи Сегала, ситуацию анализировали в январе, когда пошла проблема от коллег по перевозкам с Китаем. По его словам, какие проблемы сегодня появились у компании: на 14% вырос курс швейцарского франка – это валюта ж/д тарифа, на 15% – валюта расчета между экспедитором и иностранным партнером. После введения 16 марта ЧП ассоциация на основании опроса и обсуждения с компаниями определила основные проблемы и сформировала основные причины их возникновения и предложения по поддержке. 8 апреля письмо направлено на имя премьер-министра Казахстана.

По данным ассоциации, до 10% вагонов стоят без работы или не могут быть отремонтированы в связи с тем, что проблемы с закупом и поставками колесных пар.

«Компания прогнозирует, что к уровню девяти месяцев прошлого года падение составит 10-30%, причем убытки на 55% связаны с введением режима ЧП и его последствиями, а остальные – от роста курса доллара и швейцарского франка. У компаний стоят проблемы по сохранению подготовленного высококвалифицированного персонала, оплате труда и возможности продолжения своей деятельности, к сожалению», – рассказал Илья Сегал.

По его словам, без господдержки национальные ж/д компании и предприятия МСБ, которые работают в сфере ж/д перевозок, не устоят в этой ситуации. По оценкам, это может ухудшить качество жизни с учетом коэффициента семейственности – более 100 тысяч человек. В качестве мер поддержки Илья Сегал озвучил налоговые каникулы, отсрочки платежей других видов налогов без начисления штрафов и пени, освобождение от налога на имущество, транспорт, землю, отсрочки выплат по банковским займам до 1 октября, рефинансирование текущих кредитов. А также введение запрета на начисление банками, кредитными и лизинговыми организациями штрафов и пени, отмена сбора на хранение порожних вагонов на эксплуатационных путях, представление скидок АО «НК «КТЖ», если будет господдержка, она тоже сможет это сделать, резюмировал председатель наблюдательного совета.

Майра Медеубаева

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: