Экотуризм: предприниматели предлагают системный подход

4419

В условиях закрытых границ и ограничений, вызванных COVID-19, стали востребованными казахстанские зоны отдыха. С увеличением плотности отдыхающих в Сети растет количество снимков с мусорными завалами.

Экотуризм: предприниматели предлагают системный подход Фото: Максим Морозов

"К сожалению, инфраструктура нацпарков оказалась не готова к такому наплыву туристов. Мы неоднократно поднимали вопрос о том, что только за счет проведения акций по уборке мусора проблему не решить. Важно подойти системно – создать условия для отдыха через зонирование и благоустройство, наладить процессы управления потоками посетителей. Также в международной практике широко используются цифровой мониторинг и образовательные практики, начиная с начальных классов", – озвучила предложения заместитель председателя правления НПП РК "Атамекен" Юлия Якупбаева.

По словам Юлии Якупбаевой, нельзя все проблемы с мусором списывать на низкую культуру отдыхающих. Ведь если на территории предусмотрены специальные беседки для пикника, а рядом с беседкой стоят баки с мусором, то люди склонны выбросить мусор в бак.

Председатель правления АО "НК Kazakh Tourism" Ержан Еркинбаев отметил, что зачастую знаков и мусорных баков на территории недостаточно.

"В Чарынском каньоне есть зонирование, но зачастую знаки "Соблюдайте тишину" или "Не разводить огонь" не работают или работают в противоположную сторону. Контроль потоков – это необходимая вещь, но мы этим летом объехали несколько мест и поняли, что основное препятствие к развитию цифрового регулирования – отсутствие Интернета. Например, в Кольсае недоступны мониторинг нарушителей и введение электронного билетирования. Там нет мобильной связи, и на территории нельзя применить безналичный расчет. Считаем, что нужно изменение законодательства в части приема оплаты не с человека, а с машины, и, пока этого не случится, ничего не изменится. У нас нацпарки посещают до 1 млн человек в год, по данным официальной статистики, и даже это количество наносит урон природе. К примеру, в США нацпарки посещают 318 млн человек в год и не наносят такого вреда. В первую очередь страдает уровень культуры, и, сколько бы волонтеров и сотрудников ни было, весь мусор они не соберут", – рассказал Ержан Еркинбаев.

Kazakh Tourism предложено в рамках пересмотра бюджета реализовать программу по повышению культуры туристов и снять ролики с социальной рекламой, которые можно будет распространять в сетях.

Директор ГНПП "Чарынский каньон" Ельнур Ахметов отметил в качестве проблемы отсутствие Интернета, что негативно влияет как на систему оплаты (невозможно провести онлайн-платеж), так и на систему мониторинга посетителей.

Председатель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова и президент ОЮЛ "Евразийская ассоциация туризма" Рысты Карабаева видят выход из ситуации в развитии организованного туризма. Поскольку в ходе организованного тура можно провести инструктаж с отдыхающими.

Также Рашида Шайкенова подчеркнула, что, помимо мероприятий по экологическому воспитанию, очень ценным для развития нацпарков может стать опыт создания общественных советов.

"Kazakh Tourism может распространить опыт создания общественных советов по примеру Алматы и Алматинской области на все нацпарки", – предложила спикер.

Руководитель управления туризма Алматинской области Жанар Алчимбаева предложила проект экологического кейса для мест туристского интереса, состоящий из четырех разделов: управление туристскими потоками, управление мусорными отходами, благоустройство туристских маршрутов, формирование культуры путешествий. Спикер отметила, что для регулирования туристских потоков можно применить субсидирование туристских перевозок, и, в случае когда в одном нацпарке наблюдается превышение посещаемости, перенаправлять через этот механизм турпотоки по другим Нацпаркам.

"Можно ввести так называемый мусорный депозит, когда при посещении нацпарка туристы оплачивают определенную сумму, которая будет возвратной, если туристы убрали за собой мусор. Если же мусор не убран, сумма депозита пойдет на оплату труда специальных рабочих, которые занимаются уборкой мусора", – отметила она.

От ряда участников прозвучали идеи повышения штрафов и соответствующего контроля со стороны сотрудников нацпарка.

Эколог из Уральска Ринат Утебалиев отметил, что должны быть четкие требования и мониторинг их исполнения: пошаговый план и понятные процедуры по аналогии с теми, которые используются на месторождениях. То есть полностью расписанный и понятный бизнес-процесс, тогда и проблем с неправильным поведением туристов не будет.

"На въезде в нацпарк люди должны получить полный инструктаж, сама территория должна быть зонирована и оборудована информационными знаками и билбордами. Кроме того, должны быть специальные службы, постоянно осуществляющие объезд территории. Конечно, для этого необходим и соответствующий бюджет", – предложил Ринат Утебалиев.

С ним согласилась и предприниматель Гульден Оспанова. По ее мнению, необходимо провести анализ структуры бюджета нацпарков и совместно с акиматами заложить необходимые суммы на вывоз и утилизацию ТБО.

Как отметил заместитель председателя комитета лесного хозяйства МЭГПР РК Ерлан Муратов, все озвученные в ходе совещания вопросы и проблемы министерству знакомы, по многим вопросам уже ведется работа, в частности, имеются договоренности по обеспечению сотовой связью и Интернетом всех нацпарков по примеру Акмолинской области, по предоставлению 200 мусорных контейнеров и двух мусоровозов в Иле-Алатауский нацпарк и многое другое.

Подводя итоги совещания, Юлия Якупбаева предложила объединить усилия с министерством экологии, "Казахтуризмом", санврачами и на площадке "Атамекена" выработать совместный с бизнесом комплекс мер по следующим направлениям:

  1. Анализ структуры бюджетов нацпарков (в т. ч. на предмет наличия финансирования на сбор мусора и службу контроля).
  2. Инвентаризация инфраструктуры нацпарков (планы и предложения по благоустройству маршрутов).
  3. Предложения по администрированию (мониторингу) соблюдения экологических и санитарных требований на территории Нацпарков;
  4. Предложения по управлению туристскими потоками.
  5. Предложения по пропаганде и воспитанию экологической культуры (ролики, буклеты, вебинары, образовательные программы, "живые уроки").
  6. Предложения по цифровизации (подведение сетей, онлайн-регистрация, онлайн-платежи, видеонаблюдение и т. д.).
  7. Предложения по утилизации мусора (стимулы по развитию ТБО и сортировке мусора).
  8. Предложения по системе штрафов и господдержке (субсидирование организованных перевозок, обустройства троп и пр.).

"Ждем предложения от бизнеса и экспертов по всем вышеуказанным пунктам. Давайте соберем все предложения, структурируем их и по каждому пункту отработаем. По результатам получится совместный план с МКС, "Казахтуризмом" и минэкологии", – резюмировала Юлия Якупбаева.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться