Экспортеры СЭЗ заявляют о двойном налогообложении

Клара Ларина Клара Ларина
9825

Лишившиеся преференций участники СЭЗ считают бессмысленными свои инвестиции.

Экспортеры СЭЗ заявляют о двойном налогообложении

Особенности работы предприятий СЭЗ в новых условиях, практические вопросы применения специальных инвестиционных контрактов обсуждались в Шымкенте на совещании с участниками СЭЗ "Оңтүстік" и владельцами свободных складов.

Аналогичные встречи прошли и проходят в других регионах страны. Их общая цель – разъяснение порядка получения инвестиционных преференций в рамках специальных инвестиционных контрактов.

Напомним, в связи со вступлением в ВТО и нормами ЕАЭС с начала нынешнего года в СЭЗ прекратил действовать прежний льготный режим по освобождению от уплаты таможенных пошлин и НДС на импортное сырье в составе готовой продукции.

Участники СЭЗ ранее высказывали тревогу по поводу ожидаемых негативных последствий от потери этих преференций. Надеясь на их стабильность, они ранее вложили немало средств в строительство заводов и фабрик на территории СЭЗ.

После неоднократного обсуждения возможных механизмов поддержки на различных площадках с участием Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" (НПП), министерства по инвестициям и развитию, министерства национальной экономики, комитета государственных доходов министерства финансов было решено ввести специальный инвестиционный контракт (СИК), в рамках которого участники СЭЗ могут получать инвестиционные преференции.

Как ранее заявлялось, инвестиционные преференции позволят предпринимателям сохранить ту сумму, которую они теряют вследствие отмены прежних льгот.

В апреле прошлого года в Шымкенте на заседании регионального совета региональной палаты предпринимателей Южно-Казахстанской области председатель президиума НПП Тимур Кулибаев отметил, что для этого необходимо внести изменения в Предпринимательский кодекс, освободив участников СЭЗ от таможенных пошлин с 1 января 2017 года, для чего заключить специальные инвестиционные контракты нужно еще в 2016 году.

Квартал без правил
Меж тем воспользоваться льготами в рамках механизма СИК участники СЭЗ фактически не смогли на протяжении почти всего первого квартала 2017 года. Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы применения СИК, правила и условия их заключения и расторжения, утвержденные формы заявки на предоставление инвестиционных преференций, типового контракта и остальное были приняты лишь в феврале-марте этого года и вступили в действие в нынешнем месяце (марте).

В итоге, по словам участвовавших в шымкентской встрече представителей предприятий СЭЗ "Оңтүстік", из-за ожидания этих документов они не занимались экспортными поставками либо работали с выплатой таможенных пошлин.

Более того, по их информации, необходимость выплаты НДС породила целый ряд проблем для экспортеров.

Как подчеркнул заместитель директора палаты предпринимателей ЮКО Газизбек Натбаев, заключение СИК предоставляет участникам СЭЗ освобождение от обложения таможенными пошлинами, однако не освобождает от уплаты НДС.

"Так как участники СЭЗ ранее не оплачивали ни таможенных, ни налоговых сборов при завозе иностранной составляющей своих товаров, перерабатывали и свободно вывозили их на территорию стран Таможенного союза, обязанность уплачивать на границе 12% НДС вызывает у предпринимателей сложности", - пояснил Газизбек Натбаев.

Директор расположенной в СЭЗ "Оңтүстік" швейной фабрики ТОО "ПК "АГФ групп" Гаухар Насырова поделилась, что до последнего момента в их компании надеялись на положительное решение вопроса с НДС.

"В прошлом году, когда мы поднимали этот вопрос, в госорганах нам говорили, что СИК коснутся только таможенных выплат, а с НДС ничего не изменится – все останется, как и прежде, по нулям. Из-за этих заверений мы не проявляли особой настойчивости и, видимо, сами упустили процесс принятия решения по нашей проблеме, - рассказала она abctv.kz. - Кроме того, мы не теряли надежды до выхода последнего нормативного акта – утвержденных правил признания целевого использования товаров. Это был единственный документ, в котором фигурировало слово "налог". Мы надеялись, что в нем будут оговорены какие-то льготы по НДС. Однако оказалось, что они тоже касаются только таможенных пошлин. При последующем разговоре с их разработчиками выяснилось, что НДС нам все же придется платить".

