/img/Group 538png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
Эксперты выявили, что в «Бек Эйр» бесконтрольно меняли запчасти с одного самолета на другой

Эксперты выявили, что в «Бек Эйр» бесконтрольно меняли запчасти с одного самолета на другой

«Авиационная администрация Казахстана» и компания RollsRoyce выявили ряд серьезных нарушений требований безопасности у «Бек Эйр».

17:15 20 Январь 2020 9508

Эксперты выявили, что в «Бек Эйр» бесконтрольно меняли запчасти с одного самолета на другой

Автор:

Кульпаш Конырова

Фото: Максим Морозов

«Авиационная администрация Казахстана» (ААК) и компания RollsRoyce (производитель авиационных двигателей Fokker-100) обнародовали результаты своей проверки по деятельности компании «Бек Эйр», сообщила пресс– служба Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Во-первых, экспертами ААК было установлено, что в АО «Бек Эйр» обязательные для всех двигателей таблички были сняты.

«Серьезным нарушением является снятие с авиационных двигателей табличек, которые показывают информацию о серийных номерах для отслеживания часов и циклов. В связи с этим идентификация двигателей не может быть проверена, также не могут быть подтверждены их действительно наработанные часы и циклы», – сказано в распространенном сообщении ведомства со ссылкой на результаты проверки.

Кроме этого, все эти действия не отражались в технических отчетах компании. В ходе проверки было выявлено несколько двигателей с такой проблемой, что ставит под сомнение годность всех авиационных двигателей, эксплуатируемых АО «Бек Эйр».

«Кроме того, производитель авиационных двигателей Fokker-100 компания RollsRoyce сообщила, что с тех пор, как эти самолеты поступили в эксплуатацию в Казахстан, к ним не поступала информация о капитальном ремонте данных двигателей», – отмечается в сообщении министерства.

RollsRoyce также сообщила, что «процедуры, требующей снятия таблички с данными не существует, и что ни при каких обстоятельствах она не разрешит делать это с действующим двигателем».

АО «Авиационная администрация Казахстана» ожидает, что АО «Бек Эйр» значительное внимание будет уделено вопросу правильной идентификации записей, хранящихся на самолетах, которые будут показывать все замены компонентов. Идентификация двигателя должна быть произведена таким образом, чтобы авиакомпания смогла доказать, какие это именно двигатели, и что все записи с серийными номерами верны.

Вторая основная проблема – регулярно компоненты одного самолета снимались для установки на другое воздушное судно.

«Этот процесс не контролируется должным образом, что потребует дальнейшего изучения вопросов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов авиакомпании», – сказано в пресс-релизе.

Еще одна проблема – это вопрос подготовки кадров АО «Бек Эйр».

«Проверка документации свидетельствует о серьезных недостатках в вопросах обучения по безопасности и их учета в компании. Очевидно, что записи недостаточно подробны или содержат значительные отклонения, которые ставят под сомнение их достоверность», – отмечается в отчете ААК.

Во время изучения видеодоказательств в аэропорту Алматы было выявлено, что экипажи АО «Бек Эйр», готовя свои самолеты к полету, в основном не проводят обход либо проверку крыла, как того требует руководство по эксплуатации воздушного судна.

«В руководстве по эксплуатации самолета Fokker 28-100 четко указано, что крыло самолета должно проверяться перед каждым полетом, и, более того, для самолетов этого типа в руководстве указывается, как должна выполняться эта проверка», – указывается в сообщении ведомства.

Эта процедура была введена в качестве директивы по летной годности после катастрофы в городе Скопье в Македонии в 1993 году. Крыло необходимо тактильно (руками) проверить в трех точках вдоль передней кромки на верхней поверхности, нижней поверхности и передней части крыла. В руководстве говорится, что если есть лед, то крыло должно быть от него очищено.

По мнению экспертов, в «Бек Эйр» не проводилась подготовка к зимней эксплуатации воздушных судов, а также нет программы подготовки, которая показала бы, что экипажи самолетов этого типа обучаются управлению рисками обледенения. Учитывая характер эксплуатации воздушных судов в зимний период в Казахстане, это является серьезной проблемой безопасности.

Проверка выявила также еще несколько других нарушений, таких как статус ELT (аварийный радиомаяк), нехватка противопожарной защиты грузовых отсеков, спасательных жилетов и т. д., которые применимы ко всем самолетам.

«В целом состояние флота оценивается как неудовлетворительное, что ожидаемо, учитывая возраст самолетов, а также состояние процедуры по поддержанию летной годности. Это подтверждает то, что в связи с обширным перечнем нарушений сертификаты летной годности не могут быть восстановлены до тех пор, пока нарушения не будут устранены, и пока Авиационная администрация не убедится в том, что летная годность воздушных судов находится на приемлемом уровне», – резюмировали эксперты.

На данный момент проверка в АО «Бек Эйр» продолжается. После ее завершения авиакомпания в течение 10 дней должна будет предоставить в ААК план корректирующих действий по устранению всех нарушений.

В случае если нарушения не будут устранены в течение 6 месяцев, сертификат эксплуатанта и сертификаты летной годности будут отозваны. До тех пор, пока эти действия не будут завершены, действия сертификатов приостановлены на неопределенный срок.

Напомним, что после крушения рейса АО «Бек Эйр» 27 декабря 2019 года АО «Авиационная администрация Казахстана» (AAK) приостановило действие сертификата эксплуатанта и сертификатов летной годности. Это решение основано на том, что за последние три года в авиакомпании произошли два крупных происшествия.

Кульпаш Конырова

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Судебное разбирательство между пассажирами и авиакомпанией завершено.

17 Июнь 2020 16:53 1795

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Турксибский райсуд Алматы вынес решение по делу Bek Air в пользу пассажиров. С авиакомпании будет взыскана полная стоимость билетов за отмененные авиарейсы.

В оригинальном иске, поданном в апреле, комитет по защите прав потребителей МТИ РК предъявил авиаперевозчику претензии на 37 млн тенге. В коллективном иске были представлены интересы 560 человек. Однако в процессе комитет нашел еще 330 пассажиров и привлек их к делу. Сумма исковых требований увеличилась до 52 млн тенге.

Суд пришел к выводу, что права пассажиров были нарушены, и обязал авиакомпанию выплатить истцам деньги за несостоявшиеся полеты. Общая сумма взысканных средств составила 54 210 519 тенге. Сумма госпошлины составила 16 251 162 тенге.

«Суд решил исковое заявление комитета по защите прав потребителей МТИ РК удовлетворить. Признать право потребителей АО Bek Air на возмещение полной стоимости ранее приобретенных билетов на авиарейсы, которые были отменены не по вине потребителя», – зачитала решение судья.

Напомним, самолет Bek Air, который следовал из Алматы в Нур-Султан, потерпел крушение утром 27 декабря 2019 года. Сразу после взлета авиалайнер потерял высоту и столкнулся с бетонным ограждением. На борту находились 98 человек, 12 из них погибли. Второй пилот самолета Миржан Мулдакулов скончался через месяц.

Сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании были приостановлены до выяснения обстоятельств. Доклад по результатам расследования поставил точку – полеты Bek Air прекратились навсегда. Проверка Авиационной администрации Казахстана и компании Rolls Royce (производителя двигателей Fokker-100) выявила ряд серьезных нарушений требований безопасности.

Катерина Клеменкова

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

С каждым новым заседанием сумма иска к Bek Air увеличивается. Теперь исковые требования пассажиров к авиакомпании составляют почти 52 млн тенге.

11 Июнь 2020 20:18 3710

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

В Алматы продолжается суд по делу Bek Air, в котором клиенты авиакомпании массово требуют вернуть деньги за билеты. Количество пассажиров, присоединившихся к коллективному иску против перевозчика, самолет которого в конце прошлого года потерпел крушение близ Алматы, увеличилось. Теперь у Bek Air требуют вернуть деньги 890 пассажиров за 1636 билетов.

