Таким мнением с Inbusiness.kz поделилась руководитель департамента налогового и юридического консультирования KPMG в Центральной Азии Инна Алхимова.
Она напомнила, что при оплате товаров и услуг банковской картой деньги поступают на банковский счет продавца – юридического лица или индивидуального предпринимателя, и в этом случае налоговые органы имеют возможность проверить доходы/расходы и сопоставить их с задекларированными средствами. В свою очередь работающие с наличными платежами магазины, парикмахерские, салоны красоты должны устанавливать контрольно-кассовые машины и выбивать чеки.
"Необходимо понимать, что сами по себе мобильные переводы не являются объектом налогообложения. Однако если раньше переход от наличных расчетов к безналичным позволял устанавливать налоговый контроль, то сейчас наличные платежи переходят в мобильные переводы, что для налоговых органов по-прежнему представляет собой теневую экономику", – отмечает Инна Алхимова.
При этом у комитета госдоходов нет возможности отследить транзакции физических лиц, так как это является банковской тайной, продолжила эксперт.
"При проведении взаиморасчетов между физлицами посредством мобильных переводов деньги поступают на привязанный к мобильному номеру банковский счет физлица. Фискальные органы не имеют доступ к информации о таких операциях, так как она охраняется банковской тайной и может раскрываться только в предусмотренных законом случаях. Возможность же получить такие сведения у налоговых органов существует пока только в отношении очень ограниченного круга лиц, в частности госслужащих и лиц, на которых с этого года распространяются требования о всеобщем декларировании. Для широких кругов населения такие требования начнут действовать только в 2024-2025 годах. В этом и заключается проблема для налоговых органов", – подчеркивает консультант.
По ее словам, перед минфином стоит задача, каким образом проконтролировать оборот мобильных переводов и выявить суммы, уплаченные за реальные услуги. По мнению эксперта, сложность введения налогового контроля также обусловлена тем, что сами граждане не привыкли к прозрачности.
"В этом году в Казахстане стартовал первый этап всеобщего декларирования. Как это реализовано, например, в Европе? В личном кабинете налогоплательщика декларация уже предзаполнена, так как налоговые органы имеют всю информацию о доходах и расходах гражданина, о его депозитах, кредитах, ипотеке, вознаграждениях и других платежах. У нас не было декларирования, нет механизма отслеживания финансов, нет надежной защиты личных данных. Вкупе данные факторы не способствуют прозрачности", – считает эксперт.
Также она напомнила, что Казахстан с прошлого года вступил в систему обмена финансовой информацией. Теперь банки и другие финансовые институты обязаны собирать информацию по физлицам, но раскрывать они ее могут в строгом соответствии с законом по конкретным основаниям.
"Налоговые органы пытаются внедрить механизмы контроля в отношении мобильных переводов, но эффективный механизм пока не найден в силу наличия банковской тайны. В настоящее время прозрачность в фискальной сфере – это общемировой тренд, поэтому нужно ожидать, что и в Казахстане государственные органы будут продолжать работу над выводом из тени мобильных переводов и других непрозрачных платежей", – резюмировала Инна Алхимова.
Майра Медеубаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!