Бизнес – в минус
Так как "АГФ групп" – самое экспортно ориентированное предприятие СЭЗ "Оңтүстік" (на экспорт идет более 80% выпускаемой продукции – прим. автора), последствия нововведений здесь ощутили больше других.

По образному выражению замдиректора компании Фатхуллы Насырова, с начала этого года они только и занимаются тем, что разгребают снежный ком свалившихся на них проблем.

По его словам, ситуация прямо отразилась на графике выполнения долгосрочного контракта, подписанного с ООО "ИКЕА ТОРГ" (РФ) – закупочной организации шведской компании "ИКЕА" для одноименных российских магазинов.

Не зная, как работать по новым (тогда еще не утвержденным – прим. автора) правилам, в январе компания вообще не отгружала продукцию, в феврале сделала одну отгрузку, в марте – пять. Фактически выполнение контракта с большим отставанием от графика только началось.

"По планам к концу марта мы должны были отгрузить 18 машин, это порядка 500 тыс. швейных изделий. На данный момент мы поставили только одну треть от этого объема – 150 тыс. изделий, то есть месячную норму за весь квартал. Теперь, чтобы восполнить упущенное, нам придется ежемесячно наращивать поставки. А так как к лету по плану они и так должны были увеличиться, работа предстоит напряженная", - говорит замдиректора.

При этом ТОО "АГФ групп" уже заплатило порядка 9 млн тенге таможенных платежей. В компании осознают, что это были заведомо безвозвратные траты. Но подчеркивают, что были вынуждены пойти на них, потому что имеют обязательства перед партнером по контракту, банком по выплате кредита и сотрудниками по зарплате.

По НДС фабрика заплатила с начала года свыше 30 млн тенге.

"Из-за отмены нулевой ставки по НДС нашей компании придется платить за каждую отгрузку порядка шести миллионов тенге косвенных налогов, - констатирует руководитель ТОО. - По нашим расчетам, в течение всего года нам нужно будет оплатить НДС в сумме около 400 млн тенге".

Налог платится дважды
Бизнесмены отмечают, что отмена льготы по освобождению от уплаты НДС в СЭЗ фактически привела к двойному налогообложению.

"То есть мы платим НДС на импортную составляющую при вывозе товара. Наш покупатель ИКЕА платит НДС в России, о чем отчитывается и присылает нам уведомление.

Таким образом, из-за несовершенства законодательных актов и несогласованных действий таможенных и налоговых органов двух стран – членов Таможенного союза субъекты предпринимательства обеих стран попадают под режим двойного налогообложения, хотя по международным нормам НДС платится один раз и платится конечным покупателем, - поясняет Гаухар Насырова. - Отразить эту графу в калькуляции при расчете себестоимости товара мы не можем.

Наш российский партнер говорит: возвращайте НДС. Да, НДС подлежит возврату. Но сам процесс возврата достаточно сложен и может затянуться до выяснения обстоятельств до 90 дней. Должна быть инициирована проверка не только у нас, но и в России. Срок принятия решения с момента подачи заявления о возврате составляет 55 рабочих дней. Возврат НДС за первый квартал в лучшем случае, если мы все-таки его получим, произойдет не раньше мая. При этом во время ожидания возврата мы должны будем выплачивать НДС уже за следующий период работы. И все вложенные нами деньги будут просто лежать "замороженными" на счету таможенного органа, так как ни государством, никем другим они не используются".

"Хочу обратить внимание на то, что мы кредитуемся в банке. То есть деньги берем под оборот. Но тратим кредит не на сырье, не на развитие, а на НДС, то есть чтобы взять у государства, обратно вернуть, еще и при этом оплатить проценты. Из-за прорех в оборотных средствах потом не можем закупить ткань, погасить кредит, ждем проплаты. То есть возникают большие финансовые сложности, срываются планы", - указывает нынешние реалии замдиректора компании.

