Правительственный час в сенате был посвящен водной безопасности. Худший сценарий "водных проблем" в палате сената не озвучили, но накопившихся проблем более чем достаточно …
"Организация, которая занимается вопросами воды, переходит из одного ведомства в другое, и получается, специалисты разбросаны по министерствам и ведомствам", – заявил в начале правительственного часа заместитель председателя сената Аскар Шакиров. Между тем, как отметил Шакиров, "водная" тема жизненно важна для каждого казахстанца и рассматривается как часть национальной безопасности.
Когда дефицит воды становится очевидным
По разным оценкам, перспектива наступления кризиса водных ресурсов в Казахстане становится все более реальной.
"Согласно проведенному анализу по бассейнам рек, Казахстан находится в цикле "маловодия". Общий сток в 2019 году составил 83 кубокилометра, при этом в последние годы данный показатель составлял 90-100 кубокилометров", – рассказал министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев.
Лето 2020-го было особенно напряженным. Специалисты в области использования водных ресурсов называют это лето одним из самых маловодных за все последние годы. Особенно это почувствовали фермеры в южных областях страны.
"По итогам вегетационного периода в Алматинской области по сравнению с предыдущими годами снежный покров был на 35% меньше, а в Жамбылской области водность составила ниже среднемноголетних данных на 15-20%. Похожие проблемы мы испытывали в Туркестанской и Кызылардинской областях", – сообщил министр и добавил, что, несмотря на неблагоприятную водную обстановку, план по орошению земель был выполнен на 94%.
Впрочем, перед министерством стоит непростая задача, как напомнили сенаторы, количество орошаемых земель в Казахстане планируют увеличить до 3 млн га, тогда как сейчас воду с трудом находят, чтобы оросить 1,6 млн га.
"Мы будем продолжать работы по восстановлению орошаемых земель в Алматинской, Жамбылской, Туркестанской, Актюбинской и других областях", – заверил министр.
В планах у министерства строительство 39 новых водохранилищ в девяти регионах и реконструкция 813 км водопроводных сетей.
Водному кризису способствуют… соседи
Другая проблема – трансграничные воды. На правительственном часе министр Мирзагалиев в том числе рассказал о влиянии трансграничных водных ресурсов на ситуацию в регионе.
"Семь из восьми водохозяйственных бассейнов Казахстана – трансграничные. Наша страна очень сильно зависит от водохозяйственной политики соседей – Китая, Кыргызстана, Узбекистана и России", – рассказал Мирзагалиев.
С КНР основной проблемой является отсутствие соглашения по водным ресурсам трансграничных рек. На сегодня Казахстан является первой и единственной страной, с которой КНР проводит переговоры. Казахстан настаивает на заключении соглашения по сохранению экосистемы трансграничных рек, но китайская сторона в этом не заинтересована. Работа над соглашением, по словам министра, начата еще в 2015 году и продолжается по сей день.
Что касается Узбекистана, то водохозяйственные отношения с Казахстаном осуществляются по бассейну реки Сырдарья и регулируются в рамках пятистороннего соглашения между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном.
"В рамках соглашения действует межведомственная координационная водохозяйственная комиссия. Основной проблемой по бассейну реки Сырдарья является нарушение ранее установленного в советское время порядка распределения водных ресурсов. С обретением независимости страны проводят самостоятельную водохозяйственную политику, и во многих случаях без учета интересов стран низовья", – сказал министр.
В этом году Узбекистан и Казахстан подписали дорожную карту по вопросам сотрудничества в сфере водных отношений. В рамках дорожной карты две страны провели ревизию всех водохозяйственных сооружений, кроме этого, разработан проект соглашения о совместном управлении, использовании и охране трансграничных рек.
"На сегодня текст согласован сторонами на 80%. Переговорный процесс продолжается. Подписание соглашения позволит в будущем обеспечить прозрачность распределения водных ресурсов", – подчеркнул Мирзагалиев.
Сотрудничество с Кыргызстаном в сфере трансграничных рек осуществляется по рекам Шу и Талас. Как рассказал министр, киргизской стороной не соблюдаются графики подачи воды казахстанской стороне. Зимой Кыргызстан сбрасывает много воды и топит села и города, а летом, когда вода нужна фермерам, воды в реках нет.
"При этом в последние годы наш регион находится в цикле маловодья. Вместе с тем все причины несоблюдения графика подачи воды будут обсуждены на предстоящем в конце ноября заседании комиссии", – сообщил министр.
При этом деление водных ресурсов с Кыргызстаном регулируется соглашением от 1983 года. Пропорция в процентном соотношении: Талас – 50% на 50%, Шу: 42% – Казахстан и 58% – Кыргызстан.
С российской стороной водные отношения регулируются соглашением "О совместном использовании и охране трансграничных водных объектов" от 2010 года.
В последние годы особую обеспокоенность у министерства вызывает экологическое состояние реки Жайык (Урал), связанное с уменьшением ее водности.
"В ходе XVI Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Омске была достигнута договоренность о разработке совместной программы оздоровления бассейна реки Жайык. Также было принято решение по разработке аналогичной программы по бассейну реки Ертис. В настоящее время проводятся процедуры согласования проектов указанных программ. Кроме того, в октябре этого года была утверждена единая дорожная карта по совместным гидрологическим исследованиям", – рассказал Мирзагалиев.
Венера Смаилова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!