/img/tv1.svg
RU KZ
Экотуризм: предприниматели предлагают системный подход

Экотуризм: предприниматели предлагают системный подход

В условиях закрытых границ и ограничений, вызванных COVID-19, стали востребованными казахстанские зоны отдыха. С увеличением плотности отдыхающих в Сети растет количество снимков с мусорными завалами.

11:42 11 Сентябрь 2020 1480

Экотуризм: предприниматели предлагают системный подход

Автор:

Фото: Максим Морозов

«К сожалению, инфраструктура нацпарков оказалась не готова к такому наплыву туристов. Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что только за счет проведения акций по уборке мусора проблему не решить. Важно подойти системно – создать условия для отдыха через зонирование и благоустройство, наладить процессы управления потоками посетителей. Также в международной практике широко используются цифровой мониторинг и образовательные практики, начиная с начальных классов», – озвучила предложения заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева.

По словам Юлии Якупбаевой, нельзя все проблемы с мусором списывать на низкую культуру отдыхающих. Ведь если на территории предусмотрены специальные беседки для пикника, а рядом с беседкой стоят баки с мусором, то люди склонны выбросить мусор в бак.

Председатель правления АО «НК Kazakh Tourism» Ержан Еркинбаев отметил, что зачастую знаков и мусорных баков на территории недостаточно.

«В Чарынском каньоне есть зонирование, но зачастую знаки «Соблюдайте тишину» или «Не разводить огонь» не работают или работают в противоположную сторону. Контроль потоков – это необходимая вещь, но мы этим летом объехали несколько мест и поняли, что основное препятствие к развитию цифрового регулирования – отсутствие Интернета. Например, в Кольсае недоступны мониторинг нарушителей и введение электронного билетирования. Там нет мобильной связи, и на территории нельзя применить безналичный расчет. Считаем, что нужно изменение законодательства в части приема оплаты не с человека, а с машины, и, пока этого не случится, ничего не изменится. У нас нацпарки посещают до 1 млн человек в год, по данным официальной статистики, и даже это количество наносит урон природе. К примеру, в США нацпарки посещают 318 млн человек в год и не наносят такого вреда. В первую очередь страдает уровень культуры, и, сколько бы волонтеров и сотрудников ни было, весь мусор они не соберут», – рассказал Ержан Еркинбаев.

Kazakh Tourism предложено в рамках пересмотра бюджета реализовать программу по повышению культуры туристов и снять ролики с социальной рекламой, которые можно будет распространять в сетях.

Директор ГНПП «Чарынский каньон» Ельнур Ахметов отметил в качестве проблемы отсутствие Интернета, что негативно влияет как на систему оплаты (невозможно провести онлайн-платеж), так и на систему мониторинга посетителей.

Председатель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова и президент ОЮЛ «Евразийская ассоциация туризма» Рысты Карабаева видят выход из ситуации в развитии организованного туризма. Поскольку в ходе организованного тура можно провести инструктаж с отдыхающими.

Также Рашида Шайкенова подчеркнула, что, помимо мероприятий по экологическому воспитанию, очень ценным для развития нацпарков может стать опыт создания общественных советов.

«Kazakh Tourism может распространить опыт создания общественных советов по примеру Алматы и Алматинской области на все нацпарки», – предложила спикер.

Руководитель управления туризма Алматинской области Жанар Алчимбаева предложила проект экологического кейса для мест туристского интереса, состоящий из четырех разделов: управление туристскими потоками, управление мусорными отходами, благоустройство туристских маршрутов, формирование культуры путешествий. Спикер отметила, что для регулирования туристских потоков можно применить субсидирование туристских перевозок, и, в случае когда в одном нацпарке наблюдается превышение посещаемости, перенаправлять через этот механизм турпотоки по другим Нацпаркам.

«Можно ввести так называемый мусорный депозит, когда при посещении нацпарка туристы оплачивают определенную сумму, которая будет возвратной, если туристы убрали за собой мусор. Если же мусор не убран, сумма депозита пойдет на оплату труда специальных рабочих, которые занимаются уборкой мусора», – отметила она.

От ряда участников прозвучали идеи повышения штрафов и соответствующего контроля со стороны сотрудников нацпарка.

Эколог из Уральска Ринат Утебалиев отметил, что должны быть четкие требования и мониторинг их исполнения: пошаговый план и понятные процедуры по аналогии с теми, которые используются на месторождениях. То есть полностью расписанный и понятный бизнес-процесс, тогда и проблем с неправильным поведением туристов не будет.

«На въезде в нацпарк люди должны получить полный инструктаж, сама территория должна быть зонирована и оборудована информационными знаками и билбордами. Кроме того, должны быть специальные службы, постоянно осуществляющие объезд территории. Конечно, для этого необходим и соответствующий бюджет», – предложил Ринат Утебалиев.

С ним согласилась и предприниматель Гульден Оспанова. По ее мнению, необходимо провести анализ структуры бюджета нацпарков и совместно с акиматами заложить необходимые суммы на вывоз и утилизацию ТБО.

Как отметил заместитель председателя комитета лесного хозяйства МЭГПР РК Ерлан Муратов, все озвученные в ходе совещания вопросы и проблемы министерству знакомы, по многим вопросам уже ведется работа, в частности, имеются договоренности по обеспечению сотовой связью и Интернетом всех нацпарков по примеру Акмолинской области, по предоставлению 200 мусорных контейнеров и двух мусоровозов в Иле-Алатауский нацпарк и многое другое.

Подводя итоги совещания, Юлия Якупбаева предложила объединить усилия с министерством экологии, «Казахтуризмом», санврачами и на площадке «Атамекена» выработать совместный с бизнесом комплекс мер по следующим направлениям:

  1. Анализ структуры бюджетов нацпарков (в т. ч. на предмет наличия финансирования на сбор мусора и службу контроля).
  2. Инвентаризация инфраструктуры нацпарков (планы и предложения по благоустройству маршрутов).
  3. Предложения по администрированию (мониторингу) соблюдения экологических и санитарных требований на территории Нацпарков;
  4. Предложения по управлению туристскими потоками.
  5. Предложения по пропаганде и воспитанию экологической культуры (ролики, буклеты, вебинары, образовательные программы, «живые уроки»).
  6. Предложения по цифровизации (подведение сетей, онлайн-регистрация, онлайн-платежи, видеонаблюдение и т. д.).
  7. Предложения по утилизации мусора (стимулы по развитию ТБО и сортировке мусора).
  8. Предложения по системе штрафов и господдержке (субсидирование организованных перевозок, обустройства троп и пр.).

«Ждем предложения от бизнеса и экспертов по всем вышеуказанным пунктам. Давайте соберем все предложения, структурируем их и по каждому пункту отработаем. По результатам получится совместный план с МКС, «Казахтуризмом» и минэкологии», – резюмировала Юлия Якупбаева.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Почему дешевых туров за границу уже не будет, и как достигнуть качества на родине

Казахстанский туризм: этим летом спасали Алаколь, Каспий и Боровое.

24 Сентябрь 2020 08:10 1127

На фоне пандемии коронавируса и жестких ограничений в стране впервые за много лет в полную силу заработал внутренний туризм. Тот случай, когда «не было бы счастья, да несчастье помогло». Не имея возможности вылететь на излюбленные турецкие и индийские берега, казахстанцы оценили отдых на родных озерах – Алаколе, Боровом и Каспийском море. Как отразился карантин на всей туристической отрасли, мы расскажем на примере одной компании. Айсулу Естемемова в интервью корреспонденту Inbusiness.kz восстановила хронологию выживания туристического бизнеса с введением первых запретов в Казахстане. 

Айсулу, все мы знаем, что туризм одним из первых пострадал в результате пандемии коронавируса. Насколько это было шоковым обстоятельством для Вашего бизнеса? Какие решения Вы приняли тогда, это было полное приостановление? Как поступили с сотрудниками, какая ситуация была с текущими клиентами?

С середины февраля мы активно начали проводить мониторинг всех туристических и новостных порталов касательно COVID-19. Мы понимали, что нашу страну, стороной пандемия не обойдет, и морально были готовы. Наблюдали за графиком передвижения данного вируса. С начала марта приостановили все продажи и оповещали туристов об опасности выезда за границу. Не проплаченные партнерам суммы вернули туристам, проплаченные туры депонировали (перевели) на депозит туристов с сохранением курса доллара и евро. Персонал пришлось отправить в отпуск без содержания.

Подсчитывали ли Вы ущерб от карантинных месяцев для Вашего бизнеса? Мы знаем, что многие предприниматели, спасая свое дело, ушли в онлайн, доставку, переоринтировали бизнес. Были ли у Вас попытки как-то оставаться на плаву, понимаю, абсурдно об этом говорить, но все же – например, платные онлайн-экскурсии по странам, совсем бредово?

Конечно, ущерб был ощутимым. Тем не менее мы не опускали руки. В период жесткого карантина вели переговоры с местными туристическими зонами отдыха – Боровое, Алаколь, Кольсай и так далее и готовили предложения нашим туристам касательно туров по Казахстану, так как каждый день от туристов получали звонки и сообщения с просьбой найти любой тур, пусть даже по республике. Как сняли блокпосты, сразу же организовали отдых внутри Казахстана.

Айсулу, а что было сделано со стороны профильных отраслевых организаций, призванных решать проблемы участников рынка – те же туристские ассоциации, фонд «Туристик Камкор»?

«Туристик Камкор» совместно с туроператорами организовали рейсы по нескольким направлениям и вернули наших соотечественников на родину. Турагенства Казахстана сплоченно начали писать петиции на имя главы государства, в профильное министерство, чтобы максимально выгодно сохранить деньги туристов с пониманием, что ситуация форс-мажорная. Нам всем вместе удалось добиться сохранения оплаченных туров по курсу доллара и евро на момент оплаты.

А как складывались дела до карантина? Куда казахстанцы летали? Насколько активно? Как, в принципе, у нас сегодня обстоят дела с выбором страны, можно ли смело утверждать, что из Казахстана можно улететь в любую точку мира? Без привязки ко все еще действующим карантинным ограничениям, конечно же. 

До карантина казахстанские туристы летали абсолютно по всему миру. Самые популярные направления: Турция, ОАЭ, Египет, Европа, Мальдивы, Шри-Ланка, Таиланд, Бали, ГОА и Греция. На сегодняшний день наши туристы уже летают на отдых в Турцию, Египет, ОАЭ и Мальдивы через ОАЭ. На днях открыли нам авиасообщение Польша и Россия.

То есть рынок начинает медленно восстанавливаться. Как работает сейчас Ваш бизнес?

С этого месяца мы возобновили продажи заграничных туров. Какие-то текущие расходы начали перекрывать. Десятки туристов ежедневно обращаются в нашу компанию за турами. Конечно, горящих туров по 100.000 тенге уже нет и поток заметно снизился, тем не менее, если границы не закроются, предполагаю, что туристический рынок восстановится ближе к лету следующего года.

Что касается внутреннего туризма, насколько это дорогое удовольствие? А главное – что Вы думаете о соотношении цены и качества во внутреннем туризме?

Да. Внутренний туризм в этом году был более чем популярным. Особый спрос был на Алаколь, Актау и Боровое. Качество оставляет желать лучшего однозначно! Думаю, было бы правильно в каждом туристическом регионе открыть школы по подготовке персонала с привлечением лучших рестораторов и рекомендованных экспатов с единой сертификацией, которая будет давать гарантию качества.

Какие прогнозы сегодня? Вдруг случится наплыв клиентов, засидевшихся в длительном заточении, как только откроются все границы?

Мы готовы к труду и обороне всегда, но, несмотря на то, что ситуация в стране приобретает положительный окрас, давать какие-либо прогнозы еще рано. Будем решать задачи по мере их поступления.

Делаете ли Вы ставку на новогодние праздники в этом году? Как часто казахстанцы позволяют себе отдых класса люкс? Или все-таки это стандартные Турция, Египет, ОАЭ?

Вы сами ответили на свой вопрос. Эти три направления действительно топоовые. На Новый год уже готовим предложения. Касательно отдыха класса люкс – это направление для определенной целевой аудитории, которая, так же как и все, имеет место быть.

Что Вам известно о готовности других участников – звеньев туризма, те же авиаперевозчики – как с ними сегодня налажены взаимовыгодные договоренности?  

Другие участники туристического бизнеса, как и мы, настроены позитивно. В нашей сфере унывать нельзя, так как мы дарим радость. Авиаперевозчики и некоторые отельеры в случае закрытия границ готовы возвращать средства туристов. Остальные предупреждают о переносе на следующий год.

Много говорят о второй волне коронавируса. У Вас уже есть антикризисный план? Какие настроения в принципе у участников туристического рынка сейчас?  

Мы разработали антикризисный план, так как готовы ко второй волне. Но удастся осуществить его лишь в том случае, если не возобновят жесткий карантин и разрешат отдых нашим соотечественникам небольшими компаниями в зонах отдыха.

Мадина Ерик

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Почувствуй себя кочевником

Путешествие на колесах безопасно и в пандемию.

15 Сентябрь 2020 16:44 1812

Понятие «караванинг» – путешествие в доме на колесах – только начинает набирать обороты в Казахстане, хотя такой способ передвижения всегда был присущ кочевникам. Данный вид туризма давно обкатан в Европе и Америке. Сегодня он продвигается и у наших соседей по Таможенному союзу. Путешествие в автодоме интересно и выгодно по целому ряду позиций. Прежде всего, отдыхающие не привязаны к конкретному отелю, месту. Это дает возможность многое увидеть за небольшой отрезок времени. Это комфортно и, наконец, экономически выгодно. И еще один момент – в период всеобщей пандемии это безопасно для ваших близких.

Кто-то возразит: а как же наши дороги? Они есть и очень хорошие, возможно, не везде, но тут важно правильно составить маршрут путешествия.

16 сентября стартует караванинг-экспедиция, в ходе которой представители Kazakh Tourism совместно с Казахстанской ассоциацией кемпингового туризма и караванинга проинвентаризируют отрезок маршрута по Шелковому пути с точки зрения развития этого вида туризма. В качестве маршрута выбран отрезок по транспортному коридору Западная Европа — Западный Китай, от границы КНР до границы с Узбекистаном. Более подробно о новом виде путешествия – в наших следующих публикациях.


Подпишитесь на наш канал Telegram!