Депутаты – правительству: планируйте тщательнее

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
18842

Мажилисмены недовольны неэффективным планированием и расходованием бюджетных средств.

Депутаты – правительству: планируйте тщательнее

Депутаты мажилиса рассмотрели отчеты правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год. Как и ожидалось, в Парламенте недовольны правительственным подходом и к планированию, и к освоению средств госказны.

У правительства – иная позиция. Министр финансов Бахыт Султанов, выступая на пленарном заседании мажилиса, подчеркнул, что главным достижением 2017 года стало "обеспечение роста экономики на 4%".

"Этому способствовали повышение инвестиционной активности, постепенное восстановление внутреннего спроса вследствие улучшения внешнеэкономической ситуации", – заявил министр.

Исполненный в условиях макроэкономической стабильности, республиканский бюджет характеризуется следующими показателями. Доходов поступило в бюджет 9,7 трлн тенге, или с перевыполнением на 100,9%. По сравнению с 2016 годом налогов поступило больше на 572 млрд тенге, или рост составил 13%. Расходы исполнены на сумму 11,2 трлн тенге, или на 99,8%. Рост их объема по сравнению с предыдущим годом на 31,2% связан с финансированием антикризисных мероприятий.

Доля социальных расходов в объеме республиканского бюджета, за вычетом разовых расходов на поддержание банковской сферы, составила 41,4% (2016 г. – 39%). Дефицит бюджета составил 1,357 трлн тенге. Это ниже плана на 9% и 2,6% к ВВП.

Султанов напомнил, что в 2017 году в правительстве был принят соответствующий план по укреплению доходной части бюджета.

"В результате, наконец-то, удалось переломить тренд снижения налоговых поступлений относительно ВВП, и он составил на один процентный пункт выше против запланированных 15,8 процента", – отметил министр.

Впрочем, неэффективное исполнение все же присутствует. Султанов констатировал: действительно, сумма неэффективного исполнения по сравнению с 2016 годом выросла в два раза.

"Если одни составляющие этой суммы уменьшились (сумма неосвоения в два раза уменьшилась), напротив, вторые увеличились (нарушения, выявленные по результатам внешнего и внутреннего аудита). 86% финансовых нарушений приходится на нарушение законодательства по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Решение данной проблемы представляется нам с одной стороны путем повышения квалификации специалистов, с другой стороны – введением их обязательной профессиональной сертификации", – объяснил он.

Вторая составляющая – это остатки на счетах субъектов квазигосударственного сектора.

"Согласно прошлогодним дополнениям в бюджетное законодательство, в случае образования экономии на счетах данных субъектов они имеют право их использовать в дальнейшем. Однако данная норма концептуально не решает проблему. В соответствии с прошлогодними поправками в Бюджетный кодекс теперь выделение средств из бюджета будет осуществляться согласно срокам реализации бюджетных инвестиций, предусмотренных в финансово-экономическом обосновании. Вместе с тем на рабочей группе по совершенствованию бюджетных процедур обсуждается норма о возврате годами не использованных сумм квазигоссектора в доход бюджета", – уточнил глава Минфина.

Позиция Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета традиционно более жесткая. Глава Счетного комитета Наталья Годунова обратила внимание депутатов на то, что "несмотря на рост объемов трансфертов местным бюджетам в целом, между регионами имеет место большой разрыв среднемесячных доходов на душу населения".

"То есть не реализуется функция бюджета по выравниванию условий жизни населения в разных регионах. А зависимость регионов от финансирования из центра обусловливает отсутствие мотивации местных исполнительных органов в повышении своего налогового потенциала. Доля ресурсов, выделяемых регионам из республиканского бюджета, в их бюджетах составляет 54% по итогам 2017 года, тогда как президентом в послании народу Казахстана было четко сказано: "Нам нужно продолжить политику фискальной децентрализации", – отметила она.

Счетный комитет отметил и недостаточный контроль и мониторинг эффективности управления активами субъектов квазигосударственного сектора. Также сохраняется практика несвоевременного освоения ими бюджетных средств, в частности, на 1 января 2018 года на контрольных счетах, наличности числился значительный остаток средств, большая часть из которых сформирована в период до 2017 года.

"Тем самым продолжается изъятие из оборота этих государственных ресурсов. В прошлом году Счетным комитетом уже давалась рекомендация закрепить механизмы финансирования госхолдинга по принципу бюджетирования ориентирования на результат. Она актуальна и сегодня. Представляется целесообразным пересмотреть механизм выделения субъектам квазигоссектора средств из республиканского бюджета. Считаем, что если это будет льготное бюджетное кредитование, то ответственность за полученные из бюджета ресурсы будет выше.

Что касается республиканских госпредприятий, то по ним в 2017 году доход сократился на 6 млрд, а убытки даже немного выросли.

К сожалению, нам еще не удалось всесторонне рассмотреть вопросы эффективности управления активами субъектов квазигоссектора. В первую очередь это связано с законодательными ограничениями, корпоративными процедурами и недостаточной прозрачностью деятельности самих субъектов", – подчеркнула Годунова.

По просьбе депутатов Счетный комитет проанализировал использование средств республиканского бюджета на проведение исследований и привлечение международных консультантов. Результаты показали, что зачастую затраты на проведение исследований с идентичными целями варьируются по стоимости более чем в 60 раз. Основная причина, по мнению Счетного комитета, это отсутствие единых подходов к ценообразованию проводимых исследований.

"При планировании, приемке исследований и учете их результатов необходимо внедрение принципа одного окна, что позволит повысить эффективность направляемых средств на их выполнение. Для чего рассмотреть целесообразность вопросов администрирования всех типов исследований одним уполномоченным органом. Кроме того, госорганами, нацкомпаниями продолжают тратиться значительные средства на привлечение международных консультантов с вознаграждением, превышающим оплату местных специалистов в три-четыре раза. При этом нормативно-правовая база по регулированию их оплаты отсутствует. Считаем целесообразным оптимизировать затраты на услуги международных консультантов также путем создания единого центра по привлечению экспертов", – подчеркнула Наталья Годунова. Эти выводы возмутили председателя мажилиса Нурлана Нигматулина.

"Я думаю, что наши министерства сами в состоянии разработать показатели эффективности работы своих же структурных подразделений, сами могут и оценить деятельность, и организовать круглые столы и конференции. Целые аппараты и министерства сидят, но нет, надо взять деньги под проценты заемные, пригласить зарубежных специалистов. (...)

И мне кажется, что правительству, в том числе и Министерству финансов, пора уже серьезно задуматься над эффективностью, над целесообразностью направлений расходования средств, привлекаемых ими займов. Наверное, нельзя забывать, что заем придется возвращать, причем с процентами", – заявил он.

Депутаты высказали немало претензий в адрес правительства. Нурлан Нигматулин, подводя итог, подчеркнул:

"Вновь хочу вам напомнить о поручении главы государства, что каждый вложенный тиын должен эффективно работать на экономику. Сегодня мало просто осваивать бюджетные средства – важно и как достигаются эти показатели. Важно прежде всего достигать конечных результатов. Надо сказать, что экономическому блоку правительства, видимо, предстоит большая работа в этом направлении".

Согласно Конституции, Парламент утверждает отчет правительства на совместном заседании. Неутверждение отчета означает выражение вотума недоверия Парламента правительству.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться