Что нужно для улучшения бизнес-среды?

6364

Как "Атамекен" взаимодействует с бизнесом.

Что нужно для улучшения бизнес-среды?

Этот год оказался для бизнеса непростым: пандемия вскрыла все слабые места. Назрела необходимость изменить регуляторную политику, разработать новую нормативно-правовую базу для МСБ – об этом говорил в послании президент Касым-Жомарт Токаев. Предпринимательству он отвел особую роль: любое незаконное вмешательство в деятельность бизнеса, по его словам, должно рассматриваться как преступление против государства.

В этом году Национальная палата предпринимателей "Атамекен" отмечает семилетие с момента запуска. Сейчас НПП планирует отходить от классической модели палат и запускает три проекта – "Новая модель экспертизы законов", "Бизнес-петиции" и "Атамекен лента". О том, что они дадут бизнесу, рассказал руководитель аппарата НПП "Атамекен" Нуралы Букейханов.

Inbusiness.kz попросил представителей бизнес-сообщества рассказать о своем опыте взаимодействия с палатой, о том, какие отраслевые проблемы были решены и какие еще требуют решения. И в целом поделиться видением – что нужно для улучшения бизнес-среды.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов:

Считаю, что прошлый год был успешным для бизнеса. Число действующих субъектов малого и среднего бизнеса выросло на 11% и составило 1,3 млн.

Был решен ряд вопросов, которые волновали бизнес. Точнее, принят комплекс мер по совершенствованию регуляторных, контрольно-надзорных механизмов. Был внедрен механизм досудебного урегулирования споров в налоговой и таможенной сфере. Количество обращений предпринимателей в суды снизилось на 20-30%.

В период режима ЧП "Атамекен" тесно сотрудничал с бизнесом. При поддержке палаты бизнесмены смогли получить отсрочку по уплате налогов и социальных платежей, по выплате кредитов, также эксперты региональных палат совместно с местными исполнительными органами выступили в качестве медиаторов при решении споров по аренде на местах. Также был приостановлен налоговый контроль.

В контакт-центр НПП "Атамекен" (1432) только в период с января по начало сентября этого года поступило около 250 тыс. звонков (150 тыс. уникальных обращений).

Национальная палата за годы работы заслужила доверие бизнеса и показала эффективность своей работы. В настоящее время бизнесмены, обращаясь в палату предпринимателей, знают, что получат помощь и консультацию. Без преувеличения могу смело сказать, что Палата предпринимателей за столь короткий срок гармонично вписалась в систему государственного и общественного устройства Казахстана. Мы показали, как можно сделать высокоэффективную организацию.

Большие надежды были возложены и на институт бизнес-омбудсмена, которому, в свою очередь, удалось наладить работу с регионами. В прошлом году началось подписание дорожных карт с акимами областей, в которых нашли отражение региональные проблемы бизнеса. Со всеми правоохранительными органами налажено полноценное взаимодействие.

Существенные изменения внесены в процедуры регистрации сообщений об уголовных правонарушениях. В восемь раз сократилась регистрация уголовных дел в сфере экономики. Также проведен анализ контрольно-надзорных функций госорганов и анализ законодательства на предмет барьеров предпринимательской деятельности.

Были подписаны Соглашения о взаимопомощи и сотрудничестве с бизнес-омбудсменами России, Узбекистана и Грузии.

Если говорить в цифрах о работе палаты, то НПП проведена экспертиза более 33 тыс. проектов нормативных правовых актов, отклонено 495 новых требований к бизнесу, сокращено 799 требований, устранено 514 системных барьеров.

Что касается законопроектной работы, стало хорошей практикой, когда министерство национальной экономики совместно с Нацпалатой ежегодно проводит широкомасштабную работу по кардинальному улучшению предпринимательской среды.

На сегодняшний день при непосредственном участии "Атамекена" принято "8 пакетов" законодательных поправок, направленных на совершенствование регулирования предпринимательской деятельности, в том числе улучшение позиции Казахстана в международном рейтинге "Doing Business".

Кроме того, Национальная палата участвовала в работе и по другим немаловажным для бизнеса законопроектам.

Например, в работе над новым Административным процедурно-процессуальным кодексом, который вводит основополагающий подход обеспечения охраны прав и свобод, физических и юридических лиц от незаконных действий государственных органов. Возможность обжалования результатов рассмотрения жалобы в административной юстиции. Это принципиально новое ведение процесса судебными органами. Все эти и другие нововведения вступят в силу с 1 июля 2021 года.

"Атамекен" принимает активное участие в рассмотрении проекта Экологического кодекса в новой редакции. Проект разработан в рамках исполнения послания первого президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции" и предусматривает кардинальное изменение государственной политики в области охраны окружающей среды. В числе таких изменений – переход предприятий (крупных природопользователей) на комплексные экологические разрешения и внедрение наилучших доступных технологий, пересмотр подхода к оценке воздействия на окружающую среду и т.д.

Также палата приняла активное участие в рассмотрении законопроектов по вопросам защиты прав потребителей; передачи государственных функций в конкурентную среду; совершенствования процедур реабилитации и банкротства; о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, а также по другим законопроектам.

Также необходимо отметить активное участие в работе парламента, за прошедшую сессию НПП приняла участие в обсуждении по 71 законопроекту.

Регулирование "с чистого листа", о котором говорил президент в послании, предполагает кардинальный пересмотр всего массива госрегулирования путем изменения базовых подходов в регуляторной политике.

Во-первых, следует провести ревизию всех требований. А их у нас 13512, и это не считая требований, содержащихся в техрегламентах и СНиПах.

Во-вторых, следует провести ревизию отчетности. В этом направлении также имеется масса проблем: отсутствие полной прозрачности и интеграции баз данных госорганов между собой, факты дублирующего запроса одной и той же информации со стороны разных госорганов. Требуется полная автоматизация всех видов отчетов и сведений.

В-третьих, необходима реформа госконтроля. Вместе с тем, целесообразно полностью и с "чистого листа" пересмотреть систему управления рисками и проверочные листы.

В Казахстане действует два уровня риска – высокий (проверки и профконтроль с посещением) и незначительный (внеплановые проверки по жалобам). В России, например, объекты контроля разделены на шесть категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий), оценка риска проводится на основе сведений о добросовестности контролируемого лица, которое к тому же вправе подать заявление об изменении своей категории риска.

Кроме того, должен быть действенный механизм возмещения вреда, причиненного неправомерными действиями контролеров, включая и упущенную выгоду (неполученный доход).

В-четвертых, требуется проведение ревизии разрешительной системы. В настоящее время Закон РК "О разрешениях и уведомлениях" содержит 287 разрешений (в т. ч.79 – лицензий, 208 – разрешений второй категории).

Важен вопрос внедрения рейтинга клиентоориентированности госорганов. Должна быть третья независимая сторона, которая будет давать объективную оценку работе госорганов (доступность информации для бизнеса, состояние сайтов, оказание госуслуг и др.).

Председатель совета Ассоциации субъектов управления сервиса и энергосервиса в жилищной сфере "Шанырак" Сакен Махамбетов:

Наша ассоциация работает с "Атамекеном" с 2017 года. Практически по всем вопросам мы находили понимание и поддержку. Я бы особо отметил департамент строительства и земельных отношений и комитет строительства и ЖКХ палаты. Работа слаженная, не без шероховатостей, но они больше, скажем так, процедурного характера и возникают в силу того, что "Атамекен" выступает в роли посредника между государством и бизнесом. Действия чиновников не всегда понятны, поэтому палате приходится брать ответственность на себя.

У нас есть международные проекты. Например, НПП на уровне посольств помогла нам организовать встречу с партнерами из Германии. Далее мы подписали трехсторонний меморандум, и в его рамках палата предоставляла нам помещения и площадки для переговоров не только в столице, но и в регионах. Организация видеоконференцсвязи тоже дорогого стоит. Это существенная помощь в плане ресурсов.

Если говорить о том, какие внутриотраслевые вопросы нам помогли решить, то нужно отметить, что проблемы в отрасли больше связаны с самими участниками рынка. Не буду сейчас говорить про сферу строительства, но в сфере ЖКХ рынок не сформирован, он остался как наследство от Советского Союза. "Атамекен" помогал нам выстраивать бизнес-модели, с обучением руководителей органов управления, переводом на рыночные отношения, привлекал тренеров, экспертов. Многие вещи само сообщество не смогло бы сделать или делало бы их очень долго. Палата помогла с переводом нашей сферы в коммерческую плоскость.

Палата нам помогла и с исключением ненужных процедур в сфере обслуживания и эксплуатации домов, при регистрации кондоминиума, проведении ремонтных работ, связанных с эксплуатацией здания и т. д. "Атамекен" участвовал в рабочих группах, давал предложения, через палату было проще достучаться до чиновников, которые разрабатывают нормативно-правовые акты.

С участием НПП наша ассоциация разработала отраслевые рамки квалификации, профстандарты отрасли. "Атамекен" обеспечивал нам площадку и помощь экспертов, которые наводили мосты с чиновниками различных министерств. И это делалось достаточно оперативно.

Сейчас в обществе сложилось понимание, что предприниматели – это особая "каста", им нужна возможность для реализации, и ее должно предоставить государство, а дальше бизнес сделает сам. Новому бизнесу нужно понимать, в каких сферах он может приложить свои усилия, чтобы получить прибыль и чтобы это способствовало росту региона или отрасли, в зависимости от того, на что он нацелен. Хотелось бы, чтобы госорганы совместно с бизнесом определили такие направления, просчитали их с точки зрения рисков. Здесь как раз элементы планирования, о чем заявил президент, сыграли бы свою роль (Касым-Жомарт Токаев поручил создать агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением главе государства. – Ред.). Это опыт развитых стран, которые не отказались от планирования, но рыночные механизмы используют полностью.

Для устоявшегося бизнеса самое главное – рынки сбыта. Необходимо расширение их, например, в Россию или другие страны ЕАЭС, в страны, которые являются традиционными партнерами Казахстана. Прежде всего – для несырьевой продукции. В продвижении наших товаров большую роль должно сыграть само правительство и также "Атамекен". Мы видим, что в какой-то степени это происходит, но в то же время присутствие российского бизнеса на нашем рынке более заметно, чем присутствие нашего бизнеса – на российском. Если этот дисбаланс будет устранен за счет совместной работы, то это поможет нашему бизнесу развиваться.

Нужны изменения и в части налогов и соцвыплат. Налоговый кодекс был достаточно прогрессивным для своего времени. Но к настоящему времени некоторые нормы устарели, и их нужно принципиально менять. Наверное, об этом и говорил президент: нужно менять подходы, сам смысл, содержание этих норм. Возможно, нужно принятие нового кодекса, чтобы он был более понятный, и практика его применения не забирала столько ресурсов, как сейчас.

Исполнительный директор Национальной ассоциации проектировщиков РК, почетный строитель Республики Казахстан Мюаш Бисарова:

До того, как была создана палата, существовал союз "Атамекен", и мы тогда уже знали, что такая площадка нужна для бизнеса. Наша ассоциация, которой в этом году исполняется 10 лет, аккредитована в НПП с 2013 года. Поясню, что мы занимаемся развитием проектно-изыскательской деятельности.

"Атамекен" за семь лет стал связующим звеном между бизнесом и властью, одна из задач – представление и защита интересов субъектов предпринимательства. Совместными с Нацпалатой усилиями мы проработали очень важные для отрасли проблемы.

Например, нам удалось добиться пересмотра стоимости авторского надзора в строительстве, который ведут проектировщики. Расценки не пересматривались с советских времен. В 2018 году стоимость этой инжиниринговой услуги была увеличена с 0,1-0,2% более чем в 10 раз.

С помощью НПП мы установили порог демпинга. Стоимость объекта рассчитывается не от головы, а по установленным нормам и расценкам. Раньше недобросовестные участники необоснованно снижали цены. Если объект стоил, условно, 10 млн тенге, они демпинговали на 50-60%, доходило и до 70-72%. Из-за этого уважаемые проектировщики, профессионалы оставались без заказов. Совместно с "Атамекеном" мы установили порог демпинга с 2019 года: 15% – для проектирования, 10% – для строительства.

Также очень важный вопрос – коллизии и разночтения в действующих НПА и нормативно-технических документах. Для проектировщиков критически важно, чтобы их не было, потому проектирование – первый этап работы над проектом, а экспертиза, строительство и эксплуатация идут следом. Когда проект проходит экспертизу, проверка осуществляется и по СанПиНам, и по строительным нормам. Если возникает коллизия, кто будет отвечать и переделывать проектно-сметную документацию?

Буквально недавно наши предложения были приняты, и СанПиН вышел с нашими поправками. У НПП есть статус, сегодня ни один закон, нормативно-правовой акт или нормативно-технический документ без согласования с палатой не утверждается. В профильных ассоциациях работают профессионалы, и благодаря участию "Атамекена" с нашими предложениями считаются.

Также мы предлагаем пересмотреть содержание типовых договоров по госзакупкам на проектирование. Сейчас, согласно законодательству, проектировщик по договору обязуется разработать качественную проектно-сметную документацию в соответствии с действующим нормативом, заказчик – принять и оплатить. Но каким именно образом оплатить – четкий порядок не прописан. Сегодня есть заказчики, которые не оплачивают до полного исполнения, а проект считается завершенным только после проведения экспертизы. Получается, проектировщики работают бесплатно.

Поэтому на площадке НПП мы поднимаем вопрос, чтобы оплата осуществлялась в три этапа: 30% – аванс по фактически выполненному объему работ, 65% – когда проект будет сделан, 8% (5% на экспертизу и есть еще 3% банковское обеспечение) – после положительного заключения экспертизы.

Заказчик обязуется передать задание на проектирование с сопутствующими исходными данными, прежде чем заключить договор с проектировщиком. На практике, к сожалению, по-другому. Мы предлагаем, чтобы в правилах осуществления госзакупок начало проектирования указывалось со дня предоставления всех исходных материалов заказчиком, чтобы заказчики знали, что пока они нам не дают все, мы не начинаем проектирование. Потому что иначе проектировщик может быть записан в число недобросовестных. Если он выигрывает конкурс, то должен в течение 10 дней заключить договор, но как заключать договор, если заказчик не предоставляет материалы? Если же в течение 10 дней договор не заключен, то проектировщика признают недобросовестным. Мы вынуждены заключать договор, чтобы это избежать. Надеемся, нам удастся решить эту проблему.

И также надеемся, что проектирование включат в число отраслей, наиболее пострадавших от пандемии.

Елена Тумашова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться