Лауреат международных конкурсов ARD и Gazzelloni, ведущий флейтист оркестра Франкфуртской оперы, преподаватель Франкфуртского университета музыки и исполнительских искусств Эдуардо Бельмар (Германия), лауреат международных конкурсов, солистка Московской Филармонии Ирина Стачинская (Россия), выпускник Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца, лауреат международных конкурсов (фонд Banque Populaire), солист Казахской государственной филармонии им. Жамбыла Ержан Кушанов (Казахстан) не только сыграли перед публикой, но и дали четырехдневные мастер-классы молодым казахстанским флейтистам.
Отбор музыкантов в академию проводился в онлайн-формате – для участия исполнители (учащиеся младшего, среднего и старшего звена, профессионалы) отправляли видеозаписи своей игры. Организаторами было получено 43 заявки из городов Нур-Султана, Алматы, Усть-Каменогорска, Павлодара, Тараза и даже Шанхая (Китай). Двенадцать участников, прошедших в финал, получили возможность индивидуальных занятий с каждым из преподавателей. Те, кто не прошел отбор или не подавался в основной конкурс, смогли посетить его в качестве слушателей. Проект организован Фондом имени Батырхана Шукенова и Фондом Булата Утемуратова при поддержке Гете-Института в Казахстане.
Ержан Кушанов дал эксклюзивное интервью нашему порталу.
– Ержан, какова роль флейты в музыкальной культуре, ее развитие как самостоятельного инструмента и в оркестре?
– Флейта известна с древних времен. В том или ином виде флейта бытовала в Египте, Японии, Индии, Китае, а свой современный вид обрела лишь в 19 веке благодаря Теобальду Бему. Немецкий мастер и флейтист усовершенствовал систему клапанов, аппликатуру, придал объемный динамический прогресс.
Инструмент является неотъемлемой частью духового и симфонического оркестров, где, как я часто говорю, флейта играет роль скрипки среди духовых инструментов, так как часто дублирует партию скрипки и является весьма техничным и гибким инструментом. Свою популярность в качестве сольного инструмента флейта начала набирать не так давно – около 50 лет назад. Используется флейта во всех стилях и жанрах: в современной музыке, так как богата разными приемами, красками и тембрами, в джазе (во многих ансамблях играет роль сольного инструмента) и т. д.
– Существовали ли в культуре периоды популярности и упадка флейты?
– Пик популярности инструмента приходится на время творческой деятельности флейтиста Жан-Пьера Рампаля, который является такой же значимой фигурой для мира флейты, как Ойстрах для скрипки или Рострапович для виолончели. Рампаль давал более 200 концертов в год, участвовал в шоу на ТВ, популяризировал инструмент так, что взгляд на него начал меняться и на флейту наконец обратили внимание. Сейчас, на мой взгляд, вновь происходит рост популярности инструмента.
– Расскажите о своем опыте игры на флейте, народном и классическом исполнении, чем они отличаются и как связаны друг с другом?
– Я пробовал играть на различных народных инструментах (индийской бансури, ирландской тин вистл) и думаю, что главное отличие в том, что народные инструменты имеют свой ладовый ряд (допустим, ре-мажор, ля-минор и т. д.), тогда как классическая – совершенная, нет никаких ограничений, в интонационном плане, не нужно закрывать какой-то клапан. Объединяет инструменты народные и классические единый принцип игры – дыхание под определенным углом, за счет чего рождается звук.
– Как формируется репертуар для флейты?
– Репертуар, в принципе, сформирован, есть барочная музыка, музыка эпохи романтизма и позднего романтизма, авангардная и современная, которая пишется в наше время.
– Что сочиняют для флейты сегодня и чем это отличается от классики?
– Сочиняется много произведений. Используются практически все приемы, начиная с фрулато, заканчивая слэпом, игра с голосом. Я играю в составе ансамбля современной музыки Eegeru, и одно из произведений в репертуаре нашего коллектива требует от флейтиста игры на головке инструмента. В общем, там много необычных приемов игры.
– В мире много конкурсов, посвященных флейтистам?
– Конкурсов в мире существует очень много, в их числе как те, которые закрываются после первого же проведения, так и те, которые имеют свою многолетнюю историю. Самыми серьезными соревнованиями, наподобие тех, которые равны по статусу конкурсам Елизаветы или Чайковского, являются "Пражская весна", ARD Munich, конкурсы имени Максанса Ларье и Карла Нильсена.
– В чем состоят особенности продвижения классического музыканта, в частности флейтиста, на современной сцене?
– Флейта хоть и становится сейчас частью высшей лиги (к ней отношу скрипку, вокал, фортепиано, виолончель), долгое время была в тени, не являясь сольным инструментом. Это можно понять даже по репертуару: в сравнении с той же скрипкой количество произведений для флейты в разы меньше. Но сейчас за счет прогресса, появления новых музыкантов, конкурентной среды идет очень сильное развитие в сторону тембрального качества. Раньше важно было просто красиво играть на инструменте, а сейчас же к музыкантам предъявляются куда более высокие требования. Поэтому в первую очередь важно то, интересный ли он музыкант. Если да, то рано или поздно его заметят. Для этого существуют большие конкурсы, победа в которых может предоставить возможность сотрудничества с большими лейблами, концертными площадками и т. д. То есть сначала сосредоточиться на качестве своей игры, а дальше уже продвигать себя через конкурсы, социальные сети.
Ольга Власенко