RU KZ
Дайте чистый воздух: власть Алматы не может справиться со смогом

Дайте чистый воздух: власть Алматы не может справиться со смогом

08:07 25 Декабрь 2020 11195

Дайте чистый воздух: власть Алматы не может справиться со смогом

Автор:

Катерина Клеменкова

Фото: группа Facebook «Дежурный по городу»

В Сети запущен флешмоб «Смог убивает» – алматинцы фотографируют серый едкий дым, окутавший город, и выкладывают снимки в Интернет. Их цель – обратить внимание на истинный масштаб катастрофы.

Город в дыму

Над городом – черный смог. Грязный удушливый «колпак» содержит наиболее опасные для человека газы и может стать причиной тяжелых заболеваний, таких как болезни сердца, инсульт и рак легких… Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев заявил, что город имеет план для улучшения качества воздуха и сокращения вредных выбросов. Но ситуация развивается по худшему сценарию.

Условно борьба властей города с грязным воздухом направлена на три источника загрязнения: угольную теплоэлектроцентраль (а точнее, ТЭЦ-2), частный сектор (который углем, дровами, резиной топит дома и жжет во дворах мусор) и автомобильные выхлопы. Чтобы улучшить городской воздух, акимат планирует посадить миллион деревьев, но при этом предпочитает не брать во внимание уплотняющуюся застройку и строго не следит качеством автомобильного топлива.

Inbusiness.kz присмотрелся к подробностям плана акимата по спасению экологии города и попытался понять, почему этот план не приносит желаемых результатов.

Jasyl Almaty

Первоначально местные власти приняли очень простое решение – посадить деревья. Спустя всего два месяца после своего назначения аким Бакытжан Сагинтаев объявил о проекте Jasyl Almaty – в течение трех лет аким планирует посадить в городе миллион деревьев.

Эффективность этой меры вызывает у экоактивистов и экологов сомнения. И дело не только в том, что первая же масштабная акция по посадке 40 тысяч саженцев яблони Сиверса на обугленном склоне горы Кок-Тобе обернулась скандалом (напомним, акимат привлек 500 человек, чтобы за один день посадить молодые деревья, а спустя день после мероприятия, экоактивистка Светлана Спатарь обнаружила на склоне брошенные пакеты с невысаженными саженцами, лопаты и засыхающие луковицы тюльпанов).

Несмотря на меры, принимаемые в рамках проекта Jasyl Almaty, воздух в городе чище не становится. Во время декабрьской отчетной пресс-конференции Сагинтаев сказал, что в 2020 году посажено 250 тысяч деревьев, в прошлом, 2019-м, посадили 135 тысяч. Но 400 тысяч молодых деревьев не развеяли густую дымку над городом. Ситуация со смогом остается стабильно плохой.

Между тем молодой ученый, эколог-исследователь Айымгуль Керимрай на своей странице в Facebook написала, что «посадка деревьев неэффективна для снижения загрязняющих веществ в воздухе. Деревья, безусловно, городу нужны, но не нужно называть это мерой для очистки воздуха».

Результаты научных работ Vos et al. (2013) показали, что «деревья обеспечивают тень, поглощают и хранят углекислый газ, снижают температуру, влияют на шумовые помехи, обогащают городское биоразнообразие, имеют эстетическую и эмоциональную ценность». Но деревья не могут поглотить все опасные загрязняющие газы, как они это делают с углекислым, и на выходе дать чистый, обеззараженный, насыщенный кислородом воздух, равномерно распределив его по всему городу. Если зеленые насаждения и снижают O3 (озон), NOx (оксиды азота), SO2 (сернистый газ) и PM2.5 (тонкодисперсные частицы), то только, как показали исследования, путем сухого осаждения аэрозолей.

В этой связи интересно еще одно исследование на тему посадки лесов.

«Леса снижают скорость приземного ветра, поэтому стоит вопрос о том, помогает ли высадка леса в борьбе с загрязнением воздуха», – таков основной вывод исследования Long et al (2018). Суть исследования состояла в том, чтобы оценить влияние посадки леса на загрязнение воздуха в регионе Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй. Для борьбы с засухой и затоплениями с 2001 года на северо-западе от региона Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй увеличили лесные массивы. Ученые Long et al подсчитали, что в период с 2001 по 2013 г. территория лесов увеличилась на 7.2%, а в окрестностях Пекина расширение лесов достигло 14,9%. Но расчеты показали, что увеличение площади и высоты лесов уменьшили скорость ветра с северо-запада или с севера на западную и северо-западную часть региона примерно на 0,3-1,5 м/с, что в некоторой степени ухудшило задымление воздуха, а концентрацию PM2.5 повысило примерно на 6%.

Иными словами, как показали исследования, бездумно сажая леса, можно и навредить, особенно учитывая тот факт, что Алматы находится в котловине, здесь часто безветренно, город почти не продувается. Впрочем, как подметила Светлана Спатарь, молодых лесов из сотен тысяч деревьев в Алматы пока никто не заметил.

«Вроде бы амбициозная идея – посадить миллион деревьев в городе, она вроде бы хорошая, и мы все должны ее поддерживать, но что мы видим? В отчете сказано, что в прошлом году было посажено 135 тысяч деревьев. То есть мы уже должны жить в зеленом красивом городе. Где эти деревья?» – задала интересный вопрос экоактивистка во время обсуждения за круглым столом экологической обстановки в Алматы и прав человека.

Осторожно, ТЭЦ -2

Между тем к главным своим заслугам в области экологии акимат относит решение о переводе ТЭЦ-2 на газ.

«Влияние ТЭЦ-2 через объемы валовых выбросов, поступающих в атмосферу города, составляет, по разным оценкам, от 13% до 27%. Зона влияния выбросов станции при неблагоприятных метеоусловиях составляет по разным веществам порядка 15-17 км. При переводе ТЭЦ-2 на газ выбросы снизятся в 5,5 раза», – такие цифры приводит АО «Самрук-Энерго», главный энергохолдинг Казахстана, в чью структуру входит и ТЭЦ-2.

Аким Алматы цифру снижения вредных выбросов округлил в большую сторону: «В результате модернизации и перевода ТЭЦ-2 на природный газ выбросы сократятся с 38 тысяч до 6,8 тысячи тонн. Доля вредных выбросов в атмосферу снизится в шесть раз», – сказал Сагинтаев во время пресс-конференции по итогам 2020 года.

Но обратная сторона перевода ТЭЦ на газ в том, что расчетный тариф на тепловую энергию для потребителей увеличится на 20-25%. Об этом население информируют не очень активно.

Между тем ежегодно на Алматинской ТЭЦ-2 сжигается 2 млн тонн угля и образуется около 1 млн тонн золы. Эти цифры говорят о том, что используется уголь предельно низкого качества, с высокой зольностью (50% зольности – хуже уже быть не может). Полностью перевести теплоэлектроцентраль с угольного топлива на газ планируется только к 2025 году. До этого времени ТЭЦ будет продолжать использовать низкокачественный уголь, а алматинцы дышать грязным воздухом. К слову, в Казахстане для угольных станций допустимые выбросы вредных веществ в разы превышают предельные значения для стран ЕС. 

Лот за 331 млн тенге

Автотранспорт тоже влияет на экологию города не лучшим образом. По мнению акимата, даже больше, чем ТЭЦ, работающая на плохом угле. Официально цифры звучат так: ежегодно в атмосферу города выбрасывается 123 тысячи тонн вредных веществ, основная доля которых приходится на транспорт (выбросы ТЭЦ-2, согласно официальным данным, составляют 30% от общего объема). По статистике, предоставленной акиматом, за последние 10 лет число автомобилей в Алматы выросло более чем на 20% – по городу разъезжает порядка 800 тысяч авто.

Из этих 800 тысяч авто, как считают эксперты, 2/3 не соответствует экологическим критериям Евро-4 и по западным меркам уже давно были бы отправлены на утилизацию. Старые модели автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, работающие без новейших фильтров выхлопных газов, способствуют высокому уровню токсичного газообразного оксида азота и твердых частиц, которые являются наиболее опасной формой загрязнения воздуха.

Чтобы как-то снизить выбросы от автомобилей, у акимата есть план из 12 пунктов:

  • установка на 17 блокпостах на въезде в город оборудования и персонала для экологического контроля всех видов авто- и мототранспорта;
  • запуск мобильных патрулей для проведения замеров выхлопных газов автотранспорта, передвигающегося по городу;
  • независимый мониторинг качества топлива, реализуемого через АЗС;
  • поэтапное ограничение движения грузового транспорта в дневное время с определением транзитной схемы проезда, без права въезда в центральную часть города;
  • поэтапный перевод всей грузовой логистики на ночное время суток;
  • увеличение количества выделенных полос для общественного транспорта;
  • улучшение и расширение дорожной инфраструктуры для велосипедистов, самокатчиков и других альтернативных видов транспорта;
  • увеличение и расширение инфраструктуры пешеходных тротуаров с озеленением;
  • территориальное зонирование города с частичным и полным запретом автотранспорта;
  • внедрение и поощрение всех видов коллективной доставки работников (корпоративная развозка); модернизация автотехосмотра путем полного запрета допуска на улицы города технически неисправных автомобилей;
  • полный перевод городского общественного и коммунального транспорта на экологически чистые виды топлива, обновление городского парка общественного транспорта на 1000 единиц.

Эффективность этих мер также вызывает сомнения.

Дело в том, что согласно экологическим стандартам, то есть санитарным нормам, действующим в стране еще с советских времен, стоянка автомобиля ближе десяти метров к жилым домам, границам земельных участков общеобразовательных школ, интернатов, дошкольных и лечебных учреждений запрещается. Если машин больше десятка (но меньше 50), то расстояние должно быть увеличено до 15 метров.

Но водители в большинстве своем просто игнорируют запрет. Машины паркуются чуть ли не впритык к школьным заборам, больницам и жилым домам. Та же ситуация и с прогревом автомобилей во дворах. Согласно пункту 12 ПДД РК, стоянка автомобиля в населенных пунктах с работающим двигателем запрещается, если это создает неудобства жителям. Об этом пункте ПДД автовладельцы вообще как будто не знают. Причина в том, что полицейские лояльно относятся к нарушителям – они закрывают глаза на факт проступка, только в очень крайнем случае могут сделать устное предупреждение.

Ситуация осложняется бесконтрольной парковкой автотранспорта. Из-за уплотнительной застройки и дефицита парковочного пространства все дворы и обочины городских дорог превратились в стоянки для автотранспорта. В связи с чем проезжая часть большинства улиц используется для движения процентов на 50%, а дворы задыхаются от выхлопных газов.

Между тем услуги по проведению экологического мониторинга автотранспорта обойдутся городскому бюджету в 331 млн тенге. Соответствующий лот был опубликован на сайте государственных закупок 30 сентября…

Катерина Клеменкова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!