Депутаты мажилиса и сената Парламента РК на совместном заседании палат в пятницу рассмотрели и утвердили отчеты правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2017 год.
По словам председателя Счетного комитета Натальи Годуновой, по данным государственного аудита, в 2017 году было неэффективно использовано 508 млрд тенге бюджетных средств.
"Правда, сюда входят и возврат средств в бюджет, и остатки на контрольных счетах наличности, и выявленные нарушения. Из общей суммы невыявленного расходования 131 млрд тенге приходится на финнарушения", – отметила она.
"Безусловно, эффективность расходования бюджетных средств – это приоритет работы правительства. Год из года этот вопрос ставится перед нами", – сообщил, отвечая на вопросы депутатов, премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев.
"В предыдущие годы в рамках Парламента очень бурно обсуждался вопрос единообразия понимания эффективности расходования бюджетных средств. В ходе дискуссий мы пришли к тому, что необходимо ввести понятие принципа эффективности, понятие аудита расходования бюджета. Тем самым был принят закон об аудите. В этом направлении работа сейчас ведется", – подчеркнул он.
"Что касается тех цифр, что вы сейчас озвучили, на первый взгляд, 508 млрд тенге по сравнению с тем, что было в 2016-м, в два раза (выше. – Авт.) почти. Но, если посмотреть глубже, получается, что более 80 процентов всех этих нарушений – это технические ошибки наших бухгалтеров. Это не само финансовое нарушение, а техническое. Остальное носит системный характер. Поэтому принят закон о госаудите, нами проводится работа по повышению квалификации наших бухгалтеров, сертификация аудиторов. Это большая работа, которая сейчас началась", – заверил премьер.
В свою очередь, по данным председателя комитета по финансам и бюджету мажилиса Гульжаны Карагусовой, отрицательная динамика продолжается уже три года. Если в 2015 году неэффективно было использовано 59,2 млрд тенге бюджетных средств, в 2016-м – 268 млрд тенге, а в 2017-м – 508 миллиардов тенге.
86% финансовых нарушений приходится на несоблюдение правил ведения бухгалтерского учета.
"Вроде все вопросы программного обеспечения бухучета давно решены, а сумма нарушений увеличивается. Поэтому целенаправленная работа Минфина по повышению квалификации бухгалтеров позволила бы значительно снизить сумму этих нарушений, далеко не всегда безобидных", – продолжила глава Счетного комитета.
Кроме того, имеет место неэффективность значительных объемов средств, направляемых в квазигосударственный сектор. Так, до настоящего времени не решен вопрос возврата в бюджет остатков от реализации инвестиционных проектов квазигосударственных компаний.
"На начало этого года на контрольных счетах наличности числилось 74 миллиарда тенге. Из них только половина – средства 2017 года. Наряду с этим Минфин не располагает информацией о суммах депозитов, размещенных субъектами квазигоссектора в банках, а доля поступлений дивидендов и отчислений от них в пересчете к полученному доходу ежегодно сокращается, в прошлом году до шести процентов", – отметила Наталья Годунова.
При этом рекомендации Счетного комитета о финансировании субъектов квазигосударственного сектора по принципу бюджетирования, ориентированного на результат, по аналогии с министерствами остаются актуальными и сегодня.
По информации, приведенной депутатом мажилиса Альбертом Рау, остатки средств на счетах квазигосударственного сектора не используются по три-четыре года.
"В 2017 году наибольший объем нарушений установлен у субъектов квазигосударственного сектора республиканского подчинения – более 236 миллиардов тенге. То есть 30 процентов от общей суммы охваченных контролем средств использованы с нарушением законодательства. С такими показателями исполнения деятельность субъектов квазигоссектора результативной и эффективной не назовешь. Они не обеспечивают должный уровень экономического социального эффекта от вложенных в их уставной капитал средств", – подытожил народный избранник.
Депутат Гульжана Карагусова считает, что одной из причин некачественного планирования является отсутствие статистически измеримых четких целевых индикаторов показателей стратегических планов госорганов.
"А отсутствие четких целей дает возможность администраторам бюджетных программ достигать их так, как им удобно, но даже при этом проблема недостижения конечных результатов, которая разрабатывается самими госорганами, осталась", – считает депутат.
При этом в 2017 году были благоприятные внешние условия – хорошие цены на нефть и металлы, низкий уровень инфляции.
"Как говорится, ветер дул в паруса", – подчеркнула Гульжана Карагусова.
Ботагоз Омар