При этом Насыров заявил, что, если деньги не вернутся, они будут вынуждены заложить 12% в себестоимость товара, чтобы как-то компенсировать свои потери. Однако их российский партнер уже предупредил, что из-за опасений потери клиентов не пойдет на изменение цены. 

Эффект НДС
Последствия расторжения контракта, уверена представитель компании, будут иметь негативный мультипликативный эффект. Ведь, помимо потери работы 200 сотрудниками фабрики, большая часть которых женщины из малообеспеченных семей, лишатся стабильных объемных заказов партнеры компании, в том числе изготовители пакетов, упаковок, печатной продукции, представители транспортных и логистических компаний.

Из-за нарушения графика поставок предприятие уже резко понизило свою позицию по индексу стабильности: если в прошлом году он равнялся 100%, то в этом не достигает и 40. А это означает потерю доверия как в глазах действующих, так и потенциальных партнеров.

"В нынешних условиях нам будет выгоднее и более целесообразно работать на Казахстан, а не на рынок России. А мы экспортно ориентированное предприятие, и заходили в СЭЗ именно с такой целью. И фабрику открывали именно в СЭЗ, потому что здесь были созданы благоприятствующие условия для экспортеров. Фактически смысл нашего присутствия в СЭЗ сейчас утрачен. И если даже мы бы переориентировались, не сможем продать в Казахстане производимые нами объемы продукции, рассчитанные на рынок России, так как емкость нашего внутреннего рынка с ним несопоставима", - отметил Фатхулла Насыров.

С такой точкой зрения согласна президент Ассоциации предприятий легкой промышленности РК Любовь Худова.

"Возмущения бизнесменов вполне резонны: зачем заходить в СЭЗ, нести огромные затраты, чтобы не получать льгот?! Есть положения по СЭЗ, там были предусмотрены преференции, предприятия туда пришли, построились. Смысл СЭЗ теряется, а правительство разводит руками. Это неправильно", - сказала она abctv.kz.

"Отмена НДС отрицательно скажется на деятельности предприятий, находящихся в СЭЗ "Оңтүстік", - добавила собеседница портала. -  Необходимо сохранить эту меру. Ведь предприятия еще не вышли на проектную мощность. К тому же они имели возможность пользоваться льготами непродолжительное время. Хотя указ о создании специальной экономической зоны "Оңтүстік" вышел в 2005 году, инфраструктура была полностью завершена лишь спустя годы (к концу 2011 года – прим. автора)". 

Вопросы без ответов
Сами предприниматели видят наиболее оптимальный вариант решения проблемы в отсрочке платежа по НДС по примеру Белоруссии. Это, а также другие предложения и вопросы участники СЭЗ "Оңтүстік" направили в ряд госорганов и НПП.

В письме в Минфин "АГФ групп" также просит разъяснить процедуру возврата уже уплаченного НДС.

Замдиректора РПП Газизбек Натбаев более склонен определять это не столько недоработкой, а скорее политикой стран ЕАЭС.

"Это в определенной степени защита внутреннего рынка, внутреннего производителя. Вероятно, эти соображения превалировали при решении вопроса: что экономически выгоднее – сохранить преференции для СЭЗ или импортный НДС", - предполагает он.

Какими мотивами руководствовались сами разработчики СИК, почему не было обеспечено их использование с начала 2017 года, есть ли у предпринимателей надежда на решение проблемы с выплатой НДС и в целом какова позиция госорганов по этому кругу вопросов, редакции выяснить не удалось.

Ни одного ответа на официальные запросы, направленные в три министерства (финансов, национальной экономики, по инвестициям и развитию), в установленные законом сроки редакция abctv.kz не получила.

По данным облакимата, в специальной экономической зоне "Оңтүстік" реализуется 17 проектов общей стоимостью 79,3 млрд тенге, запланировано создание более 5 тыс. рабочих мест. На сегодня привлечено инвестиций на 27,8 млрд тенге, функционируют 10 крупных компаний, создано 946 новых рабочих мест.

Клара Ларина, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться