Известный австралийский журналист, лауреат ряда телевизионных премий за лучший сценарий, режиссер и исполнительный продюсер Иво Бурум стал участником XVI Евразийского медиафорума в Алматы. Г-н Бурум обучает мобильной журналистике профессионалов и простых жителей Сирии, Йемена, Туниса, Ирака, Ливии, Египта, Иордании. Публикует исследовательские и учебные работы по мобильной журналистике. Является координатором по медиаиндустрии австралийского Университета Ла Троба. Эксперт по цифровой, мобильной и гражданской журналистике принял участие в программе "Эксклюзивное интервью" на телеканале Atameken Business.
– Г-н Бурум, Вы были в нашей стране 20 лет назад. Какие изменения наблюдаете в этот свой приезд?
– Несмотря на то, что я был в вашей стране более двух десятков лет назад, мне кажется, будто это мой первый визит. Не только в Казахстане, но и в других странах Центральной Азии очевидны изменения в плане использования мобильных девайсов и приложений и того, как это повлияло на жизнь людей. Мобильные приложения дают большое количество возможностей, и эти возможности используются (в Казахстане. – Ред.). Вы стали более вовлеченными в глобальные процессы. И вы очень гостеприимный народ.
– Вы выступали на XVI Евразийском медиафоруме. В чем, на Ваш взгляд, польза подобных мероприятий?
– Не могу говорить о влиянии форума внутри страны, но могу сказать, что подобные мероприятия оказывают очень сильное влияние с точки зрения позиционирования страны вовне. Они очень важны для профайла Казахстана. И более того, для людей вроде меня – тех, кто приезжает в Казахстан и видит страну.
Форум – это очень хорошая площадка, где обсуждаются разные темы, которые могут повлиять на какие-то вещи. Казахстан вообще очень хорошая страна, которая взяла инициативу проведения таких мероприятий у себя.
– Ваш мастер-класс на форуме был посвящен мобильной журналистике. До того как заняться этой темой, Вы работали на телевидении. Сложно ли было "переключиться"?
– Мобильной журналистикой я начал заниматься с 1990-х годов, я не новый человек в этой сфере. Но в 2010 году случился своего рода переворот. Тогда люди, которые хотели заниматься технологиями, имели очень много знаний в этой сфере, но никто не задумывался о том, как рассказывать истории (с помощью девайсов и технологий. – Ред.). Я был озадачен этой темой. В то время людей, подобных мне, было мало. Но произошла одна ситуация: самолет упал в реку, и человек, находившийся внутри салона, сделал твит: "Мы упали в реку, сейчас что-то случится с самолетом". Это была показательная ситуация.
Мобильная журналистика нацелена на то, чтобы рассказывать истории. В наших руках есть телефон, при помощи которого каждый человек может рассказать свою историю. На протяжении последних 10 лет я занимаюсь тем, что создаю треугольник, соединяющий студентов, общество и профессиональных журналистов. Я хочу, чтобы студенты и общество знали, как пользоваться этими девайсами и как правильно распространять информацию. И были непосредственно людьми-журналистами. Потому что технологии – это не такая важная вещь. Важнее навыки журналистики, которые помогают распространять информацию.
– Как долго, на Ваш взгляд, журналистика в том виде, в каком она существует сейчас, будет сохранять свою актуальность? Грозит ли профессии гибель?
– Новые технологии появляются всегда. Даже в то время, когда я работал на ТВ, тоже появлялось что-то новое.
Сегодня роль журналистики в обществе меняется. Сейчас, когда журналист рассказывает о чем-то, он дает аудитории информацию, и аудитория потом отправляет подтверждение сказанного обратно журналисту. Сегодня каждый человек со смартфоном может распространять информацию. Поэтому главная задача – научить людей этично это делать.
Вместе с этим меняется и роль журналиста. Теперь его задача заключается в том, чтобы взять всю подтверждающую информацию, которая приходит к нему от аудитории, для того чтобы создать общую картину для людей и давать достоверную информацию.
– С чем Вы связываете разницу в предпочтениях в способах потребления информации в разных странах – где-то предпочитают Интернет, а где-то все еще читают печатную прессу?
– Сейчас в Интернете очень легко и быстро можно найти любую информацию и новости, и не надо ходить для этого в библиотеку. В детстве во время учебы в английской школе в Хорватии я часто ходил в библиотеку, чтобы найти ответы на свои вопросы. Тогда я плохо говорил по-английски, и мне было неловко спрашивать о чем-то.
В наше время Интернет очень хорошо развит, и во многих странах люди используют его. Но почему, например, в США люди до сих пор покупают газеты? Потому что очень много денег вложено в газеты. Поэтому они до сих пор там функционируют.
Сейчас 40% всего населения смотрит видео на своих мобильных девайсах. Через свои смартфоны люди могут распространять информацию. Лет шесть-семь назад мобильные устройства и технологии не приносили существенных доходов, а сейчас в таких больших корпорациях, как Facebook, 90-95% дохода получают от мобильных девайсов. Мобильные девайсы – это и есть соцсети, без девайсов не было бы соцсетей. Вот почему я говорю о том, что сейчас очень важно уметь правильно использовать мобильные девайсы.
– Как Вы считаете, нужно ли сейчас учить журналистов журналистике?
– В свое время я преподавал журналистику в учебном заведении, но, когда начал углубляться в мобильную журналистику, пришлось больше работать с обществом. В наше время образование журналиста очень важно, но нужно учитывать критерии, по которым мы обучаем журналистов. Я обучаю общество, как правильно пользоваться девайсами и распространять информацию. Если об этом не знают профессиональные журналисты, это не правильно. Нужен тот самый треугольник – студенты, общество, журналисты.
– На Ваш взгляд, что придет на смену видеохостингам, соцсетям и новостным лентам? Какие новые способы получения информации появятся?
– Сложный вопрос. Соцсети, как я говорил, не сильно важны, а мобильные девайсы – это и есть соцсети. Я не знаю, какие тренды сложатся в будущем, но одна вещь никогда не изменится: люди будут рассказывать свои истории.
Поэтому я и говорю о том, что очень важно детям, студентам, вообще всем людям научиться пользоваться мобильными устройствами, для того чтобы получать информацию. В наше время информация имеет двустороннее движение – от журналиста к аудитории и от аудитории к журналисту. Журналисты и все люди должны быть открыты к этим изменениям.
Тимур Ермашев, Елена Тумашова