Компетентней неосведомленного

Судя по тому, как ведет себя на процессе представитель Bek Air, у пассажиров мало шансов вернуть деньги за отменившиеся поездки.

К примеру, на последнем заседании выяснилось, что коллективный иск адресован АО Bek Air – компании, которая непосредственно занималась перевозкой пассажиров, тогда как продажа билетов и оформление договоров находилось в компетенции ТОО Bek Air. Однако изучить учредительные документы этих двух компаний суд не может, перевозчик просто отказывается их предоставить.

На суде представитель ответчика Айнур Отарбаева утверждает, что: «заведено уголовное дело и, в связи с этим, компания не может предоставить никаких документов».

На вопрос судьи Алии Менлибаевой, что мешало обратиться в прокуратуру, ведь суд направил письмо с просьбой посодействовать в доступе к документам, Айнур Отарбаева ответила: «не было доверенности».

В свою очередь старший прокурор авиационной прокуратуры Айжан Тайбекова заявила, что представитель Bek Air просто некомпетентен или плохо осведомлен, так как финансовая документация компании, находящаяся на четвертом этаже, не изымалась.

Айнур Отарбаева сказала, что в здании нет четвертого этажа:

«Вы сами плохо осведомлены, в здании нет такого помещения и нет четвертого этажа», – возразила представитель Bek Air.

Пассажиры требуют возврата

Между тем, пассажиры пытаются доказать в суде, что авиакомпания обязана вернуть им деньги по аннулированным невозвратным билетам, так как проблемы Bek Air заставили не только пересмотреть свои планы и нести дополнительные расходы.

«Я покупала билеты 26 июля 2019 года. Да, билеты были приобретены за полгода до вылета рейса по направлению «Актау – Нур-Султан». В Нур-Султан мы улетели, а вернуться назад уже не получилось. Пришлось покупать билеты авиакомпании SCAT, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге», – рассказала свою историю Алтын Ильясова.

Ильясова рассказала, что пыталась дозвониться в call-центры авиакомпании и сервиса по продаже билетов Aviata, но безрезультатно.

«Я написала письмо на электронную почту и мне ответили: «Ждите». Пришлось сдать билеты. В Aviata обещали вернуть деньги сразу, как только они поступят от перевозчика».

В коллективном иске сумма Ильясовой составляет порядка ста тысяч тенге – это стоимость двух взрослых и двух детских билетов в одну сторону.

«Они мне должны вернуть около 75 тысяч за билеты и плюс мне пришлось купить другие билеты, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге».

Енлик Жаксылыкова купила билет на 28 декабря, а катастрофа случилась 27.

«Мы нигде не могли получить информацию – полетим или нет, – рассказала женщина. – Сначала нам сказали ждать, но потом ночью 28 декабря сообщили, что отменяются все рейсы. У меня было два билета из Уральска в Нур-Султан. Общая их стоимость – 73694 тенге. Мне пришлось вернуть билеты и поехать на поезде. Мои билеты относятся к тарифу «невозвратных», но авиакомпания обязана вернуть мне их стоимость, так как полет не состоялся и в этом нет моей вины».

Aviata в суде

В свою очередь представитель Aviata пояснил в суде, что позиция сервисной компании в данном вопросе «как бы очень своеобразная»:

«Мы занимаемся оформлением перевозок, которые, после того как все оформим, фактически становятся двусторонними отношениями между пассажиром и авиакомпанией. (…) Поэтому мы не можем повлиять на ситуацию».

Единственное, что делает руководство сервиса Aviata, по словам своего представителя в суде, каждый день звонит руководству Bek Air и интересуется, когда будут деньги, чтобы их вернуть несостоявшимся пассажирам. Ежедневные телефонные переговоры пока ни к какому результату не привели…

Следующее заседание назначено на 19 июня.

Катерина Клеменкова